Физическое воспитание как система, его задачи и функции

Система физ. воспитания- это исторически обусловленный тип социальной практики физического воспитания, включающий мировоззренческие, теоретико-методические, программно-нормативные и организационные основы, обеспечивающие физическое совершенствование людей и формирование здорового образа жизни.

Мировоззренческие основы. Мировоззрение представляет собой совокупность взглядов и идей, определяющих направленность человеческой деятельности.

Теоретико-методические основы. Система физического воспитания опирается на достижения многих наук. Ее теоретико-методической основой служат научные положения естественных (анатомия, физиология, биохимия и др.), общественных (философия, социология и др.), педагогических (психология, педагогика и др.) наук, на основе которых дисциплина «Теория и методика физического воспитания» разрабатывает и обосновывает наиболее общие закономерности физического воспитания.

Программно-нормативные основы. Физическое воспитание осуществляется на основе обязательных государственных программ по физической культуре и спорту (программы для школьных учреждений, общеобразовательной школы, средних и высших учебных заведений, армии и т.д.).

Организационные основы. Организационную структуру системы физического воспитания составляют государственные и общественно-самодеятельные формы организации, руководства и управления.

По государственной линии предусматриваются систематические обязательные занятия физическими упражнениями в дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах, средних специальных и высших учебных заведениях, армии, лечебно-профилактических организациях.

Целью физического воспитания является оптимизация физического развития человека, всестороннего совершенствования свойственных каждому физических качеств и связанных с ними способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств, характеризующих общественно активную личность; обеспечить на этой основе подготовленность каждого члена общества к плодотворной трудовой и другим видам деятельности.

Задачами физ. воспитания являются:

-  оптимальное развитие физических качеств, присущих человеку;

-  укрепление и сохранение здоровья, а также закаливание организма;

-    совершенствование   телосложения   и   гармоничное   развитие   физиологических
функций;

- многолетнее сохранение высокого уровня общей работоспособности.
Принципы физ. воспитания- наиболее важные, наиболее существенные положения,
которые отражают закономерности воспитания. Они направляют деятельность педагога и
занимающегося к намеченной цели с меньшими затратами сил времени.

Принципы  системы  физ.  воспитания  представляет  собой  органическое  единство, нарушение одного из них отражается осуществлении остальных, принципы: - принцип связи физ. воспитания с практикой жизни (принцип прикладное™).

Этот принцип в наибольшей мере отражает целевое назначение физической культуры:

готовность   человека   к   трудовой,   а   также   в   силу   необходимости   к   военной

деятельности.

  1. Решая конкретные задачи физ. подготовки, следует при прочих равных условиях
    отдавать   предпочтение   тем   средствам,   которые   формируют   жизненно   важные
    двигательные умения и навыки непосредственно прикладного характера.
  2. В любых формах физкультурной деятельности необходимо стремиться обеспечить
    приобретение возможно более широкого фонда разнообразных двигательных умений и
    навыков, а также разностороннее развитие физ. способностей.

3.      Постоянно    и    целенаправленно    связывать    культурную    деятельность     с
формированием   активной   жизненной   позиции   личности   на   основе   воспитания
трудолюбия, патриотизма и нравственных качеств.

принцип    оздоровительной    направленности.    Смысл    принципа    заключается    в обязательном   достижении   эффекта   укрепления   и   совершенствования   здоровья человека.

 

2. Методика применения средств восстановления в спортивной тренировке

Рост спортивной работоспособности в настоящее время нераз­рывно связан с совершенствованием всей системы подготовки ква­лифицированных спортсменов, в том числе и использованием вспо­могательных, нетрадиционных средств повышения работоспособ­ности и расширения функциональных возможностей организма. Среди таких средств важное место занимает ускорение восстанови­тельных процессов после тренировочных и соревновательных на­грузок. Сейчас хорошо известно, что от оптимальности протекания процессов восстановления во многом зависит эффективность трени­ровочного процесса. Чем быстрее восстановление, тем большую ра­боту и более эффективно может выполнить ее спортсмен без ущер­ба для здоровья.

В результате напряженных нагрузок в организме происходит ряд закономерных изменений: уменьшение его энергетических, фер­ментных и пластических ресурсов, изменение химизма крови, на­копление продуктов распада и т. д. Все это ведет к изменению об­щего состояния спортсмена, появлению чувства усталости, падению работоспособности. Постепенная ликвидация этих сдвигов до дос­тижения или превышения предрабочего уровня функционирования организма — основа процесса восстановления.

Процессы восстановления тренируемы. Ускорение восстановле­ния — один из основных показателей состояния тренированности. Ускорения восстановления можно добиться как естественным путем (рационализация тренировки и режима, обеспечивающая прогрес­сивное нарастание тренированности), так и путем использования вспомогательных средств стимулирования восстановительных про­цессов.

Механизм действия этих средств можно представить как соче­тание неспецифических (действие на защитно-приспособительные свойства организма) и специфических влияний, направленных на быстрейшую ликвидацию общего и локального утомления. Через нейрогуморальные регуляторные механизмы эти средства воздейст­вуют на измененные вследствие предшествовавшей нагрузки ме­таболизм и кровоснабжение тканей, способствуют восполнению затраченных энергетических и пластических ресурсов.

Использование вспомогательных средств может быть эффек­тивным только в сочетании с естественным путем ускорения вос­становления, обусловленным нарастанием тренированности спорт­смена. В противном случае сдвиг восстановления во времени не бу­дет в должной мере обеспечен естественными ресурсами организ­ма, вследствие чего следующая нагрузка может вызвать неблаго­приятные последствия.

Направленное действие на течение восстановительных процес­сов можно рассматривать как один из рычагов управления трени­ровочным процессом. В настоящее время спортивная наука имеет в этом направлении определенные достижения: создано понятие о системе восстановления в спорте, показан комплексный ее харак­тер и взаимосвязь с тренировочным процессом, дана классифика­ция основных средств восстановления, разработана тактика при­менения некоторых из них.

При этом следует различать две основные формы воздействия на эти процессы — восстановление спортивной работоспособности в процессе тренировок с большими нагрузками и соревнований и восстановление спортсменов после перенесенных заболеваний, травм, физического перенапряжения. В последнем случае восста­новление правильнее обозначать термином реабилитация. Восстановление и реабилитация имеют как общие принципиальные черты, так и свойственные каждой из этих форм специфиче­ские особенности.

Способы и средства восстановления спортсменов после' трени­ровочных и соревновательных нагрузок обусловлены главным об­разом видом спорта, периодом и задачей тренировки, характером к продолжительностью соревнований, возрастом и уровнем подго­товленности тренирующегося. Режим реабилитации целиком обус­ловлен состоянием здоровья спортсмена, характером и тяжестью заболевания, степенью потери тренированности.

Использование восстановительных средств должно носить системный характер. Под системой восстановления в спорте сле­дует понимать комплексное использование средств различного действия, направленных на ускорение восстановительных про­цессов.

Основные средства восстановления делятся на три большие группы, которые условно можно назвать педагогическими, психо­логическими и медицинскими.

Педагогические средства — наиболее естественные и основные, ибо, какие бы специальные средства ни применялись для ускорения восстановления, они могут быть эффективными только при условии рационального построения тренировки и режима спортсмена.

К педагогическим средствам относятся: рациональное сочета­ние средств общей и специальной подготовки, нагрузки и отдыха в микро-, макро- и многолетних циклах тренировки; варьирование и волнообразность нагрузок; использование переключений, неспе­цифических упражнений, упражнений для расслабления мышц и дыхательных упражнений в ходе занятия и в виде отдельных заня­тий; введение дней и периодов профилактического активного отды­ха; полноценная разминка и заключительная часть занятия, созда­ние должного эмоционального фонда, индивидуализация трениров­ки и др. При этом должно учитываться соответствие используемых нагрузок состоянию здоровья, возрасту, уровню подготовленности спортсмена.

Под психологическими средствами понимаются ге из них, действие которых направлено главным образом на вос­становление нервного равновесия и устойчивости психики спорт­смена в связи с большими нагрузками и соревнованиями. Эти сред­ства особенно важны в настоящее время, учитывая высокий пси­хологический накал и нервное напряжение, которое испытывает спортсмен на соревнованиях. К этой группе относится как все то, что связано с правильным педагогическим подходом тренера и вра-1г. к спортсмену как личности (щажение психики, обеспечение должного морального климата в спортивном коллективе, организа­ция интересного отдыха, учет индивидуальных особенностей спорт­смена и совместимости при комплектовании команд, расселении спортсменов на соревнованиях и т. п.), так и специальные приемы регуляции психических состояний: полноценный сон, психорегулирующая, аутогенная тренировка, приемы мышечной релаксации,

использование некоторых медикаментозных средств, направленных на уравновешивание нервных процессов и др.

К медицинским средствам восстановления от­носят: физические факторы (гидро-, бальнео-, электро-, светло- и теплопроцедуры, массаж, аэроионизацию), рациональное питание, витаминизацию, использование некоторых естественных раститель­ных и фармакологических средств, правильно организованный су­точный режим, климатические факторы и др.

Действие этих средств направлено на быстрейшее восстановле­ние обмена веществ, пластических и энергетических ресурсов тка­ней, координирующей деятельности нервной системы и функций вегетативных систем, обеспечивающих эффективное выполнение очередных мышечных нагрузок, быстрейшее выведение из организ­ма продуктов распада. Все это снимает чувство усталости, приво­дит к снятию внешних признаков утомления, стимулирует деятель­ность основных функциональных систем, повышает защитно-при­способительные свойства организма.

Краткая характеристика основных средств этой группы и све­дения о тактике их применения в спорте даются в последующих разделах главы. Здесь же приводятся лишь некоторые общие принципиальные положения, без учета которых трудно добиться должного эффекта при применении любого из перечисленных средств.

Восстановление — сложный процесс, течение которого обуслов­лено сочетанием ряда факторов, характерной фазностью и гетеро-хронязмом различных функций. Поэтому наиболее эффективно од­новременно воздействовать на различные функциональные звенья организма, обеспечивающие работоспособность, а также на психи­ческую и соматическую сферы, двигательный аппарат, нервную сис­тему и вегетативные органы, чтобы снять как нервное, так и физи­ческое утомление. Соединение отдельных средств восстановления в комплекс значительно повышает эффективность действия каждо­го из них.

Конкретный подбор и сочетание используемых средств обосно­ваны видом спорта, периодом тренировок, объемом и интенсив­ностью проведенной работы, напряжением соревнований, степенью утомления и рядом других факторов.

Таким образом, системный подход предусматривает комплекс­ное использование средств разного действия в тесной связи с кон­кретным режимом и методикой тренировки с позиций единства нагрузки и восстановления

 

  1. Гигиенические основы физической культуры на производстве

Совершенствование производства на ос­нове его интенсификации, что приводит к возрастанию физических и эмоциональных нагрузок на организм ра­бочего. Значит, необходимо совершенствовать средства восстановления функционального состояния, снижающе­гося в процессе работы, широко использовать методы снятия утомления, улучшения самочувствия, подъема ра­ботоспособности и производительности труда.

Важное место в системе оптимизации функциональ­ного состояния рабочего занимает производственная физическая культура.

Производственная физическая культура решает сле­дующие задачи: подготовку человека к труду; восстанов­ление работоспособности в течение рабочего времени и после работы; профилактику возможных влияний неблагоприятных факторов труда.

Производственная физическая культура включает в себя четыре самостоятельные формы: производственную гимнастику; послерабочее восстановление; меры профи­лактики влияния неблагоприятных факторов труда; профессионально-прикладную    физическую    подготовку.

При определении условий труда и наличия вредностей учитывают характер трудового процесса (рабочая поза, степень нервно-психического и мышечного напряжения), особенности технологическо­го процесса и производственного оборудования (степень механизации и автоматизации производственных про­цессов, герметичность оборудования, удобство его обслу­живания и т. п.) и санитарно-гигиеническую обстановку (метеорологические условия, загрязнение воздуха пылью и газами, шум, вибрация, ионизирующая радиация, освещенность и др.).

Запрещается проводить занятия при температуре воздуха выше 25°С и влажности выше 70 %, при наличии в воздухе даже незначительных количеств ядовитых ве­ществ, при повышенном или пониженном барометричес­ком давлении, при шуме свыше 70дБ. Оценка степени загрязнения воздуха производственных помещений газа­ми и пылью

В помещениях, где проводится производственная гим­настика, необходимо постоянно поддерживать чистоту, перед занятиями проветривать. В помещениях должно быть достаточно свободной площади. Санитарными нор­мами на промышленных предприятиях предусматривает­ся ширина проходов между станками не более 1,5 м. Та­кая же ширина считается минимальной для групповых занятий гимнастикой. В среднем на каждого занимающе­гося должно приходиться не менее 1,5 м2 свободной пло­щади пола.

Место, выбранное для занятий, должно быть безопас­ным. У станков и машин, находящихся рядом.с местами для занятий гимнастикой, все открытые и движущиеся части (гребенки, зубчатые сегменты, маховые колеса и т.п.), а также открытые передачи (шкивы, ремни и др.) и вообще все опасные части должны иметь конст­руктивные ограждения.

На места занятий гимнастикой распространяются и другие правила безопасности: ограждение проводов вы­сокого напряжения, ограждение от непосредственного влияния лучистой энергии и др.

Бесплатный хостинг uCoz