1. Гигиенические требования к учебно-тренировочному процессу.

Основной гигиенический принцип советской системы физического воспитания, построения тренировочного про­цесса и проведения соревнований — это обеспечение оз­доровительного эффекта, выражающегося в укреплении здоровья и повышении работоспособности спортсменов. В ходе тренировок и соревнований тренеры должны не только предотвращать возможные случаи нарушения здо­ровья спортсменов, но, прежде всего, активно использо­вать различные средства и методы для укрепления здоровья занимающихся. В современном спорте высокий уровень здоровья — один из важных факторов повыше­ния эффективности тренировочного процесса и необходи­мое условие достижения высоких спортивных резуль­татов.

Обеспечение оздоровительной направленности трени­ровочного процесса и соревнований возможно при соблю­дении определенных гигиенических положений, направ­ленных на оптимизацию тренировочного процесса и со­ревновательной деятельности спортсменов.

Важное гигиеническое значение имеют первичные вра­чебные обследования, которые являются обязательными для лиц, приступающих к тренировочным занятиям. На основании всестороннего изучения состояния здо­ровья, антропометрических данных и функционального состояния врач решает вопрос о допуске к тренировкам и совместно с тренером дает рекомендации о целесооб­разности занятий тем или иным видом спорта.

Регулярный врачебно-педагогический контроль — обязательное и необходимое условие спортивной трени­ровки. В процессе тренировки следует систематически проводить медицинские обследования, педагогические и врачебно-педагогические наблюдения. Это позволяет по­лучать необходимую информацию о состоянии здоровья и динамике функциональных возможностей спортсменов при различных тренировочных и соревновательных на­грузках. Вместе с этим следует собирать данные о воздействии на организм спортсмена различных внешних факторов: климатических, бытовых, погодных и др.

Важное значение имеет также самоконтроль. Регуляр­ные наблюдения спортсменов за состоянием своего здо­ровья позволяют не только получить ценную информацию об изменении тренированности, но и выявить индивиду­альные особенности при воздействии тех или иных гигие­нических факторов. Совместный анализ результатов этих наблюдений дает возможность успешно управлять трени­ровочным процессом, обеспечивая высокий оздоровитель­ный эффект занятий и повышение спортивной работо­способности.

Планирование и проведение тренировочного процесса должны осуществляться с учетом половых и возрастных особенностей занимающихся. Вместе с тем во внимание принимается уровень развития тех или иных физических качеств, а также другие индивидуальные особенности спортсменов. В соответствии с этим используются необ­ходимые тренировочные средства и методы, определен­ным образом нормируются тренировочные и соревнова­тельные нагрузки, которые должны соответствовать функциональным возможностям спортсменов.

Важное гигиеническое значение имеет применение в тренировочном процессе различных педагогических средств и методов, направленных на быстрейшее восста­новление спортивной работоспособности.

На всех этапах тренировки недопустимо применение каких-либо тренировочных или соревновательных средств и методов, способных вызвать нарушение здоровья занимающихся. Тренеры должны принимать все необ­ходимые меры для предупреждения спортивного травма­тизма и создания оптимальных условий занятий и пре­дупреждать отрицательное воздействие на организм спортсменов неблагоприятных факторов внешней среды (высокая или низкая температура воздуха, интенсивная солнечная радиация и др.). При внешних условиях, которые могут вызвать нарушения здоровья спортсменов, проводить тренировочные занятия и соревнования нельзя.

Для повышения оздоровительного эффекта спортив­ной тренировки следует широко использовать благотвор­ное воздействие на организм солнечной радиации, вод­ных процедур и морских купаний, ионизированного воз­духа и др., а также искусственных источников ультра­фиолетовой радиации и ионизированного воздуха.

В целях обеспечения общей оздоровительной направ-ленности спортивной тренировки и профилактики состоя­ний перетренированности и перенапряжения тренировоч­ный процесс должен осуществляться с учетом общих педагогических принципов и специфических закономерно­стей тренировки, которые основаны на важнейших физи­ологических и гигиенических положениях.

При построении тренировочного процесса необходимо учитывать закономерные изменения функционального состояния и работоспособности спортсменов, которые обусловлены влиянием биоритмов и ряда природных и социальных факторов. К числу известных циклических изменений работоспособности человека относятся сезон­ные, недельные и суточные.

Сезонные изменения работоспособности характеризу­ются волнообразной кривой, которая имеет наибольший подъем в конце лета и осенью с наибольшим снижением в конце зимы и весной (А. Акрабов, К. М. Смирнов, А. П. Лаптев и др.). Снижение работоспособности в кон­це зимы и весной объясняется рядом причин: витамин­ным дефицитом; «световым голоданием» из-за резкого снижения интенсивности естественной ультрафиолетовой радиации; кумуляцией утомления в конце учебного года и перед отпускным периодом и др. Обратная картина наблюдается в осенний период.

Недельные изменения работоспособности проявляются в постепенном повышении ее к среде и последующем снижении к субботе. Наиболее четко такая динамика прослеживается у школьников и студентов. Это объясня­ется главным образом влиянием социальных факторов, связанных с организацией учебной и трудовой деятель­ности на протяжении недели. Изучение и учет недельной динамики работоспособности позволяют более рацио­нально планировать подготовку спортсмена в недельном микроцикле.

Суточные изменения работоспособности (циркадные ритмы), как уже отмечалось выше, обусловлены суточ­ным биоритмом различных функциональных систем орга­низма и режимом двигательной деятельности. Их учет необходим для разработки рационального распорядка дня, выбора оптимальных сроков для проведения трени­ровочных занятий различной направленности, планиро­вания подготовки к ответственным соревнованиям и необ­ходимой перестройки режима в связи с выступлениями спортсменов в других часовых поясах.

В процессе подготовки спортсменок важное значение имеет ряд гигиенических положений. Прежде всего при планировании тренировочного процесса следует учиты­вать следующие основные анатомо-физиологические особенности женского организма. У женщин по сравне­нию с мужчинами более низкий уровень показателей физического развития. Мышечная ткань у них состав­ляет 32—35% веса тела (у мужчин 40 % и более), зато жировой ткани у женщин на 10 % больше, чем у мужчин. Силовые показатели у женщин ниже, чем у мужчин. Си­ла мышц брюшной стенки у женщин на 30—50 % мень­ше, чем у мужчин.

Чрезмерные тренировочные и соревновательные на­грузки вызывают у женщин более значительные вегета­тивные сдвиги. Спортсменки нуждаются в более продол­жительном отдыхе. Психоэмоциональная сфера у жен­щин менее устойчива.

Биологические особенности женщин связаны с овари-ально-менструальным циклом, который проявляется с наступлением половой зрелости, обычно в 12—14 лет. Цикл, как правило, имеет продолжительность 21—28 дней, а менструация — 2—7 дней. При значительных тре­нировочных нагрузках менструальный цикл может удли­няться до 36—-42 дней. У большинства спортсменок менструация не оказывает отрицательного влияния на самочувствие и работоспособность. Однако примерно у 30 % женщин в предменструальный период ухудшается самочувствие, наблюдаются головные боли, плаксивость, тяжесть в нижней части живота, набухание молочных желез и др. При этом учащается пульс, повышается арте­риальное давление и температура тела.

Спортсменки, тренеры и врачи должны постоянно вес­ти наблюдения за изменениями самочувствия и спортив­ной работоспособности в связи с менструальным циклом. Эти данные имеют важное значение для правильного планирования тренировочного процесса и выступлений на соревнованиях.

Спортсменки, у которых в менструальный период ухудшаются самочувствие и работоспособность, освобож­даются от тренировок и соревнований. Малотренирован­ные спортсменки в предменструальный и менструальный периоды не допускаются к соревнованиям. Высококвали­фицированные спортсменки, имеющие хорошее само­чувствие и работоспособность в менструальный период, могут проводить непродолжительные тренировки с не­большой нагрузкой, из которых исключаются силовые и конфликты и стрессовые ситуации. Все это приводит к резкому снижению уровня моральных и волевых качеств и падению спортивной работоспособности.

Практика показывает, что в подавляющем большин­стве случаев основной причиной неправильного поведе­ния спортсменов и нарушение ими гигиенического режи­ма являются не субъективные факторы, а объективные условия несоответствующей микросреды и окружения спортсмена, которое оказывает на него неблагоприятное влияние.

Тренеры должны хорошо знать и постоянно контро­лировать состояние социально-гигиенических факторов микросреды спортсмена, а также принимать все меры для ее улучшения. В случаях нарушения оптимального пси­хогигиенического климата в окружении спортсмена следу­ет своевременно принимать решительные меры для его нормализации, используя различные средства и методы педагогических и других воздействий.

Оптимальные бытовые условия также в значительной мере способствуют повышению работоспособности и быстрейшему восстановлению спортсменов. Жилые по­мещения должны отвечать санитарно-гигиеническим нор­мам и обеспечивать спортсмену необходимые условия для хорошего отдыха, личной гигиены и приема вос­станавливающих гидропроцедур (ванна, душ). Жела­тельно, чтобы вблизи дома находился зеленый массив, что позволило бы спортсмену в лучших гигиенических условиях отдыхать и проводить утреннюю гимнастику, вечерние прогулки и индивидуальные тренировки.

Особенности учебной и трудовой деятельности спорт­смена необходимо учитывать при всех видах планирова­ния тренировочного процесса. В напряженные периоды учебной (трудовой) деятельности уровень тренировочных и соревновательных нагрузок несколько снижается. Осо­бое внимание следует уделять рациональному планиро­ванию тренировок в недельном микроцикле и разрабо­тке суточного режима. Это необходимо для того, чтобы обеспечить правильное чередование учебной (трудовой) деятельности, тренировочных занятий, отдыха и вос­становительных мероприятий на протяжении недели и отдельных дней.

 

2. Функциональные пробы как средство диагностики физической работоспособности

Комплексный анализ данных врачебного обследования, резуль­татов применения инструментальных методов исследования и мате­риалов, полученных при проведении функциональных проб, позво­ляет объективно оценить готовность организма спортсмена к со­ревновательной деятельности.

Общие и специфические адаптационные возможности организ­ма спортсмена проверяются с помощью функциональных проб (в педагогической практике синонимом термина «функциональная проба» является термин «тест»), которые выполняются как в лабо­раторных условиях (в кабинете функциональной диагностики), так и непосредственно во время тренировок в спортивных залах и на стадионах. По результатам тестирования можно определить функциональное состояние организма в целом, его адаптационные возможности в данный момент.

Тестирование позволяет выявлять функциональные резервы ор­ганизма, его общую физическую работоспособность. В самом об­щем виде физическая работоспособность пропорциональна тому количеству механической работы, которую способен выполнить ор­ганизм спортсмена с достаточно высокой интенсивностью. Посколь­ку длительная работа мышц лимитируется доставкой к ним кис­лорода, общая физическая работоспособность в значительной мере определяется кардиореспираторной производительностью.

Все материалы медицинского тестирования рассматриваются не изолированно, а комплексно со всеми другими медицинскими кри­териями. Только комплексная оценка медицинских критериев тре­нированности позволяет надежно судить об эффективности трени­ровочного процесса у данного спортсмена.

Комплексная оценка предполагает наличие взаимозависимости нескольких показателей тренированности. Так, например, высокое техническое мастерство гимнаста может компенсировать невысо­кий уровень его общей физической подготовленности. Аналогич­ный пример можно привести из области спортивной медицины: у некоторых спортсменов понижение концентрации гемоглобина в крови может быть компенсировано увеличением числа эритроцитов. В результате этого общее количество гемоглобина будет нормаль­ным и кислородная емкость крови не окажется сниженной.

Основными задачами функциональной диагностики в спортив­ной медицине являются изучение адаптации организма (по дан­ным исследования ряда наиболее информативных систем) к тем или иным воздействиям и изучение восстановительных процессов после прекращения воздействия.

Общие требования к проведению функциональных проб. Преж­де всего необходимо обеспечить нормальный микроклимат в по­мещении, в котором проводится функциональная проба. Помеще­ние должно быть хорошо проветрено, температура в нем должна поддерживаться на уровне температуры комфорта. В случае про­ведения тестов с 'большими и длительными нагрузками, сопро­вождающимися интенсивным потоотделением, целесообразно ис­пытательную установку, на которой проводится проба, снабдить вентилятором.

Аппаратура,   на   которой   выполняется  тестирование, должнабыть чистой и без излишнего нагромождения электрических про­водов. Вся электронная аппаратура должна быть хорошо зазем­лена (в соответствии с общепринятыми правилами).

Помещение, в котором проводится исследование, должно быть эстетически хорошо оформлено. Необходимо, чтобы в тестирова­нии участвовал минимум медицинского персонала. Нужно ис­ключить возникновение звуковых, световых и других не относя­щихся к исследованию сигналов во время проведения функцио­нальной пробы. В помещении, в котором проводится тестирование, должна быть аптечка первой помощи, куда входили бы я препа­раты, стимулирующие кровообращение и дыхание.

Непосредственно в процессе проведения функциональной про­бы ведется протокол тестирования. Окончательно протокол пробы заполняется после расшифровки кривых, характеризующих те или иные физиологические функции в процессе тестирования,

Перед началом тестирования испытуемого подробно инструк­тируют о том, что он должен делать при проведении функциональ­ной пробы.

Современные спортивно-медицинские функциональные пробы получили весьма широкое распространение в практике педагоги­ческого контроля.. Из них наиболее популярны гарвардский степ-тест (на западе) и тест РWC-170

. ГАРВАРДСКИЙ СТЕП-ТЕСТ

Тест разработан в Гарвардском университете в США (Бруа, Дилл) в 1942 г.

С помощью Гарвардского степ-теста количественно оценивают­ся восстановительные прщессы после дозированной мышечной ра­боты. как в характере выполняемой испытуемым нагрузки, .так и в форме учета результатов тестирования.  '

При Гарвардском степ-тесте физическая нагрузка задается в виде восхождений на ступеньку. Для взрослых мужчин высота сту­пеньки принимается равной 50 см, а для взрослых женщин — 43 см. Испытуемому предлагается на протяжении 5 мин совершать вос­хождения на ступеньку с частотой 30 раз в 1 мин. Каждое восхож­дение и спуск слагается из 4 двигательных компонентов: 1 —подъ­ем одной ноги на ступеньку, 2 — испытуемый встает на ступеньку двумя ногами, принимая вертикальное положение, 3 — опускает на пол ногу, с которой начал восхождение, и 4 —опускает другую но­гу на пол. Для строгого дозирования частоты восхождений на сту­пеньку и спуска с нее используется метроном, частоту которого устанавливают равной 120 уд/мин. В этом случае каждое движе­ние будет соответствовать одному удару метронома.

 При исследовании юных спортсмеов и юниоров время проведе­
ния теста сокращают до 4 мин. Для юнршей небольшого роста высота ступеньки принимается рав­ной 45 см, для девушек должна/быть не более 40 см./

Определенным достоинством Гарвардского степ-теста является то, что время выполнения физической нагрузки при его проведении ориентировочно равно б мин. Если испытуемый прекращает работу раньше указанного времени, его работоспособность, несмотря на это, можно рассчитать. Таким образом, уменьшается влияние субъ­ективного отношения испытуемого к процедуре тестирования. При проведении этого теста не требуется чрезвычайной мотивации.

физическая готовность спортсмена оценивается путем подсчета частоты пульса. Сразу же после окончания восхождения на сту­пеньку испытуемый садится. Регистрация частоты пульса ведется на 2, 3 и 4-й мин восстановительного периода. При этом подсчитывается сумма пульса за первые 30 с каждой минуты. Результаты тестирования выражаются в виде индекса Гарвардского степ-теста (ИГСТ), Эту величину рассчитывают из следующего уравнения:'

 

игст=      tx100

                    (f1+f2+f3)x2

где t—■ время восхождения на ступеньку в секундах. Если испы­туемый полностью выполнил программу теста, то t = 300 с. Если же испытуемый прекратил работу раньше, например на 4-й мин, то t = 240 с. f1, f2, f3—число сердечных сокращений за первые 30 с 2,3 и 4-й мин восстановительного периода. Величина 100 необходима для выражения ИГСТ в wtks[ числах. При определении индекса Гарвардского степ-теста не/учитывается ЧСС в 1-ю мин восстано­
вительного периода. Это имеет свои не только положительные, но и отрицательные стороны. /Положительная Сторона заключается в том, что в раннем восстановительном периоде ЧСС зависит от большого комплекса факторов, некоторые1 из которых не связаны
с мышечной работой (например, переход из вертикального поло­жения во время восхождения на ступеньку в положение сидя). От­рицательная сторона заключается в том/ что при этом не учитыва­ется в достаточной степени индивидуальная реактивность сердеч­но-сосудистой системъ у спортсмена

Величина индекса Гарвардского степ-теста характеризует ско­рость восстановительных процессов после достаточно напряженной физической нагрузки. Чем быстрее восстанавливается пульс после Гарвардского степ-теста, тем меньше величина f1+f2+f? и, следова­тельно, тем выше индекс Гарвардского степ-теста.         ■

Как следует из данных, , наиболее высо­кие величины ИГСТ Наблюдают­ся у спортсменов, тренирующихся на выносливость. У некоторых бе­гунов — мастеров международно­го класса ИГСТ превышал 170. У спортсменов скоростно-силовых видов спорта величины ИГСТ существенно ниже/ 'Эти данные го­ворят о том, что величина ИГСТ может быть использована для оценки общей физической рабо­тоспособности  и  ВЫНОСЛИВОСТИ спортсменов,_

Гарвардский степ-тест доволь­но существенная нагрузочная про­цедура. По средним данным, ЧСС на 5-й мин восхождения на сту­пеньку достигает 175 уд/мин. При этом полное восстановление ЧСС наступает не ранее чем через' 20 мин восстановительного пери­ода. Потребление кислорода во время проведения теста в среднем

составляет 3,5 л, легочная вентиляция достигает 75 л/мин. Все это указывает на то, что использовать Гарвардский степ-тест можно для спортсменов, имеющих достаточную физическую подготовку. Применять зтот тест для новичков нецелесообразно.

ТЕСТ РWC-170

Тест РWC-170 был разработан в Каролинском университете в Стокгольме Шёстрандом в 50-х годах. Тест предназначен для оп­ределения физической работоспособности спортсменов.

Физическая работоспособность в тесте Р№С \70 выражается в величинах той мощности физической нагрузки, при которой ЧСС достигает 170 уд/мин. Выбор именно этой частоты основан на сле­дующих двух положениях. Первое заключается в том, что зона оп­тимального функционирования кардиореспираторной системы огра­ничивается диапазоном пульса от 170 до 200 уд/мии. Таким обра­зом, с помощью этого теста можно установить ту интенсивность физической нагрузки, которая «выводит» деятельность сердечно-со­судистой системы, а вместе с ней и всей кардиореспираторной си­стемы в область оптимального функционирования.

Второе положение базируется на том, что взаимосвязь между ЧСС и мощностью выполняемой физической нагрузки имеет линей­ный характер у большинства спортсменов, вплоть до пульса рав­ного 170 уд/мин. При более высокой частоте пульса линейный ха­рактер между ЧСС и мощностью физической нагрузки нарушается.

Велоэргометрическая проба

Шестранд для определения величины РWC-170 задавал испытуе­мым на велоэргометре ступенеобразную, увеличивающуюся по мощности физическую нагрузку, вплоть до ЧСС равной 170 уд/мин. При такой форме тестирования испытуемый выполнял 5 или б раз­личных по мощности нагрузок.

В 60-х годах величину РWC-170 начали определять более прос­тым способом, используя для этого две или три нагрузки умерен­ной мощности. Испытуемому предлагается выпол­нить две нагрузки разной мощности

Графическое определение величины Р№Спо имеет определен­ный недостаток — неизбежны погрешности, возникающие в процес­се графических работ. В связи с этим было предложено (В. Л. Карпман и сотр.) простое математическое выражение, поз­воляющее определить величину РWC-170 не прибегая к чертежу.

 

Приводим методику определения физической работоспособно­сти по тесту РWC-170, разработанную в лаборатории спортивной кардиологии ГЦОЛИФКа. Первая нагрузка продолжается 5 мин и имеет относительно небольшую мощность. Величину этой мощ­ности подбирают индивидуально, в зависимости от веса спортсмена (табл. 13).

После первой нагрузки испы­туемый, сидя на велоэргометре, отдыхает на протяжении 3 мин, затем ему предлагают выполнить вторую, более интенсивную на­грузку. Выбор мощности второй нагрузки в значительной мере определяет точность экстраполяционного определения РWC-170. Очевидно, что чем ближе будет ЧСС во время второй нагрузки к величине 170 уд/мин, тем точ­нее будет определена величина РWC-170 При этом оптимальную мощность для второй нагрузки можно подобрать на основании данных о ЧСС во время первой нагрузки ,

Определение физической работоспособности по тесту РWC-170 позволяет получить обширную информацию, которая, может быть использована как при углубленных диспансерных исследованиях, так и при динамических наблюдениях за спортсменами в процессе различных тренировочных циклов. Учитывая, что при этом может изменяться вес испытуемых, а также для нивелирования индиви­дуальных различий в весе у разных спортсменов величины РWC-170 рассчитываются на 1 кг веса тела. В этом случае размерность по­казателя — кгм/мин

· кг.

У здоровых молодых нетренированных мужчин величины РWC-170 колеблются в пределах 700—1100 кгм/мин, а у женщин — 450—750 кгм/мин. У спортсменов эти величины, как пра­вило, выше и достигают у некоторых 2500 кгм/мин,

Что касается средних данных физической работоспо­собности у спортсменов разных специализаций, то, наибольшие величины общей физической работоспособно­сти отмечаются у лыжников, легкоатлетов, конькобежцев и дру­гих спортсменов, тренирующихся на выносливость. Напротив, у спортсменов скоростно-силовых видов спорта величины РWC-170 от­носительно невелики. Абсолютные величины РWC-170 у баскетбо­листов и ватерполистов в значительной мере определяются их ант­ропометрическими особенностями. При расчете же их на кг веса тела величины РWC-170 оказываются относительно небольшими.

Тест РWC-170 применяется для обследования высококвалифици­рованных спортсменов.   

 

Рис. 29.

Физическая работоспособиость у спортсменов разных специ­ализаций:

черные столбики =-•■ величины РWСт  кгм/мин/кг;-белые столбике — величины РWСт  в кгм/мин

 

 

 

 

 

 

3.Методика хронометрирования урока

1 вариант ответа по выбору

Хронометрирование урока физической культуры

Хронометрирование — определение времени, затраченного на вы­полнение различных видов учебно-организаторской деятельности учи­теля и учащихся на уроке.

Хронометрирование осуществляется путем наблюдения за деятель­ностью какого-либо ученика.

Хронометрируются следующие виды дея­тельности:

1. Выполнение физических упражнений.

  1. Слушание и наблюдение учеников.
  2. Отдых, ожидание.
  3. Действия по организации занятий.
  4. Простой.

На месте хронометрирования в протоколе заполняются графы 1,2,3, если появляется необходимость, то могут вноситься записи в графу 9. Остальные графы 4,5,6,7 и 8 — заполняются поле исследования.

В графе 1 части урока с точным временем начала и окончания

В графе 2 записывается содержание урока, то есть те виды деятель­ности, которые приходится выполнять ученику.

В графе 3 отмечаются показания секундомера, то есть время оконча­ния предыдущего действия, которое служит

исходным для отсчета пос­ледующих записей.

Протокол хронометрирования урока:

Урок физической культуры_ в___ классе школы №_____

Дата_ _____место проведение______________урок проводил

Задачи урока:  1.____________________________________________

                             2.____________________________________________

                             3.___________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

В классе по списку                       Присутствовало                     Занималось

 

Наблюдения

проводились за учеником

 

 

 

 

Хронометрировал урок

 

 

 

 

 

Части

урока

Содерж

ание

урока

Время

оконча

ния

деятель

ности

Выполн

ение

физиче

ских

упраж

нений

Слу-

шание и

наблюде

ние

учени-

ков

Отдых

и

ожида

ние

Дейст-

вия по

органи

зации

урока

Про

стой

Приме

чание

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 

Приход учеников в спортивный зал, построение, рапорт и т. д.

1 00"

 

 

 

 

2,20"

 

 

 

1 20"

 

 

 

1 00"

 











 

Хронометрирование используется для определения  общей, и моторной плотности

 урока .

2-ой вариант ответа по выбору

Методика хронометрирования урока физической культуры

Методика введения протокола хронометрирования урока физической культуры и анализ возможных результатов хронометрирования учебного материала для класса по выбору студента).

Определение времени,  затраченного  на выполнение каких-либо  действий,  и  его  графическое изображение составляют основное содержание хронометрирования.

Студент разрабатывает следующие материалы хронометрирования: протокол хронометрирования, расчет общей и моторной плотности урока (в %), данные хронометрирования в графическом оформлении и текстовой анализ плотности урока.

Хронометрирование осуществляется путем наблюдения за деятельностью какого-либо ученика, причем на уроке заполняются только две графы: «Виды деятельности», «Показания секундомера». Обработка данных проводится после окончания урока. Хронометрируется следующие виды деятельности:

  1. Выполнение физических упражнений.

2.  Слушание и наблюдение учеников.

  1. Отдых, ожидание.
  2. Действия по организации занятий.
  3. Простои.

Результаты хронометрирования могут быть изображены графически, что придает большую наглядность полученным данным.

Одним из показателей эффективности урока является его плотность. Определять плотность урока необходимо в целом и по частям. Это обусловлено неодинаковыми возможностями и условиями организации работы в подготовительной, основной и заключительной частях урока. Общее время, затраченное на урок (или его часть), принимается за 100%. Относительно него и рассчитываются процентные величины плотность. Определять плотность урока необходимо в целом и по частям. Это обусловлено  неодинаковыми  возможностями  и условиями  организации  работы в  подготовительной, сновной и заключительной частях урока. Общее время, затраченное на урок (или его часть), принимается за 100%. Относительно него и рассчитываются процентные величины.

Различают общую (педагогическую) и моторную (двигательную) плотность урока.

Общая плотность урока - это отношение педагогически оправданных (рациональных) затрат времени к общей продолжительности урока.

Общая плотность урока включает в себя следующие педагогически целесообразные мероприятия (В. Ф. Новосельский, 1989):

1)       организацию учащихся, проверку домашнего задания, постановку учебных задач;

2)   сообщение и закрепление теоретических сведений;

3)   проведение общеразвивающих упражнений;

4)   инструктирование, регулирование, коррекцию (исправление ошибок), помощь, страховку;

5)       подготовку и уборку снарядов, необходимые перемещения учащихся на уроке и т.д.;

6)   изучение техники физических упражнений, воспитание физических качеств;

7)  методическую подготовку учащихся, формирование умений самостоятельно заниматься, а также организаторских навыков;

8)  мотивацию учащихся;

9)  использование наглядных пособий, технических средств, показ упражнений;

 

10)      педагогический контроль;

11)      подведение итогов, выполнение упражнений на расслабление, постановку домашних заданий;

12)      воспитательную работу на уроке.

Для определения общей плотности (ОП) урока или его частей суммируются показатели времени активной деятельности на уроке tад . Сюда входит время, затраченное на выполнение физических упражнений, слушание, наблюдение и организацию урока, кроме времени на неоправданные ожидание и простои. Это время умножается на 100% и делится на общее время урока tОбЩ

Общая плотность полноценного урока физической культуры должна приближаться к 100%. К снижению общей плотности урока приводят следующие причины:

-    неоправданные простои на уроке (опоздание с началом, несвоевременная подготовка мест занятий и инвентаря, ожидание очереди перед выполнением упражнений);

-    неподготовленность учителя к уроку; непродуманные организация и содержание урока, приводящие к паузам;

-    излишняя и малоэффективная словесная информация для учащихся на уроке;

-    неудовлетворительная дисциплина занимающихся, что приводит к нерациональному использованию времени из-за многократного повторения команд и распоряжений,  замечаний ученикам, повторений объяснения и т.п.

Например, если простой на уроке по вине преподавателя составил 1 мин, то общая плотность урока будет равна: 97,5%

Моторная плотность урока - это отношение времени, использованного непосредственно на двигательную деятельность учащихся, к общей продолжительности урока.

Для

Бесплатный хостинг uCoz