1. Средства физического воспитания Для достижения цели физического воспитания применяются следующие группы средств: 1) физические упражнения; 2) оздоровительные силы природы; 3) гигиенические факторы. Основным специфическим средством физического воспитания являются физические упражнения, вспомогательными средствами — оздоровительные силы природы и гигиенические факторы. Комплексное использование этих средств позволяет специалистам по физической культуре и спорту эффективно решать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Все средства физического воспитания можно отобразить в виде схемы (рис. 3). Физические упражнения — это такие двигательные действия (включая и их совокупности), которые направлены на реализацию задач физического воспитания, сформированы и организованы по его закономерностям. Слово физическое отражает характер совершаемой работы (в отличие от умственной), внешне проявляемой в виде перемещений тела человека и его частей в пространстве и во времени. Слово упражнение обозначает направленную повторностъ действия с целью воздействия на физические и психические свойства человека и совершенствования способа исполнения этого действия. Таким образом, физическое упражнение рассматривается, с одной стороны, как конкретное двигательное действие, с другой — как процесс многократного повторения. Эффект физических упражнений определяется прежде всего содержанием. Содержание физических упражнений — это совокупность физиологических, психологических и биомеханических процессов,, происходящих в организме человека при выполнении данного упражнения (физиологические сдвиги в организме, степень проявления физических качеств и т.п.). Оздоровительные силы природы Оздоровительные силы природы оказывают существенное влияние на занимающихся физическими упражнениями. Изменения метеорологических условий (солнечное излучение, воздействие температуры воздуха и воды, изменения атмосферного давления на уровне моря и на высоте, движение и ионизация воздуха и др.) вызывают определенные биохимические изменения в организме, которые приводят к изменению состояния здоровья и работоспособности человека. В процессе физического воспитания естественные силы природы используют по двум направлениям: 1) как сопутствующие факторы, создающие наиболее благоприятные условия, в которых осуществляется процесс физического воспитания. Они дополняют эффект воздействия физических упражнений на организм занимающихся. Занятия в лесу, на берегу водоема способствуют активизации биологических процессов, вызываемых физическими упражнениями, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т.д.; 2) как относительно самостоятельные средства оздоровления и закаливания организма (солнечные, воздушные ванны и водные процедуры). При оптимальном воздействии они становятся формой активного отдыха и повышают эффект восстановления. Одним из главных требований к использованию оздоровительных сил природы является системное и комплексное применение их в сочетании с физическими упражнениями. Гигиенические факторы К гигиеническим факторам, содействующим укреплению здоровья и повышающим эффект воздействия физических упражнений на организм человека, стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.), соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна. Несоблюдение гигиенических требований снижает положительный эффект занятий физическими упражнениями.
2. Быстрота и основы методики ее воспитания В настоящее время в физическом воспитании и спорте достаточно ситуаций, где требуется высокая быстрота реакции, и ее улучшение на одну десятую или даже на сотые доли секунды (а речь часто идет именно об этих мгновениях) имеет большое значение. Основной метод при развитии быстроты реакции — метод повторного выполнения упражнения. Он заключается в повторном реагировании на внезапно возникающий (заранее обусловленный) раздражитель с установкой на сокращение времени реагирования. Упражнения на быстроту реакции вначале выполняют в облегченных условиях (учитывая, что время реакции зависит от сложности последующего действия, ее отрабатывают отдельно, вводя облегченные исходные положения и т.д.). Например, в легкой атлетике (в беге на короткие дистанции) отдельно упражняются в скорости реакции на стартовый сигнал с опорой руками о какие-либо предметы в положении высокого старта и отдельно без стартового сигнала в быстроте выполнения первых беговых шагов. Как правило, реакция осуществляется не изолированно, а в составе конкретно направленного двигательного действия или его элемента (старт, атакующее или защитное действие, элементы игровых действий и т.п.). Поэтому для совершенствования быстроты простой двигательной реакции применяют упражнения на быстроту реагирования в условиях, максимально приближенных к соревновательным, изменяют время между предварительной и исполнительной командами (вариативные ситуации). Добиться значительного сокращения времени простой реакции — трудная задача. Диапазон возможного сокращения ее латентного времени за период многолетней тренировки примерно 0,10-0,15 с. Простые реакции обладают свойством переноса: если человек быстро реагирует на сигналы в одной ситуации, то он будет быстро реагировать на них и в других ситуациях. Воспитание быстроты сложных двигательных реакций Сложные двигательные реакции встречаются в видах деятельности, характеризующихся постоянной и внезапной сменой си-хуации действий (подвижные и спортивные игры, единоборства и т.д.). Большинство сложных двигательных реакций в физическом воспитании и спорте — это реакции «выбора» (когда из нескольких возможных действий требуется мгновенно выбрать одно, адекватное данной ситуации) и реакции на движущийся объект. Воспитание быстроты сложных двигательных реакций связано с моделированием в занятиях и тренировках целостных двигательных ситуаций и систематическим участием в состязаниях. Однако обеспечить за счет этого в полной мере избирательно направленное воздействие на улучшение сложной реакции невозможно. Для этого необходимо использовать специально подготовительные упражнения, в которых моделируются отдельные формы и условия проявления быстроты сложных реакций в той или иной двигательной деятельности. Вместе с тем создаются специальные условия, способствующие сокращению времени реакции. При воспитании быстроты реакции на движущийся объект (РДО) особое внимание уделяется сокращению времени начального компонента реакции — нахождения и фиксации объекта (например, мяча) в поле зрения. Этот компонент, когда объект появляется внезапно и движется с большой скоростью, составляет значительную часть всего времени сложной двигательной реакции — обычно больше половины. Стремясь сократить его, идут двумя основными путями: 1) воспитывают умение заблаговременно включать и «удерживать» объект в поле зрения (например, когда занимающийся ни на мгновение не выпускает мяч из поля зрения, время РДО у него 2) направленно увеличивают требования к быстроте восприятия объема и другим компонентам сложной реакции на основе варьирования внешними факторами, стимулирующими ее Время реакции выбора во многом зависит от возможных вариантов реакции, из которых должен быть выбран лишь один. Учитывая это, при воспитании быстроты реакции выбора стремятся прежде всего научить занимающихся искусно пользоваться «скрытой интуицией» о вероятных действиях противника. Такую информацию можно извлечь из наблюдений за позой противника, мимикой, подготовительными действиями, общей манерой поведения. Применяя для совершенствования реакции выбора специально подготовительные упражнения, последовательно усложняют и увеличивают в определенном порядке как число вариантов действий, разрешаемых партнеру, так и число ответных действий. На время реакции влияют такие факторы, как возраст, квалификация, состояние занимающегося, тип сигнала, сложность и освоенность ответного движения. Воспитание быстроты движений Внешнее проявление быстроты движений выражается скоростью двигательных актов и всегда подкрепляется не только скоростными, но и другими способностями (силовыми, координационными, выносливостью и др.). Основными средствами воспитания быстроты движений служат упражнения, выполняемые с предельной либо околопредельной скоростью: 1) собственно скоростные упражнения; 2) общеподготовительные упражнения; 3) специально подготовительные упражнения. Собственно скоростные упражнения характеризуются небольшой продолжительностью (до 15—20 с) и анаэробным элактатньщ энергообеспечением. Они выполняются с небольшой величиной внешних отягощений или при отсутствии их (так как внешние проявления максимумов силы и скорости связаны обратно пропорционально). В качестве общеподготовительных упражнений наиболее широко в физическом воспитании и спорте используются спринтерские упражнения, прыжковые упражнения, игры с выраженными моментами ускорений (например, баскетбол по обычным и упрощенным правилам, мини-футбол и т.п.). При выборе специально подготовительных упражнений с особой тщательностью следует соблюдать правила структурного подобия. В большинстве случаев они представляют собой «части» или целостные формы соревновательных упражнений, преобразованных таким образом, чтобы можно было превысить скорость по отношению к достигнутой соревновательной. При использовании в целях воспитания быстроты движений специально подготовительных упражнений с отягощениями вес отягощения должен быть в пределах до 15—20% от максимума (Э.Озолин, 1986). Целостные формы соревновательных упражнений используются в качестве средств воспитания быстроты главным образом в видах спорта с ярко выраженными скоростными признаками (спринтерские виды). После достижения определенных успехов в развитии скоростных способностей дальнейшее улучшение результатов может и не проявиться, несмотря на систематичность занятий. Такая задержка в росте результатов определяется как «скоростной барьер». Причина этого явления кроется в образовании достаточно устойчивы* условно-рефлекторных связей между техникой упражнения и проявляющимися при этом усилиями.Чтобы этого не случилось, необходимо включать в занятия упражнения, в которых быстрота проявляется в вариативных условиях, и использовать следующие методические подходы и приемы. 1. Облегчение внешних условий и использование дополнительных сил, ускоряющих движение. Самый распространенный способ облегчения условий проявления быстроты в упражнениях, отягощенных весом спортивного снаряда или снаряжения, — уменьшение величины отягощения, что позволяет выполнять движения с повышенной скоростью и в обычных условиях. Сложнее осуществить аналогичный подход в упражнениях, отягощенных лишь собственным весом занимающегося. Стремясь облегчить достижение повышенной скорости в таких упражнениях, используют следующие приемы, выполняемые в условиях, облегчающих увеличение темпа и частоты движений: а) «уменьшают» вес тела занимающегося за счет приложения внешних сил (например, непосредственная помощь преподавателя (тренера) или партнера с применением подвесных лонж и без них (в гимнастических и других упражнениях); б) ограничивают сопротивление естественной среды (например, бег по ветру, плавание по течению и т.п.); в) используют внешние условия, помогающие занимающемуся произвести ускорение за счет инерции движения своего тела (бег под гору, бег по наклонной дорожке и т.п.); г) применяют дозированно внешние силы, действующие в направлении перемещения (например, механическую тягу в беге). 2. Использование эффекта «ускоряющего последействия» и варьи Скорость движений может временно увеличиваться под влиянием предшествующего выполнения движений с отягощениями (например, выпрыгивание с грузом перед прыжком в высоту, толчок утяжеленного ядра перед толчком обычного и т.п.). Механизм этого эффекта заключен в остаточном возбуждении нервных центров, сохранении двигательной установки и других следовых процессах, интенсифицирующих последующие двигательные действия. При этом может значительно сокращаться время движений, возрастать степень ускорений и мощность производимой работы. Однако подобный эффект наблюдается не всегда. Он во многом зависит от веса отягощения и последующего его облегчения, числа повторений и порядка чередований обычного, утяжеленного и облегченного вариантов упражнения. 1. Лидирование и сенсорная активизация скоростных проявлений. 2. Понятие «лидирование» охватывает известные приемы (бег за лидером-партнером и др.). Объем скоростных упражнений в рамках отдельного занятия, как правило, относительно невелик.-
1. Задачи медицинского контроля за женщинами-спортсменками Для рационального построения занятий спортом с девушками и женщинами необходимо учитывать анатомо-физиоло-гические особенности их организма, обусловленные важнейшей биологической функцией — материнством. Регулярные занятия спортом, построенные с учетом особенностей женского организма, благотворно влияют на здоровье, физическое развитие и функциональное состояние девушек и женщин. У женщин, занимающихся спортом, беременность и роды протекают более благоприятно, реже встречаются различные осложнения. Новорожденные дети у спортсменок обычно превышают средние величины и по росту, и по весу. Физическое развитие и телосложение женщин во многом отличаются от мужчин. Это касается длины тела и веса, которые у женщин меньше, чем у мужчин. Мышечная масса у женщин составляет примерно 35% от веса тела, в то время как у мужчин вес мышц достигает 40—45%. Более слабое развитие мышц у женщин приводит и к более низким показателям силы различных мышечных групп. Так, у студентов институтов физической культуры сила кисти у женщин в среднем равна 36,5+5,1 кг, а у мужчин — 60,1 ±7 кг; становая сила у женщин равна 91,4+14,8 кг, а у мужчин— 167,7+20,4 кг. Жировая ткань у женщин составляет в среднем 28% веса тела, а у мужчин — до 18%, плечи у женщин уже, а таз шире, ноги и руки более короткие, чем у мужчин. Центр тяжести у женщин расположен ниже, чем у мужчин. Эти особенности телосложения женщин дают им преимущества при выполнении физических упражнений в равновесии с опорой на нижние конечности, вместе с тем ограничивают скорость бега и высоту прыжков. Наблюдаются также различия в структуре и функциях внутренних органов. Так, вес сердца у женщин меньше, чем у мужчин, на 10—15%. объем сердца у нетренированных женщин составляет 580+8,5 см3, у нетренированных мужчин — 760+11 см3. Аналогичные соотношения наблюдаются у спортсменок и спортсменов. Функциональные показатели работы сердца также отличаются у женщин и мужчин. Так, у мужчин ударный объем сердца в покое на 10—15 см3 больше, чем у женщин, а минутный объем кровообращения больше на 0,3—0,5 л/мин. В условиях выполнения максимальной физической нагрузки сердечный выброс у женщин существенно ниже, чем у мужчин. У женщин также уменьшен общий объем крови. ЧСС в покое у них выше, чем у мужчин, на 10—15 уд/мин. Все это указывает на более низкие функциональные возможности сердечно-сосудистой системы у женщин по сравнению с мужчинами. У женщин при исследовании системы внешнего дыхания определяется более высокая частота дыхания, меньшая глубина дыхания и несколько меньший минутный объем дыхания, нежели у мужчин. ЖЕЛ также меньше на 1000—1500 см3. Тип дыхания у женщин грудной, у мужчин — брюшной. МПК у женщин меньше, чем у мужчин, на 500—1500 мл/мин. Физическая работоспособность, определенная по тесту РWC, у нетренированных мужчин в среднем составляет 1027 кгм/мин, в то время, как у женщин — 640 кгм/мин. Под влиянием систематических занятий спортом функциональные показатели различных систем организма у мужчин и женщин еще более отличаются. Так, реакция на функциональные пробы с физической нагрузкой у женщин характеризуется более выраженным повышением ЧСС и меньшим подъемом АД, а также более длительным периодом восстановления этих показателей после физической нагрузки. E женщин, занимающихся сложнокоординационными видами спорта (гимнастика, прыжки в воду), физическая работоспособность составляет всего 76,1% от ее величины у мужчин. У тренирующихся на выносливость (лыжи, коньки, гребля) физическая работоспособность относительно ниже — 70,1%. При построении учебно-тренировочного процесса тренер должен непременно учитывать особенности функционального состояния спортсменок в различные фазы овариально-менстру-ального цикла (у девочек она начинается с 11—13 лет).Особенно важно учитывать у женщин менструальный период.jlВ этот период поисходит потеря крови в результате биологических процессов. Фаза менструации продолжается от 2 до 7 дней. Функциональное состояние женщин в различные фазы овариально-менструального цикла различно. У одних спортсменок самочувствие изменяется за 1—2 дня до менструации, у других — во время менструации. ЧСС у большинства спортсменок в менструальную фазу увеличивается на 5—15 уд/мин. Максимальное АД практически не изменяется, а минимальное АД, как правило, увеличивается на 10—15 мм рт. ст. Показатели внешнего дыхания в менструальную фазу практически не изменяются. Уровень общей физической работоспособности, рассчитанной по тесту РWC, у большинства спортсменок примерно в 88% всех случаев в менструальную фазу несколько снижен, и лишь у небольшой части он не изменяется или даже несколько повышается. Анатомо-физиологические особенности женского организма обусловливают и особенности врачебного контроля за спортсменками, который должен быть углубленным, с привлечением врача-гинеколога, систематическим и многократным в течение годичного тренировочного цикла. При врачебных обследованиях женщин применяемые функциональные пробы имеют меньшую физическую нагрузку, чем у мужчин. Самоконтроль у спортсменок также имеет ряд особенностей. Так, они должны постоянно наблюдать за течением овариально-менструального цикла. Данные самоконтроля помогут изучить особенности течения овариально-менструального цикла, функциональное состояние в различные фазы. Эти данные следует учитывать как спортсменке, так и тренеру для рационального построения тренировочных занятий. Регулярные, систематические занятия спортом с учетом индивидуальных особенностей в течение овариально-менструального цикла благоприятно отражаются на становлении и дальнейшем течении менструальной функции. Вопрос о занятиях спортом в менструальную фазу решается сугубо индивидуально, в зависимости от характера течения этой фазы. При благоприятном течении возможны занятия спортом, однако тренировочная нагрузка не должна быть максимальной. Полностью исключаются из тренировок упражнения, связанные с сильными сотрясениями тела, с натуживанием, исключаются также силовые и прыжковые упражнения. Не разрешается купаться в открытых водоемах, а также в бассейнах, применять холодный душ, загорать. Девушкам, особенно тем, кто находится в периоде становления овариально-менструального цикла, а также женщинам, начинающим заниматься спортом, тренировка и участие в соревнованиях в менструальную фазу запрещены. С начала беременности спортивная тренировка и соревнования категорически запрещаются. Однако возможны, и даже необходимы, занятия с применением специальных физических упражнений, направленные на укрепление мышц живота, тазового дна, спины, нижних конечностей и стопы. |