. Образовательная, развивающая и воспитательная функция общего образования Необходимость комплексной реализации всех компонентов содержания образования и направленность педагогического процесса на всестороннее творческое саморазвитие личности школьника обусловливают функции обучения: образовательную, воспитывающую и развивающую. При этом образовательная функция связана с расширением объема, развивающая — со структурным усложнением, а воспитывающая -- с формированием отношений ( Н. Н. Краевский ). Образовательная функция. Основной смысл образовательной функции состоит в вооружении учащихся системой научных знаний. умений, навыков с целью их использования на практике. Научные знания включают в себя факты, понятия, законы, закономерности, теории, обобщенную картину мира. В соответствии с образовательной функцией они должны стать достоянием личности, войти в структуру ее опыта. Наиболее полная реализация этой функции должна обеспечить полноту, систематичность и |осознанность знаний, их прочность и действенность. Это требует такой организации процесса обучения, чтобы из содержания учебного предмета, отражающего соответствующую область научного знания, не выпадали элементы, важные для понимания основных идей и существенных причинно-следственных связей, чтобы в общей системе знаний не образовывались незаполненные пустоты. Знания должны особым образом упорядочиваться, приобретя все большую стройность и логическую соподчиненностъ, чтобы новое знание вытекало из ранее усвоенного и пролагало бы путь к освоению последующего. Конечным результатом реализации образовательной функции является действенность знаний, выражающаяся в сознательном оперировании ими, в способности мобилизовать прежние знания для получения новых, а также сформированность важнейших как специальных (по предмету), так и общеучебных умений и навыков. Умение, как умелое действие, направляется четко осознаваемой целью, а в основе навыка, т.е. автоматизированного действия, лежит система упрочившихся связей. Умения образуются в результате упражнений, которые варьируют условия учебной деятельности и предусматривают ее постепенное усложнение. Для выработки навыков необходимы многократные упражнения в одних и тех же условиях. Осуществление образовательной функции неразрывно связано с формированием навыков работы с книгой, справочной литературой, библиографическим аппаратом, организацией самостоятельной работы, конспектирования и др. Воспитывающая функция. Воспитывающий характер обучения отчетливо проявляющаяся закономерность, действующая непреложно в любые эпохи и в любых условиях. Воспитывающая функция органически вытекает из самого содержания, форм и методов бучения, но вместе с тем она осуществляется и посредством специальной организации общения учителя с учащимися. Объективно обучение не может не воспитывать определенных взглядов, суждений, отношений, качеств личности. Формирование личности вообще невозможно без усвоения системы нравственных и других понятий, норм и требований. Обучение воспитывает всегда, но не автоматически и не всегда |в нужном направлении, поэтому реализация воспитывающей функции требует при организации учебного процесса, отборе содержания, выборе форм и методов исходить из правильно понятых задач воспитания на том или ином этапе развития общества. В современных условиях она предполагает формирование научного мировоззрения, материалистического понимания законов природы, общества и мышления; формирование отношений воспитанников к науке (учению), природе, искусству, труду, обществу, коллективу, самому себе и другим, в конечном итоге выражающихся взглядах, идеалах, убеждениях; воспитание моральных качеств личности, волевых черт характера и соответствующих социально приемлемых форм поведения. Важнейшим аспектом осуществления оспитывающей функции бучении является ормирование мотивов учебной деятельности, изначально определяющих ее успешность. Развивающая функция. Так же как воспитывающая функция, развивающий характер обучения объективно вытекает из самой природы этого социального процесса. Правильно поставленное обучение всегда развивает, однако развивающая функция существляется более эффективно при специальной направленности взаимодействия учителей и учащихся на всестороннее развитие личности. Эта специальная направленность обучения на развитие личности ученика получила закрепление в понятии развивающего обучения. В контексте традиционных подходов к организации обучения, осуществление развивающей функции, как правило, сводится развитию речи и мышления, поскольку именно развитие вербальных процессов нагляднее других выражает общее развитие ученика. Однако это сужающее развивающую функцию понимание направленности обучения, упускает из виду, что и речь, и связанное с нею мышление, эффективнее развиваются при соответствующем развитии сенсорной, эмоционально-волевой, двигательной и мотивационно-потребностной сфер личности. Таким образом, развивающий характер обучения предполагает ориентацию на развитие личности как целостной психической системы. Начиная с 1960-х гг. в педагогической науке разрабатываются различные подходы к построению развивающего обучения. Л. В.Занков обосновал совокупность принципов развития мышления в процессе обучения: увеличение удельного веса теоретическою материала; обучение в быстром темпе и на высоком уровне трудности; обеспечение осознания учащимися процесса учения. Л. М. Матюшкин, М. И. Махмутов и другие разрабатывали основы проблемною обучения. И.Я.Лернер и М. Н. Скаткин предложили систему развивающих методов обучения; В. В.Давыдов и Д. Б.Эльконин разработали концепцию содержательного обобщения в обучении, И.Я. Гальперин, П. Ф.Талызина и другие, обосновали теорию поэтапного формирования умственных действий. Объединяющей идеей ведущихся научных поисков и педагогической практики развивающего обучения является мысль о необходимости сущеcтвенного расширения сферы развивающего влияния обучения, Полноценное интеллектуальное, социальное и нравственное развитие личности — это результат реализуемых в единстве образовательной и воспитывающей функций.
Существуют различные варианты классификаций уроков различных авторов, незначительно отличающихся друг от друга. Ниже приводится классификация по Холодову Ж. К. Классификация уроков в зависимости от решаемых задач. По признаку преимущественной направленности на решение образовательных, оздоровительных или воспитательных задач различают четыре разновидности уроков [10].
4. Уроки с преимущественно образовательной направленностью подразделяются на пять типов по признаку выделяемых дидактических задач: вводные уроки, уроки изучения нового материала, уроки совершенствования, смешанные (комплексные) уроки, контрольные (зачетные) уроки. Вводные уроки проводятся в начале учебного года, четверти, при изучении нового раздела учебной программы. На этих уроках преподаватель знакомит учащихся с основными задачами и содержанием учебной работы на предстоящий период, зачетными требованиями и учебными нормативами. Уроки изучения нового материала (обучающие). Их основные задачи — ознакомление учащихся с новыми двигательными действиями и их первоначальное освоение. уроки совершенствования применяются для углубленного изучения и закрепления учебного материала. Смешанные (комплексные) уроки содержат в себе задачи и элементы, характерные для перечисленных выше типов уроков. В таких уроках могут совместно решаться задачи обучения, развития физических качеств, контроля за уровнем физической подготовленности занимающихся и др. Этот тип урока наиболее широко используется в практике физического воспитания. Контрольные уроки направлены на выявление успеваемости или определение уровня подготовленности занимающихся, проверку усвоения ими знаний, умений и навыков по теме или разделу программы и т.п. 3. Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека и общества В современных условиях воспитание и образование существенно влияют на социально-экономический прогресс общества, прежде всего, как фактор социального формирования личности нового человека, способного успешно осуществлять прогрессивные преобразования. В широком смысле воспитание и образование служат для передачи от поколения к поколению, от человека к человеку накопленного опыта, норм поведения, идей, знаний, умений и навыков. В процессе исторического развития человека и общества сформировалось специфическое более конкретное значение этих понятий. Под воспитанием понимают направленное систематическое воздействие на духовное и физическое развитие личности в целях гармоничного формирования и подтовки ее к общественно значимым видам деятельности. Под образованием подразумевают результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, как необходимое условие подготовки человека к жизни и труду. Получение образования происходит в учебных заведениях и процесс обучения неразрывно связан с воспитанием. Выделяют общее образование, специальное высшее и среднее образование, в том числе, педагогическое и физкультурное. Под обучением понимают целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс передачи старшим поколением накопленного опыта и знаний, умения и навыков подрастающему поколению. В этом процессе четко выделены два вида деятельности: преподавание и обучение. Воспитание, образование, обучение тесно взаимосвязаны. Обучение пред-ставляет собой основной путь получения образования, а вместе они создают важнейшие предпосылки и условия для осуществления воспитания. Физическое воспитание связано с педагогическим воспитанием и образованием как своеобразная сфера их реализации в обществе. В процессе исторического развития был выявлен и осознан эффект упражняемоети в трудовых навыках, двигательной сфере человека. Со временем направленное воздействие на двигательную сферу стало неотъемлемой частью воспитания и образования, в первую очередь, подрастающего поколения. В современных условиях, когда возросла роль физической культуры в жизни общества и личности, повысилась и значимость физического воспитания.
|