1. Гигиенические требования к учебно-тренировочному процессу. Основной гигиенический принцип советской системы физического воспитания, построения тренировочного процесса и проведения соревнований — это обеспечение оздоровительного эффекта, выражающегося в укреплении здоровья и повышении работоспособности спортсменов. В ходе тренировок и соревнований тренеры должны не только предотвращать возможные случаи нарушения здоровья спортсменов, но, прежде всего, активно использовать различные средства и методы для укрепления здоровья занимающихся. В современном спорте высокий уровень здоровья — один из важных факторов повышения эффективности тренировочного процесса и необходимое условие достижения высоких спортивных результатов. Обеспечение оздоровительной направленности тренировочного процесса и соревнований возможно при соблюдении определенных гигиенических положений, направленных на оптимизацию тренировочного процесса и соревновательной деятельности спортсменов. Важное гигиеническое значение имеют первичные врачебные обследования, которые являются обязательными для лиц, приступающих к тренировочным занятиям. На основании всестороннего изучения состояния здоровья, антропометрических данных и функционального состояния врач решает вопрос о допуске к тренировкам и совместно с тренером дает рекомендации о целесообразности занятий тем или иным видом спорта. Регулярный врачебно-педагогический контроль — обязательное и необходимое условие спортивной тренировки. В процессе тренировки следует систематически проводить медицинские обследования, педагогические и врачебно-педагогические наблюдения. Это позволяет получать необходимую информацию о состоянии здоровья и динамике функциональных возможностей спортсменов при различных тренировочных и соревновательных нагрузках. Вместе с этим следует собирать данные о воздействии на организм спортсмена различных внешних факторов: климатических, бытовых, погодных и др. Важное значение имеет также самоконтроль. Регулярные наблюдения спортсменов за состоянием своего здоровья позволяют не только получить ценную информацию об изменении тренированности, но и выявить индивидуальные особенности при воздействии тех или иных гигиенических факторов. Совместный анализ результатов этих наблюдений дает возможность успешно управлять тренировочным процессом, обеспечивая высокий оздоровительный эффект занятий и повышение спортивной работоспособности. Планирование и проведение тренировочного процесса должны осуществляться с учетом половых и возрастных особенностей занимающихся. Вместе с тем во внимание принимается уровень развития тех или иных физических качеств, а также другие индивидуальные особенности спортсменов. В соответствии с этим используются необходимые тренировочные средства и методы, определенным образом нормируются тренировочные и соревновательные нагрузки, которые должны соответствовать функциональным возможностям спортсменов. Важное гигиеническое значение имеет применение в тренировочном процессе различных педагогических средств и методов, направленных на быстрейшее восстановление спортивной работоспособности. На всех этапах тренировки недопустимо применение каких-либо тренировочных или соревновательных средств и методов, способных вызвать нарушение здоровья занимающихся. Тренеры должны принимать все необходимые меры для предупреждения спортивного травматизма и создания оптимальных условий занятий и предупреждать отрицательное воздействие на организм спортсменов неблагоприятных факторов внешней среды (высокая или низкая температура воздуха, интенсивная солнечная радиация и др.). При внешних условиях, которые могут вызвать нарушения здоровья спортсменов, проводить тренировочные занятия и соревнования нельзя. Для повышения оздоровительного эффекта спортивной тренировки следует широко использовать благотворное воздействие на организм солнечной радиации, водных процедур и морских купаний, ионизированного воздуха и др., а также искусственных источников ультрафиолетовой радиации и ионизированного воздуха. В целях обеспечения общей оздоровительной направ-ленности спортивной тренировки и профилактики состояний перетренированности и перенапряжения тренировочный процесс должен осуществляться с учетом общих педагогических принципов и специфических закономерностей тренировки, которые основаны на важнейших физиологических и гигиенических положениях. При построении тренировочного процесса необходимо учитывать закономерные изменения функционального состояния и работоспособности спортсменов, которые обусловлены влиянием биоритмов и ряда природных и социальных факторов. К числу известных циклических изменений работоспособности человека относятся сезонные, недельные и суточные. Сезонные изменения работоспособности характеризуются волнообразной кривой, которая имеет наибольший подъем в конце лета и осенью с наибольшим снижением в конце зимы и весной (А. Акрабов, К. М. Смирнов, А. П. Лаптев и др.). Снижение работоспособности в конце зимы и весной объясняется рядом причин: витаминным дефицитом; «световым голоданием» из-за резкого снижения интенсивности естественной ультрафиолетовой радиации; кумуляцией утомления в конце учебного года и перед отпускным периодом и др. Обратная картина наблюдается в осенний период. Недельные изменения работоспособности проявляются в постепенном повышении ее к среде и последующем снижении к субботе. Наиболее четко такая динамика прослеживается у школьников и студентов. Это объясняется главным образом влиянием социальных факторов, связанных с организацией учебной и трудовой деятельности на протяжении недели. Изучение и учет недельной динамики работоспособности позволяют более рационально планировать подготовку спортсмена в недельном микроцикле. Суточные изменения работоспособности (циркадные ритмы), как уже отмечалось выше, обусловлены суточным биоритмом различных функциональных систем организма и режимом двигательной деятельности. Их учет необходим для разработки рационального распорядка дня, выбора оптимальных сроков для проведения тренировочных занятий различной направленности, планирования подготовки к ответственным соревнованиям и необходимой перестройки режима в связи с выступлениями спортсменов в других часовых поясах. В процессе подготовки спортсменок важное значение имеет ряд гигиенических положений. Прежде всего при планировании тренировочного процесса следует учитывать следующие основные анатомо-физиологические особенности женского организма. У женщин по сравнению с мужчинами более низкий уровень показателей физического развития. Мышечная ткань у них составляет 32—35% веса тела (у мужчин 40 % и более), зато жировой ткани у женщин на 10 % больше, чем у мужчин. Силовые показатели у женщин ниже, чем у мужчин. Сила мышц брюшной стенки у женщин на 30—50 % меньше, чем у мужчин. Чрезмерные тренировочные и соревновательные нагрузки вызывают у женщин более значительные вегетативные сдвиги. Спортсменки нуждаются в более продолжительном отдыхе. Психоэмоциональная сфера у женщин менее устойчива. Биологические особенности женщин связаны с овари-ально-менструальным циклом, который проявляется с наступлением половой зрелости, обычно в 12—14 лет. Цикл, как правило, имеет продолжительность 21—28 дней, а менструация — 2—7 дней. При значительных тренировочных нагрузках менструальный цикл может удлиняться до 36—-42 дней. У большинства спортсменок менструация не оказывает отрицательного влияния на самочувствие и работоспособность. Однако примерно у 30 % женщин в предменструальный период ухудшается самочувствие, наблюдаются головные боли, плаксивость, тяжесть в нижней части живота, набухание молочных желез и др. При этом учащается пульс, повышается артериальное давление и температура тела. Спортсменки, тренеры и врачи должны постоянно вести наблюдения за изменениями самочувствия и спортивной работоспособности в связи с менструальным циклом. Эти данные имеют важное значение для правильного планирования тренировочного процесса и выступлений на соревнованиях. Спортсменки, у которых в менструальный период ухудшаются самочувствие и работоспособность, освобождаются от тренировок и соревнований. Малотренированные спортсменки в предменструальный и менструальный периоды не допускаются к соревнованиям. Высококвалифицированные спортсменки, имеющие хорошее самочувствие и работоспособность в менструальный период, могут проводить непродолжительные тренировки с небольшой нагрузкой, из которых исключаются силовые и конфликты и стрессовые ситуации. Все это приводит к резкому снижению уровня моральных и волевых качеств и падению спортивной работоспособности. Практика показывает, что в подавляющем большинстве случаев основной причиной неправильного поведения спортсменов и нарушение ими гигиенического режима являются не субъективные факторы, а объективные условия несоответствующей микросреды и окружения спортсмена, которое оказывает на него неблагоприятное влияние. Тренеры должны хорошо знать и постоянно контролировать состояние социально-гигиенических факторов микросреды спортсмена, а также принимать все меры для ее улучшения. В случаях нарушения оптимального психогигиенического климата в окружении спортсмена следует своевременно принимать решительные меры для его нормализации, используя различные средства и методы педагогических и других воздействий. Оптимальные бытовые условия также в значительной мере способствуют повышению работоспособности и быстрейшему восстановлению спортсменов. Жилые помещения должны отвечать санитарно-гигиеническим нормам и обеспечивать спортсмену необходимые условия для хорошего отдыха, личной гигиены и приема восстанавливающих гидропроцедур (ванна, душ). Желательно, чтобы вблизи дома находился зеленый массив, что позволило бы спортсмену в лучших гигиенических условиях отдыхать и проводить утреннюю гимнастику, вечерние прогулки и индивидуальные тренировки. Особенности учебной и трудовой деятельности спортсмена необходимо учитывать при всех видах планирования тренировочного процесса. В напряженные периоды учебной (трудовой) деятельности уровень тренировочных и соревновательных нагрузок несколько снижается. Особое внимание следует уделять рациональному планированию тренировок в недельном микроцикле и разработке суточного режима. Это необходимо для того, чтобы обеспечить правильное чередование учебной (трудовой) деятельности, тренировочных занятий, отдыха и восстановительных мероприятий на протяжении недели и отдельных дней.
2. Функциональные пробы как средство диагностики физической работоспособности Комплексный анализ данных врачебного обследования, результатов применения инструментальных методов исследования и материалов, полученных при проведении функциональных проб, позволяет объективно оценить готовность организма спортсмена к соревновательной деятельности. Общие и специфические адаптационные возможности организма спортсмена проверяются с помощью функциональных проб (в педагогической практике синонимом термина «функциональная проба» является термин «тест»), которые выполняются как в лабораторных условиях (в кабинете функциональной диагностики), так и непосредственно во время тренировок в спортивных залах и на стадионах. По результатам тестирования можно определить функциональное состояние организма в целом, его адаптационные возможности в данный момент. Тестирование позволяет выявлять функциональные резервы организма, его общую физическую работоспособность. В самом общем виде физическая работоспособность пропорциональна тому количеству механической работы, которую способен выполнить организм спортсмена с достаточно высокой интенсивностью. Поскольку длительная работа мышц лимитируется доставкой к ним кислорода, общая физическая работоспособность в значительной мере определяется кардиореспираторной производительностью. Все материалы медицинского тестирования рассматриваются не изолированно, а комплексно со всеми другими медицинскими критериями. Только комплексная оценка медицинских критериев тренированности позволяет надежно судить об эффективности тренировочного процесса у данного спортсмена. Комплексная оценка предполагает наличие взаимозависимости нескольких показателей тренированности. Так, например, высокое техническое мастерство гимнаста может компенсировать невысокий уровень его общей физической подготовленности. Аналогичный пример можно привести из области спортивной медицины: у некоторых спортсменов понижение концентрации гемоглобина в крови может быть компенсировано увеличением числа эритроцитов. В результате этого общее количество гемоглобина будет нормальным и кислородная емкость крови не окажется сниженной. Основными задачами функциональной диагностики в спортивной медицине являются изучение адаптации организма (по данным исследования ряда наиболее информативных систем) к тем или иным воздействиям и изучение восстановительных процессов после прекращения воздействия. Общие требования к проведению функциональных проб. Прежде всего необходимо обеспечить нормальный микроклимат в помещении, в котором проводится функциональная проба. Помещение должно быть хорошо проветрено, температура в нем должна поддерживаться на уровне температуры комфорта. В случае проведения тестов с 'большими и длительными нагрузками, сопровождающимися интенсивным потоотделением, целесообразно испытательную установку, на которой проводится проба, снабдить вентилятором. Аппаратура, на которой выполняется тестирование, должнабыть чистой и без излишнего нагромождения электрических проводов. Вся электронная аппаратура должна быть хорошо заземлена (в соответствии с общепринятыми правилами). Помещение, в котором проводится исследование, должно быть эстетически хорошо оформлено. Необходимо, чтобы в тестировании участвовал минимум медицинского персонала. Нужно исключить возникновение звуковых, световых и других не относящихся к исследованию сигналов во время проведения функциональной пробы. В помещении, в котором проводится тестирование, должна быть аптечка первой помощи, куда входили бы я препараты, стимулирующие кровообращение и дыхание. Непосредственно в процессе проведения функциональной пробы ведется протокол тестирования. Окончательно протокол пробы заполняется после расшифровки кривых, характеризующих те или иные физиологические функции в процессе тестирования, Перед началом тестирования испытуемого подробно инструктируют о том, что он должен делать при проведении функциональной пробы. Современные спортивно-медицинские функциональные пробы получили весьма широкое распространение в практике педагогического контроля.. Из них наиболее популярны гарвардский степ-тест (на западе) и тест РWC-170 . ГАРВАРДСКИЙ СТЕП-ТЕСТ Тест разработан в Гарвардском университете в США (Бруа, Дилл) в 1942 г. С помощью Гарвардского степ-теста количественно оцениваются восстановительные прщессы после дозированной мышечной работы. как в характере выполняемой испытуемым нагрузки, .так и в форме учета результатов тестирования. ' При Гарвардском степ-тесте физическая нагрузка задается в виде восхождений на ступеньку. Для взрослых мужчин высота ступеньки принимается равной 50 см, а для взрослых женщин — 43 см. Испытуемому предлагается на протяжении 5 мин совершать восхождения на ступеньку с частотой 30 раз в 1 мин. Каждое восхождение и спуск слагается из 4 двигательных компонентов: 1 —подъем одной ноги на ступеньку, 2 — испытуемый встает на ступеньку двумя ногами, принимая вертикальное положение, 3 — опускает на пол ногу, с которой начал восхождение, и 4 —опускает другую ногу на пол. Для строгого дозирования частоты восхождений на ступеньку и спуска с нее используется метроном, частоту которого устанавливают равной 120 уд/мин. В этом случае каждое движение будет соответствовать одному удару метронома. При исследовании юных спортсмеов и юниоров время проведе Определенным достоинством Гарвардского степ-теста является то, что время выполнения физической нагрузки при его проведении ориентировочно равно б мин. Если испытуемый прекращает работу раньше указанного времени, его работоспособность, несмотря на это, можно рассчитать. Таким образом, уменьшается влияние субъективного отношения испытуемого к процедуре тестирования. При проведении этого теста не требуется чрезвычайной мотивации. физическая готовность спортсмена оценивается путем подсчета частоты пульса. Сразу же после окончания восхождения на ступеньку испытуемый садится. Регистрация частоты пульса ведется на 2, 3 и 4-й мин восстановительного периода. При этом подсчитывается сумма пульса за первые 30 с каждой минуты. Результаты тестирования выражаются в виде индекса Гарвардского степ-теста (ИГСТ), Эту величину рассчитывают из следующего уравнения:'
игст= tx100 (f1+f2+f3)x2 где t—■ время восхождения на ступеньку в секундах. Если испытуемый полностью выполнил программу теста, то t = 300 с. Если же испытуемый прекратил работу раньше, например на 4-й мин, то t = 240 с. f1, f2, f3—число сердечных сокращений за первые 30 с 2,3 и 4-й мин восстановительного периода. Величина 100 необходима для выражения ИГСТ в wtks[ числах. При определении индекса Гарвардского степ-теста не/учитывается ЧСС в 1-ю мин восстано Величина индекса Гарвардского степ-теста характеризует скорость восстановительных процессов после достаточно напряженной физической нагрузки. Чем быстрее восстанавливается пульс после Гарвардского степ-теста, тем меньше величина f1+f2+f? и, следовательно, тем выше индекс Гарвардского степ-теста. ■ Как следует из данных, , наиболее высокие величины ИГСТ Наблюдаются у спортсменов, тренирующихся на выносливость. У некоторых бегунов — мастеров международного класса ИГСТ превышал 170. У спортсменов скоростно-силовых видов спорта величины ИГСТ существенно ниже/ 'Эти данные говорят о том, что величина ИГСТ может быть использована для оценки общей физической работоспособности и ВЫНОСЛИВОСТИ спортсменов,_ Гарвардский степ-тест довольно существенная нагрузочная процедура. По средним данным, ЧСС на 5-й мин восхождения на ступеньку достигает 175 уд/мин. При этом полное восстановление ЧСС наступает не ранее чем через' 20 мин восстановительного периода. Потребление кислорода во время проведения теста в среднем составляет 3,5 л, легочная вентиляция достигает 75 л/мин. Все это указывает на то, что использовать Гарвардский степ-тест можно для спортсменов, имеющих достаточную физическую подготовку. Применять зтот тест для новичков нецелесообразно. ТЕСТ РWC-170 Тест РWC-170 был разработан в Каролинском университете в Стокгольме Шёстрандом в 50-х годах. Тест предназначен для определения физической работоспособности спортсменов. Физическая работоспособность в тесте Р№С \70 выражается в величинах той мощности физической нагрузки, при которой ЧСС достигает 170 уд/мин. Выбор именно этой частоты основан на следующих двух положениях. Первое заключается в том, что зона оптимального функционирования кардиореспираторной системы ограничивается диапазоном пульса от 170 до 200 уд/мии. Таким образом, с помощью этого теста можно установить ту интенсивность физической нагрузки, которая «выводит» деятельность сердечно-сосудистой системы, а вместе с ней и всей кардиореспираторной системы в область оптимального функционирования. Второе положение базируется на том, что взаимосвязь между ЧСС и мощностью выполняемой физической нагрузки имеет линейный характер у большинства спортсменов, вплоть до пульса равного 170 уд/мин. При более высокой частоте пульса линейный характер между ЧСС и мощностью физической нагрузки нарушается. Велоэргометрическая проба Шестранд для определения величины РWC-170 задавал испытуемым на велоэргометре ступенеобразную, увеличивающуюся по мощности физическую нагрузку, вплоть до ЧСС равной 170 уд/мин. При такой форме тестирования испытуемый выполнял 5 или б различных по мощности нагрузок. В 60-х годах величину РWC-170 начали определять более простым способом, используя для этого две или три нагрузки умеренной мощности. Испытуемому предлагается выполнить две нагрузки разной мощности Графическое определение величины Р№Спо имеет определенный недостаток — неизбежны погрешности, возникающие в процессе графических работ. В связи с этим было предложено (В. Л. Карпман и сотр.) простое математическое выражение, позволяющее определить величину РWC-170 не прибегая к чертежу.
Приводим методику определения физической работоспособности по тесту РWC-170, разработанную в лаборатории спортивной кардиологии ГЦОЛИФКа. Первая нагрузка продолжается 5 мин и имеет относительно небольшую мощность. Величину этой мощности подбирают индивидуально, в зависимости от веса спортсмена (табл. 13). После первой нагрузки испытуемый, сидя на велоэргометре, отдыхает на протяжении 3 мин, затем ему предлагают выполнить вторую, более интенсивную нагрузку. Выбор мощности второй нагрузки в значительной мере определяет точность экстраполяционного определения РWC-170. Очевидно, что чем ближе будет ЧСС во время второй нагрузки к величине 170 уд/мин, тем точнее будет определена величина РWC-170 При этом оптимальную мощность для второй нагрузки можно подобрать на основании данных о ЧСС во время первой нагрузки , Определение физической работоспособности по тесту РWC-170 позволяет получить обширную информацию, которая, может быть использована как при углубленных диспансерных исследованиях, так и при динамических наблюдениях за спортсменами в процессе различных тренировочных циклов. Учитывая, что при этом может изменяться вес испытуемых, а также для нивелирования индивидуальных различий в весе у разных спортсменов величины РWC-170 рассчитываются на 1 кг веса тела. В этом случае размерность показателя — кгм/мин · кг. У здоровых молодых нетренированных мужчин величины РWC-170 колеблются в пределах 700—1100 кгм/мин, а у женщин — 450—750 кгм/мин. У спортсменов эти величины, как правило, выше и достигают у некоторых 2500 кгм/мин, Что касается средних данных физической работоспособности у спортсменов разных специализаций, то, наибольшие величины общей физической работоспособности отмечаются у лыжников, легкоатлетов, конькобежцев и других спортсменов, тренирующихся на выносливость. Напротив, у спортсменов скоростно-силовых видов спорта величины РWC-170 относительно невелики. Абсолютные величины РWC-170 у баскетболистов и ватерполистов в значительной мере определяются их антропометрическими особенностями. При расчете же их на кг веса тела величины РWC-170 оказываются относительно небольшими. Тест РWC-170 применяется для обследования высококвалифицированных спортсменов.
Рис. 29. Физическая работоспособиость у спортсменов разных специализаций: черные столбики =-•■ величины РWСт кгм/мин/кг;-белые столбике — величины РWСт в кгм/мин
3.Методика хронометрирования урока 1 вариант ответа по выбору Хронометрирование урока физической культуры Хронометрирование — определение времени, затраченного на выполнение различных видов учебно-организаторской деятельности учителя и учащихся на уроке. Хронометрирование осуществляется путем наблюдения за деятельностью какого-либо ученика. Хронометрируются следующие виды деятельности: 1. Выполнение физических упражнений.
На месте хронометрирования в протоколе заполняются графы 1,2,3, если появляется необходимость, то могут вноситься записи в графу 9. Остальные графы 4,5,6,7 и 8 — заполняются поле исследования. В графе 1 части урока с точным временем начала и окончания В графе 2 записывается содержание урока, то есть те виды деятельности, которые приходится выполнять ученику. В графе 3 отмечаются показания секундомера, то есть время окончания предыдущего действия, которое служит исходным для отсчета последующих записей. Протокол хронометрирования урока: Урок физической культуры_ в___ классе школы №_____ Дата_ _____место проведение______________урок проводил Задачи урока: 1.____________________________________________ 2.____________________________________________ 3.___________________________________________
В классе по списку Присутствовало Занималось
Хронометрирование используется для определения общей, и моторной плотности урока . 2-ой вариант ответа по выбору Методика хронометрирования урока физической культуры Методика введения протокола хронометрирования урока физической культуры и анализ возможных результатов хронометрирования учебного материала для класса по выбору студента). Определение времени, затраченного на выполнение каких-либо действий, и его графическое изображение составляют основное содержание хронометрирования. Студент разрабатывает следующие материалы хронометрирования: протокол хронометрирования, расчет общей и моторной плотности урока (в %), данные хронометрирования в графическом оформлении и текстовой анализ плотности урока. Хронометрирование осуществляется путем наблюдения за деятельностью какого-либо ученика, причем на уроке заполняются только две графы: «Виды деятельности», «Показания секундомера». Обработка данных проводится после окончания урока. Хронометрируется следующие виды деятельности:
2. Слушание и наблюдение учеников.
Результаты хронометрирования могут быть изображены графически, что придает большую наглядность полученным данным. Одним из показателей эффективности урока является его плотность. Определять плотность урока необходимо в целом и по частям. Это обусловлено неодинаковыми возможностями и условиями организации работы в подготовительной, основной и заключительной частях урока. Общее время, затраченное на урок (или его часть), принимается за 100%. Относительно него и рассчитываются процентные величины плотность. Определять плотность урока необходимо в целом и по частям. Это обусловлено неодинаковыми возможностями и условиями организации работы в подготовительной, сновной и заключительной частях урока. Общее время, затраченное на урок (или его часть), принимается за 100%. Относительно него и рассчитываются процентные величины. Различают общую (педагогическую) и моторную (двигательную) плотность урока. Общая плотность урока - это отношение педагогически оправданных (рациональных) затрат времени к общей продолжительности урока. Общая плотность урока включает в себя следующие педагогически целесообразные мероприятия (В. Ф. Новосельский, 1989): 1) организацию учащихся, проверку домашнего задания, постановку учебных задач; 2) сообщение и закрепление теоретических сведений; 3) проведение общеразвивающих упражнений; 4) инструктирование, регулирование, коррекцию (исправление ошибок), помощь, страховку; 5) подготовку и уборку снарядов, необходимые перемещения учащихся на уроке и т.д.; 6) изучение техники физических упражнений, воспитание физических качеств; 7) методическую подготовку учащихся, формирование умений самостоятельно заниматься, а также организаторских навыков; 8) мотивацию учащихся; 9) использование наглядных пособий, технических средств, показ упражнений;
10) педагогический контроль; 11) подведение итогов, выполнение упражнений на расслабление, постановку домашних заданий; 12) воспитательную работу на уроке. Для определения общей плотности (ОП) урока или его частей суммируются показатели времени активной деятельности на уроке tад . Сюда входит время, затраченное на выполнение физических упражнений, слушание, наблюдение и организацию урока, кроме времени на неоправданные ожидание и простои. Это время умножается на 100% и делится на общее время урока tОбЩ Общая плотность полноценного урока физической культуры должна приближаться к 100%. К снижению общей плотности урока приводят следующие причины: - неоправданные простои на уроке (опоздание с началом, несвоевременная подготовка мест занятий и инвентаря, ожидание очереди перед выполнением упражнений); - неподготовленность учителя к уроку; непродуманные организация и содержание урока, приводящие к паузам; - излишняя и малоэффективная словесная информация для учащихся на уроке; - неудовлетворительная дисциплина занимающихся, что приводит к нерациональному использованию времени из-за многократного повторения команд и распоряжений, замечаний ученикам, повторений объяснения и т.п. Например, если простой на уроке по вине преподавателя составил 1 мин, то общая плотность урока будет равна: 97,5% Моторная плотность урока - это отношение времени, использованного непосредственно на двигательную деятельность учащихся, к общей продолжительности урока. Для |