1. Составные части системы подготовки спортсмена

Задачи, содержание, средства спортивной тренировки Общая характеристика структуры спортивной тренировки

Эффект управления состоянием спортсмена существенно зависит не только от используемых средств, но и от очередности выполнения зада­ний. Например, неправильная последовательность подводящих упражне­ний вызывает дополнительные трудности в технической подготовке. По­добная закономерность проявляется во всех разделах подготовки спорт­смена любого возраста и квалификации, требуя строгой очередности всех составных частей тренировки, независимо от их продолжительности. Та­кая особенность управления состоянием спортсмена лежит в основе одно­го из важнейших положений теории подготовки спортсмена — выделения в спортивной тренировке определенной структуры.

Структура тренировки представляет собой относительно устойчивый по­рядок объединения ее компонентов (частей, сторон, звеньев) и их законо­мерное соотношение друг с другом в общей последовательности. В соответ­ствии со сложившимися представлениями о структуре спортивной трени­ровки принято выделять уровни микро-, мезо- и макроструктуры.

 К средствам спортивной тренировки относятся

1.Средства словесного, наглядного воздействия, гигиеничес­кие средства тренировки, электрости­муляция.

2. Общеподгото­вительные упражнения.

3. Специально подготовительные упражнения (для формирова­ния двигатель­ных умений и навыков, повы­шения работоспособности).

4. Подводящие, развивающие упражнения.

5. Соревновательные упражнения.

6. Тренировочные формы соревновательных упражнений и соревновательные упражнения.

Характеристика отдельных компонентов структуры спортивной тренировки  Организация спорта, типы спорта, виды спорта

Если в тренировке решается определенная задача, то для этого недостаточно даже самого детального описания выполняемого уп­ражнения, поскольку его эффект будет зависеть от состояния спортсмена перед выполнением упражнения, параметров отдыха и других условий (вы­соты над уровнем моря, свойств опоры, по которой движется спортсмен, направления и силы ветра и т. д.). Все это заставляет сделать вывод о том, что исходным элементом структуры спортивной тренировки является не упражнение, а тренировочное задание.

Тренировочным заданием называется физическое упражнение со все­ми необходимыми условиями для его выполнения, позволяющими решать определенную педагогическую задачу (В. П. Попов, В. Н. Кряж). Трениро­вочные задания могут иметь разную направленность, связанную с воспи­танием двигательных способностей, обучением технике и тактике, реше­нием задач разминки, восстановления т. д. Направленность определяет и другие характеристики тренировочного задания, в частности, его продол­жительность. Так, отдельные задания, используемые для разминки, могут выполняться в течение нескольких секунд, а задания с направленностью на воспитание аэробной выносливости — 1,5-2 ч. и больше.

Часть тренировочного занятия формируется, как правило, из нескольких тренировочных заданий..

Подготовительная часть тренировочного занятия (разминка) служит по­вышению работоспособности спортсмена до такого уровня, который обес­печивает успешное решение задач занятия, а также уменьшает опасность травматизма.

Основная часть занятия включает в себя задания, направленные на ре- шение наиболее важных его задач.

Заключительная часть занятия решает задачи направленного сниже­ния функциональной активности спортсменов, активизации восстанови­тельных процессов, устранения неблагоприятных последствий выполне­ния некоторых тренировочных заданий.

Тренировочное занятие должно обеспечивать эффективное решение по­ставленных педагогических задач. В зависимости от их количества заня­тия могут иметь избирательную или комплексную направленность.

Избирательная направленность обеспечивает большую степень воздей­ствия на состояние спортсмена в каком-либо одном направлении (напри­мер, включает в себя задания на воспитание только выносливости или силы). Занятия комплексной направленности решают не одну, а несколь­ко задач, из-за чего воздействие на состояние спортсмена становится бо­лее разносторонним и уменьшается монотонность занятия.

Основные объемы тренировочной работы обычно выполняются в соб­ственно тренировочных микроциклах, которые по величине нагрузки бы­вают ординарными (обычными) или ударными.  Микроцикл состоит из нескольких тренировочных занятий. Микроциклы различаются в зависимости от характера решаемых с их помощью задач

Подводящие мик­роциклы моделируют условия и режим деятельности в предстоящих со­ревнованиях (расписание стартов, игр и т. п.).

Соревновательные микроциклы, прежде всего, включают в себя участие в ответственных соревнованиях. Кроме того, в них используются дополни­тельные тренировочные занятия, средства восстановления, изучение со­ревновательной деятельности соперников, воспитательные мероприятия.

Восстановительные микроциклы необходимы для планомерного сни­жения нагрузки, что позволяет полнее использовать эффект предшество­вавших высокоинтенсивных микроциклов.

Если построение микроциклов тренировки связано с необходимостью управлять процессами утомления и восстановления, то мезоциклы позво­ляют обеспечить достижение кумулятивного (суммарного) тренировоч­ного эффекта, который может выражаться в заметном увеличении силы, выносливости и других компонентов соревновательного потенциала.

Используется включение в тренировку мезоциклов различных ти­пов. Втягивающие мезоциклы отличаются невысокой интенсивностью на­грузки и используются в начале подготовительного периода, после болез­ни спортсмена и т. д. Базовые мезоциклы служат решению задач повыше­ния физической, технической, тактической подготовленности и поэтому составляют основу подготовительного периода.

Контрольно-подготовительные мезоциклы дополнительно включают в себя участие во второстепенных соревнованиях с целью уточнить правиль­ность формирования соревновательного потенциала и при необходимос­ти уделить дополнительное внимание его отдельным компонентам.

Особенности предсоревновательного мезоцикла заключаются в моде­лировании условий будущих соревнований (климатических и др.)

Содержание соревновательного мезоцикла диктуется порядком проведения от­ветственных соревнований. Восстановительно-поддерживающие и восста­новительно-подготовительные мезоциклы решают задачи частичной раз­грузки спортсмена (например, между соревновательными мезоциклами), причем второй их тип отличается большей величиной нагрузки.

Периоды макроцикла и их этапы служат целям управления формирова­нием определенной фазы спортивной формы.

В макроциклах этим фазам соответствуют подготовительный, соревно­вательный и переходный периоды.

Подготовительный период (и его общеподготовительный и специаль­но-подготовительный этапы) решает задачу достижения спортивной фор­мы путем постепенного перехода от общей к специальной физической подготовке, а затем включения в нее все большего объема заданий техни­ческой и тактической направленности.

Соревновательный период (включая этап непосредственно предсоревновательной подготовки) должен обеспечить создание наиболее высокого соревновательного потенциала благодаря достижению спортивной фор­мы с целью достижения запланированных спортивных результатов.

Переходный период связан с изменением направленности тренировоч­ной нагрузки, сокращением использования средств специальной подго­товки, активным отдыхом, вследствие чего спортсмен выводится из состо­яния спортивной формы.

 

2. Методы психорегуляции в спорте

Психорегуляция в спорте — это комплекс мероприятий, направ­ленный на формирование у спортсмена психического состояния, способствующего повышению спортивной работоспособности.

Для этого теория и практика спортивной психологии выработала ряд специальных методов психорегуляции состояния спортсменов.

Методы психорегуляции разнообразны и достаточно многочис­ленны. Наиболее хорошо зарекомендовала система, предложенная профессором В.М.Мельниковым.

Он выделяет две группы методов:

1-ая  группа методов, так называемые  гетерорегуляционные, выполняемые словесно, при ясном активном состоянии сознании   спортсмена, без применения гипноза с помощью спортивного психолога или при использовании гипнотического состояния, созданного у спортсмена с помощью того же спортивного психолога;

2-ая  группа методов, называемых ауторегуляционными, выполняются самим спортсменом, с помощью изученных им приемов и без использования посторонней помощи и людей, так называемые методы саморегуляции.
Рассмотрим схему классификации методов психорегуляции

 

 

Методы гетерорегуляции

Словесные) методы внушения подразделяются на беседу, убеж­дение, приказ и рациональное внушение (в обычном состоя­нии).

Беседа предусматривает общение со спортсменом с целью снять нервное напряжение или предстартовую вялость

Убеждение преследует более четкие целевые задачи: на­строить спортсмена на конкретную деятельность; убедить в необходимости преодолеть то или иное плохое состояние.

Приказ — наиболее волевая форма внушения в бодр­ствующем состоянии. Он должен быть конкретным, четким и крат­ким.

Рациональное внушение - это более сложный метод словесного внушения. Он включает в себя следующие зада­чи:

-логично убедить спортсмена в необходимости настроиться на ту или иную дея­тельность;

-устранить ненужное эмоциональное напряжение или, наобо­рот, поднять нервно-психическую активность;

-убедить себя в возможность победы или выигрыша в состязании, в котором предстоит спортсмену выступить.

Среди словесных методов внушения, требующих использования гипноза, следует выделить раз­личные варианты внушение во сне:

1)      частичный гипноз заключается в том, что процесс внушения как бы разбивается на части. После того как человек погружается в состояние сна и пребывает в нем в
течение нескольких минут, его пробуждают и уточняют, не было ли каких-либо помех, договариваются с ним о стиле дальнейшего проведения внушения и вновь погружают в гипнотическое состоя­ние;

2)         метод максимального включения в реальную спортивную ситуацию, («репортаж») заключается в том, что после погружения в cон специалист, ведущий сеанс, начина­ет как бы вести репортаж о матче или поединке с участием спорт­ смена, который находится под гипнозом.

Среди несловесных (с применением гипноза) методов внушения выделяют аппа­ратурные и безаппаратурные. В аппаратурных методах  используют аппараты типа «Электросон».

Методы ауторегуляции

Аутогенная тренировка впервые была предложена ав­стрийским врачом И.Шультцем1. Спортсмен внушает сам себе, что у него появляется  чувство расслабления и тепла в конечностях, чув­ства тепла в области солнечного сплетения, в области сердца, ощущения приятного прохладного прикосновения ко лбу. Все это способствует расслаблению, снятию нервного напряжения.

Простые («наивные») методы саморегуляции — это приемы, которые однажды спортсмену помогли удачно выступить. В результате у спортсмена появилась вера, что этот метод удачен и помогает ему настроить хорошее состояние нервной системы. Эти методы саморегу­ляции возникают случайно и часто оказываются эффективными.

Более сложные методы саморегуляции, в отличие от «наивных», необходимо специально тренировать. Это словесные и несловесные методы, они естественны для каждого человека, присущи его обычному поведению. К словесным относятся ме­тоды самоубеждения, самоприказов, приемы психической за­щиты. Несловесные методы, в виде специальных дыхательных и мимических упражнений; схожие в некоторой степени с таковыми в системе йогов.

Идеомоторная тренировка (мысленное выполнение определенных, заданных спортсменом  самому себе движений).

 

3. Воспитание как отражение объективных потребностей общества и личности

Цели физического воспитания зависят от определенных потребностей общества и лич­ности, которые оно должно удовлетворять. Реализация этих  целей в физическом воспитании полностью отвечает задачам физической подготовки человека ко всем формам его жизнедеятельности, (производственно-трудовой, оборонной, восста­новительной), а также раскрытию всего многообразия двигательных воз­можностей человека.

. Через физическое воспитание мы решаем задачи физической культуры личности; т.е. достижение та­кого уровня духовного, физического развития, социальной подготовлен­ности человека, который обеспечиваетоптимальное приспособление его к современным условиям жизни. Эти представления отражали извечную мечту поколений о прекрасном и целесообразном в физическом совер­шенстве человека. Физически совершенный - это прежде всего здоро­вый, разносторонне подготовленный к труду, к защите Родины, заняти­ям наукой, искусством, образованный человек. Представления о физи­ческой культуре личности менялись в зависимости от общественно-эко­номических формаций, условий жизни и деятельности людей.

Для достижения цели по формированию физически совершенной личности в процессе физического воспитания решаются воспитатель­ные, образовательные, оздоровительные и другие задачи.

В процессе занятий физическими упражнениями учащиеся приоб­щаются к здоровому образу жизни, расширяют круг общения, учатся уважительному взаимодействию с окружающими людьми, бережному отношению к природе. Это оказывает на учащихся воспитательно-об­разовательное воздействие. Од­нако физическое воспитание имеет и свои особенности. Поскольку оно воздействует преимущественно на двигательные способности человека и служит средством управления их развитием и дает оздоровительный эффект.

Таким образом, физическое воспитание как педагогический процесс, является неотьемлемой составной частью  процесса воспитания и его органической, необходимой частью.

Бесплатный хостинг uCoz