Цель и задачи физического воспитания

Под целью понимают конечный итог деятельности, к которо­му стремится человек или общество.

Целью физического воспитания является оптимизация физичес­кого развития человека, всестороннего совершенствования свой­ственных каждому физических качеств и связанных с ними способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств, характеризующих общественно активную личность; обес­печить на этой основе подготовленность каждого члена общества к плодотворной трудовой и другим видам деятельности (Л.П.Мат­веев, 1989).

Для того чтобы цель сделать реально достижимой в физиче­ском воспитании, решается комплекс конкретных задач (специ­фических и общепедагогических), которые отражают многогран­ность процесса воспитания, этапы возрастного развития воспи­тываемых, уровень их подготовленности, условия достижения на­меченных результатов.

К специфическим задачам физического воспитания относятся две группы задач: задачи по оптимизации физического развития человека и образовательные задачи.

Решение задач по оптимизации физического развития человека должно обеспечить:

— оптимальное развитие физических качеств, присущих чело­веку;

— укрепление и сохранение здоровья, а также закаливание орга­низма;

— совершенствование телосложения и гармоничное развитиефизиологических функций;

— многолетнее сохранение высокого уровня общей работоспо­собности.

Всестороннее развитие физических качеств имеет большое зна­чение для человека. Широкая возможность их переноса на любую двигательную деятельность позволяет использовать их во многих сферах человеческой деятельности — в разнообразных трудовых процессах, в различных и подчас необычных условиях среды.

Здоровье населения в стране рассматривается как самая боль­шая ценность, как отправное условие для полноценной деятель­ности и счастливой жизни людей. На базе крепкого здоровья и хорошего развития физиологических систем организма может быть достигнут высокий уровень развития физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости.

Совершенствование телосложения и гармоническое развитие физиологических функций человека решаются на базе всесто­роннего воспитания физических качеств и двигательных способ­ностей, что в конечном счете приводит к естественно-нормаль­ному, неискаженному формированию телесных форм. Данная за­дача предусматривает коррекцию недостатков телосложения, вос­питание правильной осанки, пропорциональное развитие мы­шечной массы всех частей тела, содействие сохранению опти­мального веса с помощью физических упражнений, обеспече­ние телесной красоты. Совершенство форм тела, в свою очередь, выражает в определенной мере совершенство функций организ­ма человека.

Физическое воспитание обеспечивает долголетнее сохранение высокого уровня физических способностей, продлевая тем самым работоспособность людей.

К специальным образовательным задачам относят:

— формирование различных жизненно важных двигательных умений и навыков;

— формирование спортивных двигательных умений и навыков.

— приобретение базовых знаний научно-практического харак­
тера.

Физические качества человека могут наиболее полно и раци­онально использоваться, если он обучен двигательным действи­ям. В результате обучения движениям формируются двигатель­ные умения и навыки. К жизненно важным умениям и навыкам относится возможность осуществлять двигательные действия, не­обходимые в трудовой, оборонной, бытовой или спортивной деятельности.

Так, непосредственное прикладное значение для жизни имеют умения и навыки плавания, передвижения на лыжах, бега, ходь­бы, прыжков и т.п. Умения и навыки спортивного характера (в гим­настике, фигурном катании на коньках, технические приемы игры в футбол и т.д.) имеют косвенную прикладность. Формирование умений и навыков развивает у человека способности к овладению любыми движениями, в том числе трудовыми. Чем большим бага­жом двигательных умений и навыков обладает человек, тем легче осваиваются им новые формы движений.

Передача обучаемым специальных физкультурных знаний, их систематическое пополнение и углубление также являются важ­ными задачами физического воспитания. К ним относятся зна­ния: сущности физической культуры, ее значения для личности и общества; физкультурно-гигиенического характера; закономерно­стей формирования двигательных умений и навыков; техники физических упражнений, ее значения и основ применения; ук­репления и поддержания хорошего здоровья на многие годы.

Повышение физкультурной грамотности людей позволяет ши­роко внедрять физическую культуру и спорт в быт и на производ­стве. В деле вовлечения широких слоев населения в физкультурное движение пропаганда физкультурных знаний имеет одно из пер­востепенных значений.

К общепедагогическим относят задачи по формированию лич­ности человека. Эти задачи выдвигаются обществом перед всей системой воспитания как особо значимые. Физическое же воспи­тание должно содействовать развитию нравственных качеств, по­ведению в духе требований общества, развитию интеллекта и психомоторной функции.

Высоконравственное поведение спортсмена, воспитанного тре­нером и коллективом, а также выработанные в процессе занятий физическими упражнениями трудолюбие, настойчивость, смелость и другие волевые качества непосредственно переносятся в жизнь, в производственную, военную и бытовую обстановку.

В процессе физического воспитания решаются и определенные задачи по формированию этических и эстетических качеств лич­ности. Духовное и физическое начало в развитии человека состав­ляют неразделимое целое и поэтому позволяют в ходе физическо­го воспитания эффективно решать и эти задачи.

Обще педагогические задачи физического воспитания уточня­ются в соответствии со спецификой избранного направления фи­зического воспитания, возраста и пола занимающихся.

Цель физического воспитания может быть достигнута при ус­ловии решения всех его задач. Только в единстве они становятся действительными гарантами всестороннего гармонического раз­вития человека.

 

2. Методика формирования двигательного навыка

2. Закон «плато» (задержки) в развитии навыка. Длительность задержки в развитии навыка может быть самой разнообразной. Она обусловлена двумя причинами:

а)  внутренней, которая характеризуется протеканием незамет­ных приспособительных изменений в организме, которые лишь с
течением времени переходят в заметные качественные улучшения

навыка;

б) внешней, вызванной неправильной методикой обучения или недостаточным уровнем развития физических качеств.

Если причина появления задержки в развитии навыка опреде­лена правильно, то для ее преодоления потребуется только время (внутренняя причина) или существенное изменение средств, ме­тодов и методических приемов обучения (внешняя причина).

3. Закон угасания навыка. Он проявляется, когда длительное время не повторяется действие. Угасание навыка происходит по­степенно. Вначале навык не претерпевает качественных измене­ний, но ученик начинает испытывать неуверенность в своих си­лах, что иногда приводит к срывам в исполнении действия. Затем теряется способность к точной дифференцировке движений, на­рушаются сложные координационные отношения между движе­ниями, и в конечном счете ученик теряет способность выполнять некоторые сложные действия. Однако полностью навык не исче­зает, его основа сохраняется сравнительно долго, и после повто­рений он быстро восстанавливается.

4.  Закон отсутствия предела в развитии двигательного навыка.

Совершенствование двигательного действия практически про­должается на протяжении всего времени занятий в избранном направлении физического воспитания.

5. Закон переноса двигательного навыка. В физическом воспита­нии и спорте проявляется положительный и отрицательный пе­ренос навыков.

Положительный перенос — это такое взаимодействие навы­ков, когда ранее сформированный навык способствует, облег­чает и ускоряет процесс становления нового навыка. Основным условием положительного переноса навыка является наличие структурного сходства в главном звене техники двигательных

действий.

Отрицательный перенос — это такое взаимодействие навыков, когда, наоборот, уже имеющийся навык затрудняет образование нового двигательного навыка. Это происходит при сходстве в подго­товительных фазах движений и в его отсутствие в основном звене.

Отрицательный перенос вызывается распространением возбуж­дения по коре головного мозга, недостаточно развитым диффе-ренцировочным торможением в центральной нервной системе.

Отрицательное взаимодействие навыков можно в значитель­ной мере снизить или вообще устранить, если преподаватель ука­зывает ученику те основные опорные точки (ООТ), в которых нежелателен перенос, а ученик осознанно их отрабатывает.

Закономерности переноса двигательных навыков следует стро­го учитывать при определении последовательности (очереднос­ти) освоения техники разнообразных движений, особенно в та­ких видах, как легкая атлетика, гимнастика, акробатика и др.

 

3.Связь физического воспитания с другими видами воспитания

В возрастном развитии человека очень важная роль принадле­жит физическому воспитанию. Это касается не только содействия нормальному физическому развитию растущего организма и его совершенствованию, укрепления здоровья, но и формирования духовных качеств личности. Все это становится возможным и ре­альным при правильной постановке физического воспитания, осуществлении его в органической связи с другими видами вос­питания: умственным, нравственным, трудовым, эстетическим.

Взаимосвязь физического воспитания с умственным. Она прояв­ляется непосредственно и опосредованно.

Непосредственная связь заключается в том, что в процессе физи­ческого воспитания оказывается прямое воздействие на развитие умственных способностей занимающихся. На занятиях постоянно возникают познавательные ситуации, связанные с овладением техникой физических упражнений, ее совершенствованием, овладе­нием приемами практических действий и пр. (как выполнить дви­жения экономнее, точнее, выразительнее и т.д., как распреде­лить силы на дистанции, в соревнованиях и др.).

Педагог по физической культуре и спорту в зависимости от квалификации и возраста занимающихся намеренно создает на занятиях познавательные и проблемные ситуации различной сте­пени сложности. Занимающиеся должны сами принимать реше­ния, действовать активно и творчески подходить к решению по­ставленных перед ними задач.

Разнообразные новые знания в области физической культуры, приобретаемые занимающимися, служат их духовному обогаще­нию и способствуют развитию умственных способностей, позво­ляют более эффективно использовать средства физического вос­питания в спортивной деятельности, жизни.

Опосредованная связь состоит в том, что укрепление здоровья, развитие физических сил в процессе физического воспитания со­ставляют необходимое условие для нормального умственного раз­вития детей. Это отмечал еще выдающийся ученый П.Ф.Лесгафт. В своем фундаментальном труде «Руководство по физическому об­разованию детей школьного возраста» он писал: «Между умствен­ным и физическим развитием человека существует тесная связь, вполне выясняющаяся при изучении человеческого организма и его отправлений. Умственный рост и развитие требуют соответ­ствующего развития физического».

В результате осуществления оздоровительных задач физическо­го воспитания повышается общая жизнедеятельность организма, что ведет к большой продуктивности в умственной деятельности.

Взаимосвязь физического воспитания с нравственным. С одной стороны, правильно организованное физическое воспитание спо­собствует формированию положительных черт морального обли­ка человека. В процессе сложной и напряженной тренировочно-соревновательной деятельности проверяются и формируются мо­ральные качества молодежи, крепнет и закаляется воля, приоб­ретается.опыт нравственного поведения.

С другой стороны, от уровня воспитанности занимающихся, их организованности, дисциплинированности, настойчивости, воли и других черт характера зависит эффективность занятий по физическому воспитанию (например, результативность уроков физической культуры в общеобразовательной школе, средних спе­циальных учебных заведениях и др.).

На нравственной основе осуществляется воспитание спортив­ного трудолюбия, способности к преодолению трудностей, силь­ной воли и других личностных качеств.

Взаимосвязь физического воспитания с эстетическим. Занятия фи­зическими упражнениями создают благоприятные условия для эстетического воспитания. В процессе занятий формируется кра-сивая осанка, осуществляется гармоничное развитие форм тело­сложения, воспитывается понимание красоты и изящества дви­жений. Все это помогает воспитанию эстетических чувств, вкусов и представлений, способствует проявлению положительных эмо­ций, жизнерадостности, оптимизма.

Эстетическое воспитание развивает человека духовно, позво­ляет также правильно понимать и оценивать прекрасное, стре­миться к нему.

Человек с развитым эстетическим вкусом, как правило, стре­мится создавать эстетические ценности, осуществляя эстетичес­кую деятельность, которая в различных формах широко представ­лена в спорте.

Связь физического и эстетического воспитания основана на единстве их цели — формировании человека, а физическое совер­шенство составляет часть эстетического идеала.

Взаимосвязь физического воспитания с трудовым. Систематичес­кие занятия физическими упражнениями формируют организо­ванность, настойчивость, способность преодолевать трудности, собственное нежелание или неумение и в конечном итоге воспи­тывают трудолюбие. Кроме того, выполнение занимающимися различных поручений педагога по самообслуживанию, ремонту спортивного инвентаря, оборудованию простейших спортивных площадок и пр. содействует формированию элементарных трудо­вых навыков.

Результаты трудового воспитания по формированию опреде­ленных качеств личности непосредственно положительно отра­жаются и на эффективности процесса физического воспитания.

 

Бесплатный хостинг uCoz