Физическое воспитание как система, его задачи и функции Система физ. воспитания- это исторически обусловленный тип социальной практики физического воспитания, включающий мировоззренческие, теоретико-методические, программно-нормативные и организационные основы, обеспечивающие физическое совершенствование людей и формирование здорового образа жизни. Мировоззренческие основы. Мировоззрение представляет собой совокупность взглядов и идей, определяющих направленность человеческой деятельности. Теоретико-методические основы. Система физического воспитания опирается на достижения многих наук. Ее теоретико-методической основой служат научные положения естественных (анатомия, физиология, биохимия и др.), общественных (философия, социология и др.), педагогических (психология, педагогика и др.) наук, на основе которых дисциплина «Теория и методика физического воспитания» разрабатывает и обосновывает наиболее общие закономерности физического воспитания. Программно-нормативные основы. Физическое воспитание осуществляется на основе обязательных государственных программ по физической культуре и спорту (программы для школьных учреждений, общеобразовательной школы, средних и высших учебных заведений, армии и т.д.). Организационные основы. Организационную структуру системы физического воспитания составляют государственные и общественно-самодеятельные формы организации, руководства и управления. По государственной линии предусматриваются систематические обязательные занятия физическими упражнениями в дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах, средних специальных и высших учебных заведениях, армии, лечебно-профилактических организациях. Целью физического воспитания является оптимизация физического развития человека, всестороннего совершенствования свойственных каждому физических качеств и связанных с ними способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств, характеризующих общественно активную личность; обеспечить на этой основе подготовленность каждого члена общества к плодотворной трудовой и другим видам деятельности. Задачами физ. воспитания являются: - оптимальное развитие физических качеств, присущих человеку; - укрепление и сохранение здоровья, а также закаливание организма; - совершенствование телосложения и гармоничное развитие физиологических - многолетнее сохранение высокого уровня общей работоспособности. Принципы системы физ. воспитания представляет собой органическое единство, нарушение одного из них отражается осуществлении остальных, принципы: - принцип связи физ. воспитания с практикой жизни (принцип прикладное™). Этот принцип в наибольшей мере отражает целевое назначение физической культуры: готовность человека к трудовой, а также в силу необходимости к военной деятельности.
3. Постоянно и целенаправленно связывать культурную деятельность с принцип оздоровительной направленности. Смысл принципа заключается в обязательном достижении эффекта укрепления и совершенствования здоровья человека.
2. Методика применения средств восстановления в спортивной тренировке Рост спортивной работоспособности в настоящее время неразрывно связан с совершенствованием всей системы подготовки квалифицированных спортсменов, в том числе и использованием вспомогательных, нетрадиционных средств повышения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма. Среди таких средств важное место занимает ускорение восстановительных процессов после тренировочных и соревновательных нагрузок. Сейчас хорошо известно, что от оптимальности протекания процессов восстановления во многом зависит эффективность тренировочного процесса. Чем быстрее восстановление, тем большую работу и более эффективно может выполнить ее спортсмен без ущерба для здоровья. В результате напряженных нагрузок в организме происходит ряд закономерных изменений: уменьшение его энергетических, ферментных и пластических ресурсов, изменение химизма крови, накопление продуктов распада и т. д. Все это ведет к изменению общего состояния спортсмена, появлению чувства усталости, падению работоспособности. Постепенная ликвидация этих сдвигов до достижения или превышения предрабочего уровня функционирования организма — основа процесса восстановления. Процессы восстановления тренируемы. Ускорение восстановления — один из основных показателей состояния тренированности. Ускорения восстановления можно добиться как естественным путем (рационализация тренировки и режима, обеспечивающая прогрессивное нарастание тренированности), так и путем использования вспомогательных средств стимулирования восстановительных процессов. Механизм действия этих средств можно представить как сочетание неспецифических (действие на защитно-приспособительные свойства организма) и специфических влияний, направленных на быстрейшую ликвидацию общего и локального утомления. Через нейрогуморальные регуляторные механизмы эти средства воздействуют на измененные вследствие предшествовавшей нагрузки метаболизм и кровоснабжение тканей, способствуют восполнению затраченных энергетических и пластических ресурсов. Использование вспомогательных средств может быть эффективным только в сочетании с естественным путем ускорения восстановления, обусловленным нарастанием тренированности спортсмена. В противном случае сдвиг восстановления во времени не будет в должной мере обеспечен естественными ресурсами организма, вследствие чего следующая нагрузка может вызвать неблагоприятные последствия. Направленное действие на течение восстановительных процессов можно рассматривать как один из рычагов управления тренировочным процессом. В настоящее время спортивная наука имеет в этом направлении определенные достижения: создано понятие о системе восстановления в спорте, показан комплексный ее характер и взаимосвязь с тренировочным процессом, дана классификация основных средств восстановления, разработана тактика применения некоторых из них. При этом следует различать две основные формы воздействия на эти процессы — восстановление спортивной работоспособности в процессе тренировок с большими нагрузками и соревнований и восстановление спортсменов после перенесенных заболеваний, травм, физического перенапряжения. В последнем случае восстановление правильнее обозначать термином реабилитация. Восстановление и реабилитация имеют как общие принципиальные черты, так и свойственные каждой из этих форм специфические особенности. Способы и средства восстановления спортсменов после' тренировочных и соревновательных нагрузок обусловлены главным образом видом спорта, периодом и задачей тренировки, характером к продолжительностью соревнований, возрастом и уровнем подготовленности тренирующегося. Режим реабилитации целиком обусловлен состоянием здоровья спортсмена, характером и тяжестью заболевания, степенью потери тренированности. Использование восстановительных средств должно носить системный характер. Под системой восстановления в спорте следует понимать комплексное использование средств различного действия, направленных на ускорение восстановительных процессов. Основные средства восстановления делятся на три большие группы, которые условно можно назвать педагогическими, психологическими и медицинскими. Педагогические средства — наиболее естественные и основные, ибо, какие бы специальные средства ни применялись для ускорения восстановления, они могут быть эффективными только при условии рационального построения тренировки и режима спортсмена. К педагогическим средствам относятся: рациональное сочетание средств общей и специальной подготовки, нагрузки и отдыха в микро-, макро- и многолетних циклах тренировки; варьирование и волнообразность нагрузок; использование переключений, неспецифических упражнений, упражнений для расслабления мышц и дыхательных упражнений в ходе занятия и в виде отдельных занятий; введение дней и периодов профилактического активного отдыха; полноценная разминка и заключительная часть занятия, создание должного эмоционального фонда, индивидуализация тренировки и др. При этом должно учитываться соответствие используемых нагрузок состоянию здоровья, возрасту, уровню подготовленности спортсмена. Под психологическими средствами понимаются ге из них, действие которых направлено главным образом на восстановление нервного равновесия и устойчивости психики спортсмена в связи с большими нагрузками и соревнованиями. Эти средства особенно важны в настоящее время, учитывая высокий психологический накал и нервное напряжение, которое испытывает спортсмен на соревнованиях. К этой группе относится как все то, что связано с правильным педагогическим подходом тренера и вра-1г. к спортсмену как личности (щажение психики, обеспечение должного морального климата в спортивном коллективе, организация интересного отдыха, учет индивидуальных особенностей спортсмена и совместимости при комплектовании команд, расселении спортсменов на соревнованиях и т. п.), так и специальные приемы регуляции психических состояний: полноценный сон, психорегулирующая, аутогенная тренировка, приемы мышечной релаксации, использование некоторых медикаментозных средств, направленных на уравновешивание нервных процессов и др. К медицинским средствам восстановления относят: физические факторы (гидро-, бальнео-, электро-, светло- и теплопроцедуры, массаж, аэроионизацию), рациональное питание, витаминизацию, использование некоторых естественных растительных и фармакологических средств, правильно организованный суточный режим, климатические факторы и др. Действие этих средств направлено на быстрейшее восстановление обмена веществ, пластических и энергетических ресурсов тканей, координирующей деятельности нервной системы и функций вегетативных систем, обеспечивающих эффективное выполнение очередных мышечных нагрузок, быстрейшее выведение из организма продуктов распада. Все это снимает чувство усталости, приводит к снятию внешних признаков утомления, стимулирует деятельность основных функциональных систем, повышает защитно-приспособительные свойства организма. Краткая характеристика основных средств этой группы и сведения о тактике их применения в спорте даются в последующих разделах главы. Здесь же приводятся лишь некоторые общие принципиальные положения, без учета которых трудно добиться должного эффекта при применении любого из перечисленных средств. Восстановление — сложный процесс, течение которого обусловлено сочетанием ряда факторов, характерной фазностью и гетеро-хронязмом различных функций. Поэтому наиболее эффективно одновременно воздействовать на различные функциональные звенья организма, обеспечивающие работоспособность, а также на психическую и соматическую сферы, двигательный аппарат, нервную систему и вегетативные органы, чтобы снять как нервное, так и физическое утомление. Соединение отдельных средств восстановления в комплекс значительно повышает эффективность действия каждого из них. Конкретный подбор и сочетание используемых средств обоснованы видом спорта, периодом тренировок, объемом и интенсивностью проведенной работы, напряжением соревнований, степенью утомления и рядом других факторов. Таким образом, системный подход предусматривает комплексное использование средств разного действия в тесной связи с конкретным режимом и методикой тренировки с позиций единства нагрузки и восстановления
Совершенствование производства на основе его интенсификации, что приводит к возрастанию физических и эмоциональных нагрузок на организм рабочего. Значит, необходимо совершенствовать средства восстановления функционального состояния, снижающегося в процессе работы, широко использовать методы снятия утомления, улучшения самочувствия, подъема работоспособности и производительности труда. Важное место в системе оптимизации функционального состояния рабочего занимает производственная физическая культура. Производственная физическая культура решает следующие задачи: подготовку человека к труду; восстановление работоспособности в течение рабочего времени и после работы; профилактику возможных влияний неблагоприятных факторов труда. Производственная физическая культура включает в себя четыре самостоятельные формы: производственную гимнастику; послерабочее восстановление; меры профилактики влияния неблагоприятных факторов труда; профессионально-прикладную физическую подготовку. При определении условий труда и наличия вредностей учитывают характер трудового процесса (рабочая поза, степень нервно-психического и мышечного напряжения), особенности технологического процесса и производственного оборудования (степень механизации и автоматизации производственных процессов, герметичность оборудования, удобство его обслуживания и т. п.) и санитарно-гигиеническую обстановку (метеорологические условия, загрязнение воздуха пылью и газами, шум, вибрация, ионизирующая радиация, освещенность и др.). Запрещается проводить занятия при температуре воздуха выше 25°С и влажности выше 70 %, при наличии в воздухе даже незначительных количеств ядовитых веществ, при повышенном или пониженном барометрическом давлении, при шуме свыше 70дБ. Оценка степени загрязнения воздуха производственных помещений газами и пылью В помещениях, где проводится производственная гимнастика, необходимо постоянно поддерживать чистоту, перед занятиями проветривать. В помещениях должно быть достаточно свободной площади. Санитарными нормами на промышленных предприятиях предусматривается ширина проходов между станками не более 1,5 м. Такая же ширина считается минимальной для групповых занятий гимнастикой. В среднем на каждого занимающегося должно приходиться не менее 1,5 м2 свободной площади пола. Место, выбранное для занятий, должно быть безопасным. У станков и машин, находящихся рядом.с местами для занятий гимнастикой, все открытые и движущиеся части (гребенки, зубчатые сегменты, маховые колеса и т.п.), а также открытые передачи (шкивы, ремни и др.) и вообще все опасные части должны иметь конструктивные ограждения. На места занятий гимнастикой распространяются и другие правила безопасности: ограждение проводов высокого напряжения, ограждение от непосредственного влияния лучистой энергии и др. |