1. Средства физического воспитания

Для достижения цели физического воспитания применяются следующие группы средств: 1) физические упражнения; 2) оздо­ровительные силы природы; 3) гигиенические факторы. Основ­ным специфическим средством физического воспитания являют­ся физические упражнения, вспомогательными средствами — оздо­ровительные силы природы и гигиенические факторы. Комплек­сное использование этих средств позволяет специалистам по фи­зической культуре и спорту эффективно решать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Все средства физичес­кого воспитания можно отобразить в виде схемы (рис. 3).

Физические упражнения — это такие двигательные действия (включая и их совокупности), которые направлены на реализацию задач физического воспитания, сформированы и организо­ваны по его закономерностям.

Слово физическое отражает характер совершаемой работы (в от­личие от умственной), внешне проявляемой в виде перемещений тела человека и его частей в пространстве и во времени.

Слово упражнение обозначает направленную повторностъ дей­ствия с целью воздействия на физические и психические свой­ства человека и совершенствования способа исполнения этого действия.

Таким образом, физическое упражнение рассматривается, с одной стороны, как конкретное двигательное действие, с дру­гой — как процесс многократного повторения.

Эффект физических упражнений определяется прежде всего содержанием. Содержание физических упражнений — это сово­купность физиологических, психологических и биомеханических процессов,, происходящих в организме человека при выполнении данного упражнения (физиологические сдвиги в организме, сте­пень проявления физических качеств и т.п.).

Оздоровительные силы природы

Оздоровительные силы природы оказывают существенное вли­яние на занимающихся физическими упражнениями. Изменения метеорологических условий (солнечное излучение, воздействие температуры воздуха и воды, изменения атмосферного давления на уровне моря и на высоте, движение и ионизация воздуха и др.) вызывают определенные биохимические изменения в орга­низме, которые приводят к изменению состояния здоровья и ра­ботоспособности человека.

В процессе физического воспитания естественные силы приро­ды используют по двум направлениям:

1) как сопутствующие факторы, создающие наиболее благо­приятные условия, в которых осуществляется процесс физичес­кого воспитания. Они дополняют эффект воздействия физичес­ких упражнений на организм занимающихся. Занятия в лесу, на берегу водоема способствуют активизации биологических про­цессов, вызываемых физическими упражнениями, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утом­ления и т.д.;

2) как относительно самостоятельные средства оздоровления и закаливания организма (солнечные, воздушные ванны и вод­ные процедуры).

При оптимальном воздействии они становятся формой актив­ного отдыха и повышают эффект восстановления.

Одним из главных требований к использованию оздоровитель­ных сил природы является системное и комплексное применение их в сочетании с физическими упражнениями.

 Гигиенические факторы

К гигиеническим факторам, содействующим укреплению здо­ровья и повышающим эффект воздействия физических упражне­ний на организм человека, стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся личная и общественная гигиена (чи­стота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.), соблюдение об­щего режима дня, режима двигательной активности, режима пи­тания и сна.

Несоблюдение гигиенических требований снижает положитель­ный эффект занятий физическими упражнениями.

 

2. Быстрота и основы методики ее воспитания

В настоящее время в физическом воспитании и спорте доста­точно ситуаций, где требуется высокая быстрота реакции, и ее улучшение на одну десятую или даже на сотые доли секунды (а речь часто идет именно об этих мгновениях) имеет большое зна­чение. Основной метод при развитии быстроты реакции — метод повторного выполнения упражнения. Он заключается в повтор­ном реагировании на внезапно возникающий (заранее обуслов­ленный) раздражитель с установкой на сокращение времени реа­гирования.

Упражнения на быстроту реакции вначале выполняют в об­легченных условиях (учитывая, что время реакции зависит от сложности последующего действия, ее отрабатывают отдельно, вводя облегченные исходные положения и т.д.). Например, в лег­кой атлетике (в беге на короткие дистанции) отдельно упражня­ются в скорости реакции на стартовый сигнал с опорой руками о какие-либо предметы в положении высокого старта и отдельно без стартового сигнала в быстроте выполнения первых беговых

шагов.

Как правило, реакция осуществляется не изолированно, а в составе конкретно направленного двигательного действия или его элемента (старт, атакующее или защитное действие, эле­менты игровых действий и т.п.). Поэтому для совершенствова­ния быстроты простой двигательной реакции применяют уп­ражнения на быстроту реагирования в условиях, максимально приближенных к соревновательным, изменяют время между предварительной и исполнительной командами (вариативные

ситуации).

Добиться значительного сокращения времени простой реак­ции — трудная задача. Диапазон возможного сокращения ее ла­тентного времени за период многолетней тренировки примерно

0,10-0,15 с.

Простые реакции обладают свойством переноса: если человек быстро реагирует на сигналы в одной ситуации, то он будет быс­тро реагировать на них и в других ситуациях.

Воспитание быстроты сложных двигательных реакций

Сложные двигательные реакции встречаются в видах деятель­ности, характеризующихся постоянной и внезапной сменой си-хуации действий (подвижные и спортивные игры, единоборства и т.д.). Большинство сложных двигательных реакций в физичес­ком воспитании и спорте — это реакции «выбора» (когда из не­скольких возможных действий требуется мгновенно выбрать одно, адекватное данной ситуации) и реакции на движущийся объект.

Воспитание быстроты сложных двигательных реакций связано с моделированием в занятиях и тренировках целостных двигатель­ных ситуаций и систематическим участием в состязаниях. Однако обеспечить за счет этого в полной мере избирательно направлен­ное воздействие на улучшение сложной реакции невозможно. Для этого необходимо использовать специально подготовительные уп­ражнения, в которых моделируются отдельные формы и условия проявления быстроты сложных реакций в той или иной двига­тельной деятельности. Вместе с тем создаются специальные усло­вия, способствующие сокращению времени реакции.

При воспитании быстроты реакции на движущийся объект (РДО) особое внимание уделяется сокращению времени началь­ного компонента реакции — нахождения и фиксации объекта (на­пример, мяча) в поле зрения. Этот компонент, когда объект по­является внезапно и движется с большой скоростью, составляет значительную часть всего времени сложной двигательной реак­ции — обычно больше половины. Стремясь сократить его, идут двумя основными путями:

1)      воспитывают умение заблаговременно включать и «удержи­вать» объект в поле зрения (например, когда занимающийся ни на мгновение не выпускает мяч из поля зрения, время РДО у него
само собой сокращается на всю начальную фазу), а также умение заранее предусматривать возможные перемещения объекта;

2)      направленно увеличивают требования к быстроте воспри­ятия объема и другим компонентам сложной реакции на осно­ве варьирования внешними факторами, стимулирующими ее
быстроту.

Время реакции выбора во многом зависит от возможных ва­риантов реакции, из которых должен быть выбран лишь один. Учитывая это, при воспитании быстроты реакции выбора стре­мятся прежде всего научить занимающихся искусно пользовать­ся «скрытой интуицией» о вероятных действиях противника. Такую информацию можно извлечь из наблюдений за позой про­тивника, мимикой, подготовительными действиями, общей манерой поведения.

Применяя для совершенствования реакции выбора специаль­но подготовительные упражнения, последовательно усложняют и увеличивают в определенном порядке как число вариантов действий, разрешаемых партнеру, так и число ответных действий.

На время реакции влияют такие факторы, как возраст, квалификация, состояние занимающегося, тип сигнала, сложность и освоенность ответного движения.

Воспитание быстроты движений

Внешнее проявление быстроты движений выражается скорос­тью двигательных актов и всегда подкрепляется не только скоро­стными, но и другими способностями (силовыми, координаци­онными, выносливостью и др.).

Основными средствами воспитания быстроты движений слу­жат упражнения, выполняемые с предельной либо околопредель­ной скоростью: 1) собственно скоростные упражнения; 2) обще­подготовительные упражнения; 3) специально подготовительные

упражнения.

Собственно скоростные упражнения характеризуются небольшой продолжительностью (до 15—20 с) и анаэробным элактатньщ энергообеспечением. Они выполняются с небольшой величиной внешних отягощений или при отсутствии их (так как внешние проявления максимумов силы и скорости связаны обратно про­порционально).

В качестве общеподготовительных упражнений наиболее широ­ко в физическом воспитании и спорте используются спринтерс­кие упражнения, прыжковые упражнения, игры с выраженными моментами ускорений (например, баскетбол по обычным и упро­щенным правилам, мини-футбол и т.п.).

При выборе специально подготовительных упражнений с особой тщательностью следует соблюдать правила структурного подобия. В большинстве случаев они представляют собой «части» или цело­стные формы соревновательных упражнений, преобразованных таким образом, чтобы можно было превысить скорость по отно­шению к достигнутой соревновательной.

При использовании в целях воспитания быстроты движений специально подготовительных упражнений с отягощениями вес отягощения должен быть в пределах до 15—20% от максимума (Э.Озолин, 1986). Целостные формы соревновательных упражне­ний используются в качестве средств воспитания быстроты глав­ным образом в видах спорта с ярко выраженными скоростными признаками (спринтерские виды).

После достижения определенных успехов в развитии скорост­ных способностей дальнейшее улучшение результатов может и не проявиться, несмотря на систематичность занятий. Такая задерж­ка в росте результатов определяется как «скоростной барьер». При­чина этого явления кроется в образовании достаточно устойчивы* условно-рефлекторных связей между техникой упражнения и про­являющимися при этом усилиями.Чтобы этого не случилось, необходимо включать в занятия упражнения, в которых быстрота проявляется в вариативных условиях, и использовать следующие методические подходы и приемы.

1. Облегчение внешних условий и использование дополнительных сил, ускоряющих движение.

Самый распространенный способ облегчения условий прояв­ления быстроты в упражнениях, отягощенных весом спортивного снаряда или снаряжения, — уменьшение величины отягощения, что позволяет выполнять движения с повышенной скоростью и в обычных условиях.

Сложнее осуществить аналогичный подход в упражнениях, отягощенных лишь собственным весом занимающегося. Стре­мясь облегчить достижение повышенной скорости в таких уп­ражнениях, используют следующие приемы, выполняемые в ус­ловиях, облегчающих увеличение темпа и частоты движений: а) «уменьшают» вес тела занимающегося за счет приложения внешних сил (например, непосредственная помощь преподава­теля (тренера) или партнера с применением подвесных лонж и без них (в гимнастических и других упражнениях); б) ограни­чивают сопротивление естественной среды (например, бег по ветру, плавание по течению и т.п.); в) используют внешние условия, помогающие занимающемуся произвести ускорение за счет инерции движения своего тела (бег под гору, бег по наклонной дорожке и т.п.); г) применяют дозированно вне­шние силы, действующие в направлении перемещения (напри­мер, механическую тягу в беге).

2. Использование эффекта «ускоряющего последействия» и варьи­
рование отягощений.

Скорость движений может временно увеличиваться под влия­нием предшествующего выполнения движений с отягощениями (например, выпрыгивание с грузом перед прыжком в высоту, тол­чок утяжеленного ядра перед толчком обычного и т.п.). Механизм этого эффекта заключен в остаточном возбуждении нервных цент­ров, сохранении двигательной установки и других следовых про­цессах, интенсифицирующих последующие двигательные действия. При этом может значительно сокращаться время движений, возра­стать степень ускорений и мощность производимой работы.

Однако подобный эффект наблюдается не всегда. Он во мно­гом зависит от веса отягощения и последующего его облегчения, числа повторений и порядка чередований обычного, утяжеленно­го и облегченного вариантов упражнения.

1.  Лидирование и сенсорная активизация скоростных проявлений.

2.  Понятие «лидирование» охватывает известные приемы (бег за лидером-партнером и др.).

Объем скоростных упражнений в рамках отдельного занятия, как правило, относительно невелик.-

 

 

1. Задачи медицинского контроля за женщинами-спортсменками

Для рационального построения занятий спортом с девушками и женщинами необходимо учитывать анатомо-физиоло-гические особенности их организма, обусловленные важнейшей биологической функцией — материнством.

Регулярные занятия спортом, построенные с учетом особенно­стей женского организма, благотворно влияют на здоровье, фи­зическое развитие и функциональное состояние девушек и жен­щин. У женщин, занимающихся спортом, беременность и роды протекают более благоприятно, реже встречаются различные осложнения. Новорожденные дети у спортсменок обычно превы­шают средние величины и по росту, и по весу.

Физическое развитие и телосложение женщин во многом отли­чаются от мужчин. Это касается длины тела и веса, которые у женщин меньше, чем у мужчин. Мышечная масса у женщин со­ставляет примерно 35% от веса тела, в то время как у мужчин вес мышц достигает 40—45%. Более слабое развитие мышц у жен­щин приводит и к более низким показателям силы различных мы­шечных групп. Так, у студентов институтов физической культуры сила кисти у женщин в среднем равна 36,5+5,1 кг, а у мужчин — 60,1 ±7 кг; становая сила у женщин равна 91,4+14,8 кг, а у муж­чин— 167,7+20,4 кг. Жировая ткань у женщин составляет в сред­нем 28% веса тела, а у мужчин — до 18%, плечи у женщин уже, а таз шире, ноги и руки более короткие, чем у мужчин. Центр тяжести у женщин расположен ниже, чем у мужчин. Эти особенности телосложения женщин дают им преимущества при выполнении физических упражнений в рав­новесии с опорой на нижние конечности, вместе с тем ограничи­вают скорость бега и высоту прыжков.

Наблюдаются также различия в структуре и функциях внут­ренних органов. Так, вес сердца у женщин меньше, чем у мужчин, на 10—15%. объем сердца у нетренированных женщин составляет 580+8,5 см3, у нетренированных мужчин — 760+11 см3. Анало­гичные соотношения наблюдаются у спортсменок и спортсменов.

Функциональные показатели работы сердца также отличаются у женщин и мужчин. Так, у мужчин ударный объем сердца в по­кое на 10—15 см3 больше, чем у женщин, а минутный объем кро­вообращения больше на 0,3—0,5 л/мин. В условиях выполнения максимальной физической нагрузки сердечный выброс у женщин существенно ниже, чем у мужчин. У женщин также уменьшен об­щий объем крови. ЧСС в покое у них выше, чем у мужчин, на 10—15 уд/мин. Все это указывает на более низкие функциональ­ные возможности сердечно-сосудистой системы у женщин по срав­нению с мужчинами.

У женщин при исследовании системы внешнего дыхания опре­деляется более высокая частота дыхания, меньшая глубина дыха­ния и несколько меньший минутный объем дыхания, нежели у мужчин. ЖЕЛ также меньше на 1000—1500 см3. Тип дыхания у женщин грудной, у мужчин — брюшной. МПК у женщин мень­ше, чем у мужчин, на 500—1500 мл/мин.

Физическая работоспособность, определенная по тесту РWC, у нетренированных мужчин в среднем составляет 1027 кгм/мин, в то время, как у женщин — 640 кгм/мин.

Под влиянием систематических занятий спортом функциональ­ные показатели различных систем организма у мужчин и женщин еще более отличаются. Так, реакция на функциональные пробы с физической нагрузкой у женщин характеризуется более выра­женным повышением ЧСС и меньшим подъемом АД, а также бо­лее длительным периодом восстановления этих показателей после физической нагрузки.

E женщин, занимающихся сложнокоординационными видами спор­та (гимнастика, прыжки в воду), физическая работоспособность составляет всего 76,1% от ее величины у мужчин. У тренирую­щихся на выносливость (лыжи, коньки, гребля) физическая рабо­тоспособность относительно ниже — 70,1%.

При построении учебно-тренировочного процесса тренер дол­жен непременно учитывать особенности функционального состоя­ния спортсменок в различные фазы овариально-менстру-ального цикла (у девочек она начинается с 11—13 лет).Особенно важно учитывать у женщин менструальный период.jlВ этот период поисходит потеря крови в результате биологических процессов. Фаза менструации продол­жается от 2 до 7 дней.

Функциональное состояние женщин в различные фазы овари­ально-менструального цикла различно. У одних спортсменок са­мочувствие изменяется за 1—2 дня до менструации, у других — во время менструации.

ЧСС у большинства спортсменок в менструальную фазу уве­личивается на 5—15 уд/мин. Максимальное АД практически не изменяется, а минимальное АД, как правило, увеличивается на 10—15 мм рт. ст.

Показатели внешнего дыхания в менструальную фазу практи­чески не изменяются.

Уровень общей физической работоспособности, рассчитанной по тесту РWC, у большинства спортсменок примерно в 88% всех случаев в менструальную фазу несколько снижен, и лишь у небольшой части он не изменяется или даже несколько повы­шается.

Анатомо-физиологические особенности женского организма обу­словливают и особенности врачебного контроля за спортсменка­ми, который должен быть углубленным, с привлечением врача-гинеколога, систематическим и многократным в течение годичного тренировочного цикла.

При врачебных обследованиях женщин применяемые функцио­нальные пробы имеют меньшую физическую нагрузку, чем у муж­чин.

Самоконтроль у спортсменок также имеет ряд особенностей. Так, они должны постоянно наблюдать за течением овариально-менструального цикла.

Данные самоконтроля помогут изучить особенности течения овариально-менструального цикла, функциональное состояние в различные фазы. Эти данные следует учитывать как спортсменке, так и тренеру для рационального построения тренировочных за­нятий.

Регулярные, систематические занятия спортом с учетом инди­видуальных особенностей в течение овариально-менструального цикла благоприятно отражаются на становлении и дальнейшем течении менструальной функции.

Вопрос о занятиях спортом в менструальную фа­зу решается сугубо индивидуально, в зависимости от характера течения этой фазы. При благоприятном течении возможны заня­тия спортом, однако тренировочная нагрузка не должна быть мак­симальной. Полностью исключаются из тренировок упражнения, связанные с сильными сотрясениями тела, с натуживанием, ис­ключаются также силовые и прыжковые упражнения. Не разре­шается купаться в открытых водоемах, а также в бассейнах, при­менять холодный душ, загорать. Девушкам, особенно тем, кто на­ходится в периоде становления овариально-менструального цикла, а также женщинам, начинающим заниматься спортом, трениров­ка и участие в соревнованиях в менструальную фазу запрещены.

С начала беременности спортивная тренировка и сорев­нования категорически запрещаются. Однако возможны, и даже необходимы, занятия с применением специальных физических упражнений, направленные на укрепление мышц живота, тазово­го дна, спины, нижних конечностей и стопы.

Бесплатный хостинг uCoz