1. Комплексный контроль в подготовке спортсмена

Комплексный контроль — это измерение и оценка различных показателей в циклах тренировки с целью определения уровня подготовленности спортсмена (используются педагогические, пси­хологические, биологические, социометрические, спортивно-ме­дицинские и другие методы и тесты).

Комплексность контроля реализуется только тогда, когда регист­рируются три группы показателей:

1)        показатели тренировочных и соревновательных воздействий;

2)        показатели функционального состояния и подготовленнос­
ти спортсмена, зарегистрированные в стандартных условиях;

3)        показатели состояния внешней среды.

Комплексный контроль в большинстве случаев реализуется в ходе тестирования или процедуры измерения результатов в тес­тах1. Выделяют три группы тестов.

Первая группа тестов — тесты, проводимые в покое. К ним относят показатели физического развития (рост и масса тела, тол-

щина кожно-жировых складок, длина и обхват рук, ног, тулови­ща и т.д.). В покое измеряют функциональное состояние сердца, мышц, нервной и сосудистой систем. В эту же группу входят и психологические тесты.

Информация, получаемая с помощью тестов первой груп­пы, является основой для оценки физического состояния спорт­смена.

Вторая группа тестов — это стандартные тесты, когда всем спортсменам предлагается выполнить одинаковое задание (напри­мер, бежать на тредбане со скоростью 5 м/с в течение 5 мин или в течение 1 мин подтянуться на перекладине 10 раз и т.д.). Специ­фическая особенность этих тестов заключается в выполнении не­предельной нагрузки, и поэтому мотивация на достижение мак­симально возможного результата здесь не нужна.

Третья группа тестов — это тесты, при выполнении которых нужно показать максимально возможный двигательный результат. Измеряются значения биомеханических, физиологических, био­химических и других показателей (силы, проявляемые в тесте; ЧСС, МПК, анаэробный порог, лактат и т.п.). Особенность таких тестов — необходимость высокого психологического настроя, мотивации на достижение предельных результатов.

Исходя из задач управления подготовкой спортсмена, разли­чают оперативный, текущий и этапный контроль.

Оперативный контроль — это контроль за оперативным состоя­нием спортсмена, в частности за готовностью к выполнению оче­редной попытки, очередного упражнения, к проведению схват­ки, боя и т.д. Он направлен на оценку реакций организма спорт­смена на тренировочные или соревновательные нагрузки, каче­ство исполнения технических приемов и комбинаций в целом.

Текущий контроль — это оценка в микроциклах подготовки результатов контрольных соревнований, динамики нагрузок и их соотношений, регистрация и анализ повседневных изменений уровня подготовленности спортсмена, уровня развития его тех­ники и тактики.

Этапный контроль ~ это измерение и оценка в конце этапа (периода) подготовки различных показателей соревновательной и тренировочной деятельности спортсмена, динамики нагрузок и спортивных результатов на соревнованиях или в специально орга­низованных условиях.

Содержание и направленность комплексного контроля приве­дены в таблице 40.

На основе комплексного контроля можно правильно оценить эффективность спортивной тренировки, выявить сильные и сла­бые стороны подготовленности спортсменов, внести соответству­ющие коррективы в программу их тренировки, оценить эффек­тивность избранной направленности тренировочного процесса, того или иного принятого решения тренера.

1 Тест (от лат. test — задача, проба) —- метод исследования личности, построен­ный на ее оценке по результатам стандартизированного задания, испытания, пробы с заранее определенной надежностью и валидностью.

 

2. Технология планирования в спорте

Технология планирования процесса спортивной подготовки — это совокупность методологических и организационно-методичес­ких установок, определяющих на конкретный отрезок времени конкретные задачи, подбор, компоновку и порядок задействова­ния наиболее целесообразных средств, методов, организацион­ных форм, материально-технического обеспечения занятий, а так­же составление конкретной тренировочной документации. Она оп­ределяет стратегию, тактику и технику организации процесса спортивной подготовки.

Предметом планирования тренировочно-соревновательного процесса являются его содержание, формы и результаты, намеча­емые на основе объективных закономерностей развития спортив­ных достижений и направленного формирования личности спорт­смена. Определяются цели и задачи на различные периоды тренировочного процесса. На основе анализа динамики нагрузки за пре­дыдущий год (или годы) устанавливают величину тренировочной нагрузки, ее объем и интенсивность. Определяются средства, ме­тоды, контрольные нормативы и другие показатели.

Основная задача при разработке плана тренировки состоит в том, чтобы с учетом уровня подготовленности спортсмена, его возраста, спортивной квалификации, стажа занятий избранным видом спорта, календаря спортивных соревнований, особенностей вида спорта, условий проведения учебно-тренировочного процесса определить показатели моделируемого состояния спортсмена в планируемый период времени, наметить оптимальную программу тренировки.

Планирование на разных этапах многолетней спортивной под­готовки осуществляется в следующих формах: 1) перспективное (на ряд лет); 2) текущее (на один год); 3) оперативное (на месяц, неделю, отдельное тренировочное занятие).

К документам перспективного планирования относятся учебный план, учебная программа, многолетний план подготовки коман­ды, многолетний индивидуальный план подготовки спортсменов.

Учебный план определяет основное направление и продолжи­тельность учебной работы для того или иного контингента зани­мающихся. Он предусматривает последовательность прохождения материала, содержание основных разделов, объем часов по каж­дому разделу, длительность каждого занятия.

Как правило, учебный план делится на два основных раздела: теоретический и практический.

В качестве примера в таблице 35 представлен учебный план для учебно-тренировочных групп ДЮСШ по волейболу.

Учебная программа составляется на основе учебного плана и определяет объем знаний, умений и навыков, которые должны быть освоены занимающимися.

В этом документе раскрываются наиболее целесообразные фор­мы и методы педагогической работы, дается основное содержа­ние учебного материала по теории и практике для определенного контингента занимающихся (ДЮСШ, СДЮСШОР, секций кол­лективов физической культуры и др.).

Программа, как правило, состоит из следующих разделов: 1) объяснительной записки; 2) изложения программного матери­ала; 3) контрольных нормативов и учебных требований; 4) рекомен­дуемых учебных пособий.

 

 

Многолетний (перспективный) план подготовки спортсменов (ко­мандный и индивидуальный). Он составляется на различные сро­ки в зависимости от возраста, уровня подготовленности спорт­сменов, их спортивного стажа. Для спортсменов младшего возра­ста целесообразно составлять групповые перспективные планы на 2—3 года. Для квалифицированных спортсменов необходимо раз­рабатывать как групповые, так и индивидуальные планы на 4 и Даже 8 лет.

 

В перспективный план должны быть включены лишь основные показатели (без излишней детализации), опираясь на которые можно было бы правильно составить годичные планы.

Основное содержание перспективного плана подготовки спорт­смена, команды включает следующие разделы: 1) краткая ха- . рактеристика занимающихся (спортсмена, команды); 2) цель многолетней подготовки, главные задачи по годам; 3) структура многолетнего цикла и сроки его макроциклов; 4) основная на­правленность тренировочного процесса по годам многолетнего цикла; 5) главные соревнования и основные старты индивиду­ального календаря, планируемые результаты в каждом году; 6) контрольные спортивно-технические показатели (нормативы) по годам; 7) общее число тренировочных дней, занятий, дней соревнований и отдыха по годам подготовки; 8) общие и специ­фические параметры тренировочной нагрузки; 9) система и сро­ки комплексного контроля, в том числе и диспансеризации; 10) график учебно-тренировочных сборов и места занятий.

В качестве примера далее приведен образец многолетнего (пер­спективного) плана спортивной тренировки для спортивных школ-

Групповой перспективный план спортивной тренировки

Спортивный коллектив___________________

Тренер____________________________

I. Краткая характеристика группы занимающихся

 

 

Возраст, спортивный разряд, уровень спортивных достижений в предыдущем году, уровень физической, технической, тактической и во­левой подготовленности. Основные недостатки в подготовленности за­нимающихся. Состояние здоровья и уровень физического развития и дру­
гие данные по усмотрению тренера и врача      

 

 

 

К документам текущего планирования относятся план-график годичного цикла спортивной тренировки, план подготовки ко­манды на год и годичный план (индивидуальный) подготовки на каждого спортсмена.

План-график годичного цикла спортивной тренировки является организационно-методическим документом, определяющим со­держание работы на учебно-тренировочный год, а также наибо­лее целесообразную методическую последовательность прохож­дения материала по периодам и месяцам на протяжении годично­го цикла тренировки, количество часов на каждый раздел рабо­ты и распределение временных затрат на прохождение материала разделов по неделям в течение года.

В качестве примера в таблице 36 представлен фрагмент плана-графика тренировочного процесса по волейболу для учебно-тренировочной группы ДЮСШ по волейболу.

Годичный план подготовки (командный и индивидуальные). Он состоит из следующих разделов: краткая характеристика группы занимающихся, основные задачи и средства тренировки, их при­мерное распределение по отводимому времени, примерное рас­пределение тренировочных нагрузок по объему и интенсивности, распределение соревнований, тренировочных занятий и отдыха, контрольные нормативы, спортивно-технические показатели (спортивные результаты), педагогический и врачебный контроль.

Ниже приводится образец группового годичного плана трени­ровки.

Групповой годичный план тренировки

Группа занимающихся__________________________________

Тренер_____________________________________________

I. Краткая характеристика группы занимающихся

Возраст, спортивный разряд, уровень спортивных достижений в пре­дыдущем году, уровень физической, технической, тактической и воле­вой подготовленности). Основные недостатки в подготовленности. Со­стояние здоровья, уровень физического развития и другие данные по

Усмотрению тренера и врача____________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ства для достижения максимальной работоспособности (на дан­ный период тренировки) и формирования чувства абсолютной уверенности в своих силах.

Все тренировочные планы независимо от их типа (командные и индивидуальные годичные и оперативные и т.д.) должны вклю­чать в себя:

1)       данные о тех, на кого рассчитан план (персональные дан­ные о спортсмене или общая характеристика команды);

2)       целевые установки (главные цели периода, на который составляется план; промежуточные цели для отдельных этапов; частные цели, относящиеся к различным видам подготовки);

3)       показатели, поддающиеся количественному измерению и характеризующие тренировочные и соревновательные нагрузки и состояние спортсменов;

4)       тренировочные и воспитательно-методические указания;

5)       сроки соревнований, контрольного тестирования, спортивно-медицинских обследований.

Периодически сравнивая фактическое изменение контролируе­мых показателей с планируемыми, можно своевременно обнару­жить отклонения в применении средств и методов тренировки. Од­новременно можно оценить эффективность применяемых средств и методов, анализируя их влияние на организм спортсмена.

Научно-методическими предпосылками к планированию под­готовки в каждом виде спорта должны являться следующие знания:

а) для многолетних и годичных макроциклов — индивидуаль­ные особенности развития спортивной формы отдельного спорт­смена, а в командных видах спорта — команды в целом; специфи­ческие особенности долговременной адаптации организма к дан­ному виду мышечной деятельности;

6)  для отдельного этапа (мезоцикла) — принципиальные тен­
денции в динамике состояния спортсмена в связи с задаваемой
тренировочной нагрузкой, в том числе в зависимости от ее содер­
жания, объема, интенсивности и чередования;

в) для микроцикла — целесообразные формы сочетания ближ­них тренировочных эффектов нагрузок различной величины и пре­имущественной направленности (сроки и полнота восстановления специальной работоспособности организма в зависимости от объе­ма, интенсивности и направленности задаваемых нагрузок).

 

3.Характеристика зон мощности физических упражнений

По структуре движения все физические упражнения делятся на циклические и ациклические.

Циклические упражнения - где движения стереотипно повторяются —ходьба, бег, плавание, лыжи, коньки. Ациклические упражнения - где нет стереотипно повторяющихся движений, это борьба, бокс, прыжки, мета­ния. Каждый из указанных классов физических упражнений делится на подклассы и группы (табл.2).                                                                                Таблица 2

Классификация физических упражнений (по А.Н.Крестовникову)

Физические упражнения

с преимущественным проявлением быстроты

по мощности

циклические

с преимущественным   проявлением выносливости

субмаксимальная мощность умереннная мощность

ациклические

с преимущественным проявлением скоростно-силовых качеств

максимальная мощность

 

с преимущественным проявлением ловкости

 

.

Для практики воспитания выносливости большое значение имеет классификация цик­лических упражнений по их интенсивности или мощности:

а) максимальная мощность — предельное время работы меньше 20 сек, ау школьников младшего возрастало 10 сек;

б)        субмаксимальная мощность - от20 сек до 5 мин, а у школьников младшего возраста от 9 сек до 1,5 мин;

в)        умеренная мощность - более 30 мин, а у младших школьников - 25мин;

г) большая мощность - от 5мин до 30 мин, а младших школьников от1,5 до 25мин.

Такая физиологическая характеристика физических упражнений раз­ной интенсивности, была разработана В.С.Фарфелем в 1949г. на основе анализа зависимости «скорость-время» по результатам мировых рекордов в беге. В дальнейшем более полная характеристика упражнений с уточне­нием соотношения степеней нагрузки по ее интенсивности была разрабо­тана Н.И.Волковым (1968). Однако современные научные данные свиде­тельствуют, что присутствие лишь одного компонента (в данном случае интенсивности) не может достаточно полно характеризовать упражнения, направленные на воспитание выносливости. Поэтому в циклических ви­дах спорта при выполнении упражнения на выносливость мы реально дол­жны учитывать пять компонентов, характеризующих нагрузку: продолжи­тельность упражнения (длина дистанции); интенсивность упражнения (или скорость передвижения во времени); время выполнения и продол­жительность интервалов отдыха между упражнениями; характер отдыха,-число повторений упражнения; влияние подвижных игр на развитие вы­носливости. Они обусловлены координационной сложностью упражне­ний, количеством игроков, размерами площадки.

С позиции выносливости характеристика используемых нагрузок с оп­ределением всех 5-ти компонентов является основой правильной методи­ки развития этого качества.

Бесплатный хостинг uCoz