1. Составные части системы подготовки спортсмена Задачи, содержание, средства спортивной тренировки Общая характеристика структуры спортивной тренировки Эффект управления состоянием спортсмена существенно зависит не только от используемых средств, но и от очередности выполнения заданий. Например, неправильная последовательность подводящих упражнений вызывает дополнительные трудности в технической подготовке. Подобная закономерность проявляется во всех разделах подготовки спортсмена любого возраста и квалификации, требуя строгой очередности всех составных частей тренировки, независимо от их продолжительности. Такая особенность управления состоянием спортсмена лежит в основе одного из важнейших положений теории подготовки спортсмена — выделения в спортивной тренировке определенной структуры. Структура тренировки представляет собой относительно устойчивый порядок объединения ее компонентов (частей, сторон, звеньев) и их закономерное соотношение друг с другом в общей последовательности. В соответствии со сложившимися представлениями о структуре спортивной тренировки принято выделять уровни микро-, мезо- и макроструктуры. К средствам спортивной тренировки относятся 1.Средства словесного, наглядного воздействия, гигиенические средства тренировки, электростимуляция. 2. Общеподготовительные упражнения. 3. Специально подготовительные упражнения (для формирования двигательных умений и навыков, повышения работоспособности). 4. Подводящие, развивающие упражнения. 5. Соревновательные упражнения. 6. Тренировочные формы соревновательных упражнений и соревновательные упражнения. Характеристика отдельных компонентов структуры спортивной тренировки Организация спорта, типы спорта, виды спорта Если в тренировке решается определенная задача, то для этого недостаточно даже самого детального описания выполняемого упражнения, поскольку его эффект будет зависеть от состояния спортсмена перед выполнением упражнения, параметров отдыха и других условий (высоты над уровнем моря, свойств опоры, по которой движется спортсмен, направления и силы ветра и т. д.). Все это заставляет сделать вывод о том, что исходным элементом структуры спортивной тренировки является не упражнение, а тренировочное задание. Тренировочным заданием называется физическое упражнение со всеми необходимыми условиями для его выполнения, позволяющими решать определенную педагогическую задачу (В. П. Попов, В. Н. Кряж). Тренировочные задания могут иметь разную направленность, связанную с воспитанием двигательных способностей, обучением технике и тактике, решением задач разминки, восстановления т. д. Направленность определяет и другие характеристики тренировочного задания, в частности, его продолжительность. Так, отдельные задания, используемые для разминки, могут выполняться в течение нескольких секунд, а задания с направленностью на воспитание аэробной выносливости — 1,5-2 ч. и больше. Часть тренировочного занятия формируется, как правило, из нескольких тренировочных заданий.. Подготовительная часть тренировочного занятия (разминка) служит повышению работоспособности спортсмена до такого уровня, который обеспечивает успешное решение задач занятия, а также уменьшает опасность травматизма. Основная часть занятия включает в себя задания, направленные на ре- шение наиболее важных его задач. Заключительная часть занятия решает задачи направленного снижения функциональной активности спортсменов, активизации восстановительных процессов, устранения неблагоприятных последствий выполнения некоторых тренировочных заданий. Тренировочное занятие должно обеспечивать эффективное решение поставленных педагогических задач. В зависимости от их количества занятия могут иметь избирательную или комплексную направленность. Избирательная направленность обеспечивает большую степень воздействия на состояние спортсмена в каком-либо одном направлении (например, включает в себя задания на воспитание только выносливости или силы). Занятия комплексной направленности решают не одну, а несколько задач, из-за чего воздействие на состояние спортсмена становится более разносторонним и уменьшается монотонность занятия. Основные объемы тренировочной работы обычно выполняются в собственно тренировочных микроциклах, которые по величине нагрузки бывают ординарными (обычными) или ударными. Микроцикл состоит из нескольких тренировочных занятий. Микроциклы различаются в зависимости от характера решаемых с их помощью задач Подводящие микроциклы моделируют условия и режим деятельности в предстоящих соревнованиях (расписание стартов, игр и т. п.). Соревновательные микроциклы, прежде всего, включают в себя участие в ответственных соревнованиях. Кроме того, в них используются дополнительные тренировочные занятия, средства восстановления, изучение соревновательной деятельности соперников, воспитательные мероприятия. Восстановительные микроциклы необходимы для планомерного снижения нагрузки, что позволяет полнее использовать эффект предшествовавших высокоинтенсивных микроциклов. Если построение микроциклов тренировки связано с необходимостью управлять процессами утомления и восстановления, то мезоциклы позволяют обеспечить достижение кумулятивного (суммарного) тренировочного эффекта, который может выражаться в заметном увеличении силы, выносливости и других компонентов соревновательного потенциала. Используется включение в тренировку мезоциклов различных типов. Втягивающие мезоциклы отличаются невысокой интенсивностью нагрузки и используются в начале подготовительного периода, после болезни спортсмена и т. д. Базовые мезоциклы служат решению задач повышения физической, технической, тактической подготовленности и поэтому составляют основу подготовительного периода. Контрольно-подготовительные мезоциклы дополнительно включают в себя участие во второстепенных соревнованиях с целью уточнить правильность формирования соревновательного потенциала и при необходимости уделить дополнительное внимание его отдельным компонентам. Особенности предсоревновательного мезоцикла заключаются в моделировании условий будущих соревнований (климатических и др.) Содержание соревновательного мезоцикла диктуется порядком проведения ответственных соревнований. Восстановительно-поддерживающие и восстановительно-подготовительные мезоциклы решают задачи частичной разгрузки спортсмена (например, между соревновательными мезоциклами), причем второй их тип отличается большей величиной нагрузки. Периоды макроцикла и их этапы служат целям управления формированием определенной фазы спортивной формы. В макроциклах этим фазам соответствуют подготовительный, соревновательный и переходный периоды. Подготовительный период (и его общеподготовительный и специально-подготовительный этапы) решает задачу достижения спортивной формы путем постепенного перехода от общей к специальной физической подготовке, а затем включения в нее все большего объема заданий технической и тактической направленности. Соревновательный период (включая этап непосредственно предсоревновательной подготовки) должен обеспечить создание наиболее высокого соревновательного потенциала благодаря достижению спортивной формы с целью достижения запланированных спортивных результатов. Переходный период связан с изменением направленности тренировочной нагрузки, сокращением использования средств специальной подготовки, активным отдыхом, вследствие чего спортсмен выводится из состояния спортивной формы.
2. Методы психорегуляции в спорте Психорегуляция в спорте — это комплекс мероприятий, направленный на формирование у спортсмена психического состояния, способствующего повышению спортивной работоспособности. Для этого теория и практика спортивной психологии выработала ряд специальных методов психорегуляции состояния спортсменов. Методы психорегуляции разнообразны и достаточно многочисленны. Наиболее хорошо зарекомендовала система, предложенная профессором В.М.Мельниковым. Он выделяет две группы методов: 1-ая группа методов, так называемые гетерорегуляционные, выполняемые словесно, при ясном активном состоянии сознании спортсмена, без применения гипноза с помощью спортивного психолога или при использовании гипнотического состояния, созданного у спортсмена с помощью того же спортивного психолога; 2-ая группа методов, называемых ауторегуляционными, выполняются самим спортсменом, с помощью изученных им приемов и без использования посторонней помощи и людей, так называемые методы саморегуляции.
Методы гетерорегуляции Словесные) методы внушения подразделяются на беседу, убеждение, приказ и рациональное внушение (в обычном состоянии). Беседа предусматривает общение со спортсменом с целью снять нервное напряжение или предстартовую вялость Убеждение преследует более четкие целевые задачи: настроить спортсмена на конкретную деятельность; убедить в необходимости преодолеть то или иное плохое состояние. Приказ — наиболее волевая форма внушения в бодрствующем состоянии. Он должен быть конкретным, четким и кратким. Рациональное внушение - это более сложный метод словесного внушения. Он включает в себя следующие задачи: -логично убедить спортсмена в необходимости настроиться на ту или иную деятельность; -устранить ненужное эмоциональное напряжение или, наоборот, поднять нервно-психическую активность; -убедить себя в возможность победы или выигрыша в состязании, в котором предстоит спортсмену выступить. Среди словесных методов внушения, требующих использования гипноза, следует выделить различные варианты внушение во сне: 1) частичный гипноз заключается в том, что процесс внушения как бы разбивается на части. После того как человек погружается в состояние сна и пребывает в нем в 2) метод максимального включения в реальную спортивную ситуацию, («репортаж») заключается в том, что после погружения в cон специалист, ведущий сеанс, начинает как бы вести репортаж о матче или поединке с участием спорт смена, который находится под гипнозом. Среди несловесных (с применением гипноза) методов внушения выделяют аппаратурные и безаппаратурные. В аппаратурных методах используют аппараты типа «Электросон». Методы ауторегуляции Аутогенная тренировка впервые была предложена австрийским врачом И.Шультцем1. Спортсмен внушает сам себе, что у него появляется чувство расслабления и тепла в конечностях, чувства тепла в области солнечного сплетения, в области сердца, ощущения приятного прохладного прикосновения ко лбу. Все это способствует расслаблению, снятию нервного напряжения. Простые («наивные») методы саморегуляции — это приемы, которые однажды спортсмену помогли удачно выступить. В результате у спортсмена появилась вера, что этот метод удачен и помогает ему настроить хорошее состояние нервной системы. Эти методы саморегуляции возникают случайно и часто оказываются эффективными. Более сложные методы саморегуляции, в отличие от «наивных», необходимо специально тренировать. Это словесные и несловесные методы, они естественны для каждого человека, присущи его обычному поведению. К словесным относятся методы самоубеждения, самоприказов, приемы психической защиты. Несловесные методы, в виде специальных дыхательных и мимических упражнений; схожие в некоторой степени с таковыми в системе йогов. Идеомоторная тренировка (мысленное выполнение определенных, заданных спортсменом самому себе движений).
3. Воспитание как отражение объективных потребностей общества и личности Цели физического воспитания зависят от определенных потребностей общества и личности, которые оно должно удовлетворять. Реализация этих целей в физическом воспитании полностью отвечает задачам физической подготовки человека ко всем формам его жизнедеятельности, (производственно-трудовой, оборонной, восстановительной), а также раскрытию всего многообразия двигательных возможностей человека. . Через физическое воспитание мы решаем задачи физической культуры личности; т.е. достижение такого уровня духовного, физического развития, социальной подготовленности человека, который обеспечиваетоптимальное приспособление его к современным условиям жизни. Эти представления отражали извечную мечту поколений о прекрасном и целесообразном в физическом совершенстве человека. Физически совершенный - это прежде всего здоровый, разносторонне подготовленный к труду, к защите Родины, занятиям наукой, искусством, образованный человек. Представления о физической культуре личности менялись в зависимости от общественно-экономических формаций, условий жизни и деятельности людей. Для достижения цели по формированию физически совершенной личности в процессе физического воспитания решаются воспитательные, образовательные, оздоровительные и другие задачи. В процессе занятий физическими упражнениями учащиеся приобщаются к здоровому образу жизни, расширяют круг общения, учатся уважительному взаимодействию с окружающими людьми, бережному отношению к природе. Это оказывает на учащихся воспитательно-образовательное воздействие. Однако физическое воспитание имеет и свои особенности. Поскольку оно воздействует преимущественно на двигательные способности человека и служит средством управления их развитием и дает оздоровительный эффект. Таким образом, физическое воспитание как педагогический процесс, является неотьемлемой составной частью процесса воспитания и его органической, необходимой частью. |