1. Назначение спортивно-технической подготовки в спорте

 

Под технической подготовкой следует понимать степень освое­ния спортсменом системы движений (техники вида спорта), со­ответствующей особенностям данной спортивной дисциплины и направленной на достижение высоких спортивных результатов.

Основной задачей технической подготовки спортсмена явля­ется обучение его основам техники соревновательной деятельно­сти или упражнений, служащих средствами тренировки, а также совершенствование избранных для предмета состязания форм спортивной техники.

В процессе спортивно-технической подготовки необходимо до­биться от спортсмена, чтобы его техника отвечала следующим требованиям.

  1. Результативность техники обусловливается ее эффективно­стью, стабильностью, вариативностью, экономичностью, мини­мальной тактической информативностью для соперника.
  2. 2.         Эффективность техники определяется ее соответствиемрешаемым задачам и высоким конечным результатам, соответ­ствием уровню физической, технической, психической подготов­
    ленности. 
  3. Стабильность техники связана с ее помехоустойчивостью,независимостью от условий, функционального состояния спорт­смена.

Современная тренировочная и особенно соревновательная деятельность характеризуются большим количеством сбивающих факторов. К ним относятся активное противодействие соперни­ков, прогрессирующее утомление, непривычная манера судейства, непривычное место соревнований, оборудование, недоброжела­тельное поведение болельщиков и др. Способность спортсмена к выполнению эффективных приемов и действий в сложных усло­виях является основным показателем стабильности и во многом определяет уровень технической подготовленности в целом.

4.  Вариативность техники определяется способностью спорт­смена к оперативной коррекции двигательных действий в зависймости от условий соревновательной борьбы. Опыт показывает, что стремление спортсменов сохранить временные, динамические и пространственные характеристики движений в любых условиях со­ревновательной борьбы к успеху не приводит. Например, в цик­лических видах спорта стремление сохранить стабильные характе­ристики движений до конца дистанции приводит к значительно­му снижению скорости. Вместе с тем компенсаторные изменения спортивной техники, вызванные прогрессирующим утомлением, позволяют спортсменам сохранить или даже несколько увеличить скорость на финише.

Еще большее значение вариативность техники имеет в видах спорта с постоянно меняющимися ситуациями, острым лимитом времени для выполнения двигательных действий, активным про­тиводействием соперников и т.п. (единоборства, игры, парусный спорт и др.).

5.  Экономичность техники характеризуется рациональнымиспользованием энергии при выполнении приемов и действий,целесообразным использованием времени и пространства. При про­
чих равных условиях лучшим является тот вариант двигательныхдействий, который сопровождается минимальными энерготрата­ми, наименьшим напряжением психических возможностей спорт­
смена.

В спортивных играх, единоборствах, сложно-координационных видах спорта важным показателем экономичности является спо­собность спортсменов к выполнению эффективных действий при их небольшой амплитуде и минимальном времени, необходимом для выполнения.

6.  Минимальная тактическая информативность техники длясоперников является важным показателем результативности в спортивных играх и единоборствах. Совершенной здесь может быть
только та техника, которая позволяет маскировать тактические за­мыслы и действовать неожиданно. Поэтому высокий уровень техни­ческой подготовленности предусматривает наличие способности
спортсмена к выполнению таких движений, которые, с одной сто­роны, достаточно эффективны для достижения цели, а с другой —не имеют четко выраженных информативных деталей, демаскирую­
щих тактический замысел спортсмена (В.Н.Платонов, 1987).

Условно различают общую техническую и специальную спортив­но-техническую подготовку. Задачи общей технической подготов­ки заключаются в расширении фонда двигательных умений и на­выков (шкоды движений), а также в воспитании двигательно-ко­ординационных способностей, которые содействуют техническо­му совершенствованию в избранном виде спорта.

Основной задачей в специальной спортивно-технической под­готовке является формирование таких умений и навыков выпол­нения соревновательных действий, которые позволяют спортсме-НУ с наибольшей эффективностью использовать свои возможнос-и в соревнованиях и обеспечивают прогресс технического мас­терства в процессе занятий спортом.

Средствами технической подготовки являются общеподго­товительные, специально подготовительные и соревновательные упражнения.

2.  Методы спортивной тренировки

В спортивной тренировке под термином метод следует по­нимать способ применения основных средств тренировки и со­вокупность приемов и правил деятельности спортсмена и тре­нера.

В процессе спортивной тренировки используются две большие группы методов: 1) общепедагогические, включающие словесные и наглядные методы; 2) практические, включающие метод стро­го регламентированного упражнения, игровой и соревнователь­ный методы.

К словесным методам, применяемым в спортивной трениров­ке, относятся рассказ, объяснение, беседа, анализ, обсуждение и др. Они наиболее часто используются в лаконичной форме, осо­бенно в процессе подготовки квалифицированных спортсменов, чему способствуют специальная терминология, сочетание словес­ных методов с наглядными. Эффективность тренировочного про­цесса во многом зависит от умелого использования указаний, команд, замечаний, словесных оценок и разъяснений.

К наглядным методам, используемым в спортивной практике, относятся: 1) правильный в методическом отношении показ от­дельных упражнений и их элементов, который обычно проводит тренер или квалифицированный спортсмен; 2) демонстрация учебных фильмов, видеозаписи техники двигательных действий занимающихся, тактических схем на макетах игровых площадок и полей и др.; 3) применение простейших ориентиров, которые ограничивают направление движений, преодолеваемое расстоя­ние и др.; 4) применение световых, звуковых и механических лидирующих устройств, в том числе и с программным управле­нием и обратной связью. Эти устройства позволяют спортсмену получить информацию о темпоритмовых, пространственных и динамических характеристиках движений, а иногда и обеспечить не только информацию о движениях и их результатах, но и при­нудительную коррекцию двигательного действия.

К методам строго регламентированного упражнения относятся методы, преимущественно направленные на освоение спортив­ной техники, и методы, направленные преимущественно на вос­питание физических качеств.

Среди методов, направленных преимущественно на освоение спортивной техники, выделяют методы разучивания упражнений в целом (целостно-конструктивные) и по частям (расчлененно-конструктивные). Разучивание движения в целом осуществляется при освоении относительно простых упражнений, а также слож­ных движений, разделение которых на части невозможно. Однако При освоении целостного движения внимание спортсменов ак­центируют последовательно на рациональном выполнении отдель­ных элементов целостного двигательного акта.

При разучивании более или менее сложных движений, кото­рые можно разделить на относительно самостоятельные части, освоение спортивной техники осуществляется по частям. В даль­нейшем целостное выполнение двигательных действий приведет к интеграции в единое целое ранее освоенных составляющих слож­ного упражнения.

При применении целостно-конструктивного и расчлененно-конструктивного методов большая роль отводится подводящим и имитационным упражнениям. В имитационных упражнениях со­храняется общая структура основных упражнений, однако при их выполнении обеспечиваются условия, облегчающие освоение дви­гательных действий.

Среди методов, направленных преимущественно на совершенство­вание физических качеств, выделяют две основные группы мето­дов — непрерывные и интервальные. Непрерывные методы харак­теризуются однократным непрерывным выполнением тренировоч­ной работы. Интервальные методы предусматривают выполнение упражнений как с регламентированными паузами, так и с непро­извольными паузами отдыха.

При использовании этих методов упражнения могут выпол­няться как в равномерном (стандартном), так и в переменном (вариативном) режиме. При равномерном режиме интенсивность работы является постоянной, при переменном — варьирующей. Интенсивность работы от упражнения к упражнению может воз­растать (прогрессирующий вариант) или неоднократно изменяться (варьирующий вариант).

Непрерывные методы тренировки, применяемые в условиях равномерной и переменной работы, в основном используются для повышения аэробных возможностей, воспитания специальной вы­носливости к работе средней и большой длительности. В качестве примера можно привести греблю на дистанциях 5000 и 10 000 м с постоянной и переменной скоростью, бег на дистанциях 5000 и 10 000 м как с равномерной, так и с переменной интенсивностью. Указанные упражнения будут способствовать, как правило, по­вышению аэробной производительности спортсменов, развитию их выносливости к длительной работе, повышению ее экономич­ности.

Возможности непрерывных методов тренировки в условиях переменной работы значительно многообразнее. В зависимости от продолжительности частей упражнений, выполняемых с большей или меньшей интенсивностью, особенностей их сочетания, ин­тенсивности работы при выполнении отдельных частей, можно добиться преимущественного воздействия на организм спортсме­на в направлении повышения скоростных возможностей, разви­тия различных компонентов выносливости, совершенствования частных способностей, определяющих уровень спортивных дости­жений в различных видах спорта.

 

В случае применения варьирующего варианта могут чередо­ваться части упражнения, выполняемые с различной интенсив­ностью или же с различной интенсивностью и изменяющейся продолжительностью. Например, при пробегании на коньках дистанции 8000 м (20 кругов по 400 м) один круг проходится с результатом 45 с, следующий — свободно, с произвольной ско­ростью. Такая тренировочная работа будет способствовать воспи­танию специальной выносливости, становлению соревнователь­ной техники. Прогрессирующий вариант нагрузки связан с по­вышением интенсивности работы по мере выполнения упраж­нения, а нисходящий — с ее снижением. Так, проплывание ди­станции 500 м (первый стометровый отрезок проплывается за 64 с, а каждый последующий — на 2 с быстрее, т.е. за 62, 60, 58 и 56 с) является примером применения прогрессирующего варианта. Примером нисходящего варианта является пробегание на лыжах 20 км (4 круга по 5 км) с результатами соответственно 20, 21, 22 и 23 мин.

Широко применяются в спортивной практике и интервальные методы тренировки (в том числе повторные и комбинированные). Выполнение серии упражнений одинаковой и разной продолжи­тельности с постоянной и переменной интенсивностью и строго регламентированными паузами отдыха является типичным для дан­ных методов. В качестве примеров можно привести типичные се­рии, направленные на совершенствование специальной вынос­ливости: 10x400; 10x1000 м — в беге и беге на коньках, в гребле. Примером варьирующего варианта могут служить серии для со­вершенствования спринтерских качеств в беге: 3x60 м с мак­симальной скоростью, отдых — 3—5 мин, 30 м — с ходу с макси­мальной скоростью, медленный бег — 200 м. Примером прогрес­сирующего варианта являются комплексы, предполагающие пос­ледовательное прохождение отрезков возрастающей длины (про1 бегание серии 400 м + 800 м + 1200 м + 2000 м) либо стандартной длины при возрастающей скорости (шестикратное проплывание дистанции 200 м с результатами — 2 мин 14 с; 2 мин 12 с; 2 мин 10 с; 2 мин 08 с; 2 мин 06 с; 2 мин 04 с). Нисходящий вариант пред­полагает обратное сочетание: последовательное выполнение уп­ражнений уменьшающейся длины или выполнение упражнений одной и той же продолжительности с последовательным умень­шением их интенсивности.

В одном комплексе могут также сочетаться прогрессирующий и нисходящий варианты.

Упражнения с использованием интервальных методов могут выполняться в одну или несколько серий.

В режимах непрерывной и интервальной работы на спортивной тренировке используется и круговой метод, направленный на из­бирательное или комплексное совершенствование физических Качеств.

Игровой метод используется в процессе спортивной трениров­ки не только для начального обучения движениям или избира­тельного воздействия на отдельные способности, сколько для ком­плексного совершенствования двигательной деятельности в ус­ложненных условиях. В наибольшей мере он позволяет совершен­ствовать такие качества и способности, как ловкость, находчи­вость,

быстрота ориентировки, самостоятельность, инициатива.

В руках умелого педагога он служит также весьма действенным методом воспитания коллективизма, товарищества, сознательной дисциплины и других нравственных качеств личности.

Не менее важна его роль как средства активного отдыха, переключения занимающихся на иной вид двигательной актив­ности с целью ускорения и повышения эффективности адаптаци­онных и восстановительных процессов, поддержания ранее дос­тигнутого уровня подготовленности.

Игровой метод чаще всего воплощается в виде различных под­вижных и спортивных игр.

Соревновательный метод предполагает специально организован­ную соревновательную деятельность, которая в данном случае вы­ступает в качестве оптимального способа повышения эффектив­ности тренировочного процесса. Применение данного метода свя­зано с высокими требованиями к технико-тактическим, физи­ческим и психическим возможностям спортсмена, вызывает глу­бокие

сдвиги в деятельности важнейших систем организма и тем самым стимулирует адаптационные процессы, обеспечивает ин­тегральное совершенствование различных сторон подготовленно­сти спортсмена.

При использовании соревновательного метода следует широко варьировать условия проведения соревнований, с тем чтобы мак­симально приблизить их к тем требованиям, которые в наиболь­шей мере способствуют решению поставленных задач.

Соревнования могут проводиться в усложненных или облег­ченных условиях по сравнению с официальными.

В качестве примеров усложнения условий соревнований можно привести следующие:

— соревнования в условиях среднегорья, жаркого климата, при плохих погодных условиях (сильный встречный ветер в беге на короткие дистанции, в велосипедном спорте и т.п.);

— соревнования в спортивных играх на полях и площадках мень­ших размеров, при большей численности игроков в команде со­перников;

~ проведение серии схваток (в борьбе) или боев (в боксе) с относительно небольшими паузами отдыха против нескольких соперников;

— соревнования в играх и единоборствах с «неудобными»противниками, применяющими непривычные технико-тактичес­кие схемы ведения борьбы.

Облегчение условий соревнований может быть обеспечено:

— планированием соревнований на дистанциях меньшейПротяженности в циклических видах;

— уменьшением продолжительности боев, схваток в едино­борствах;

— упрощением соревновательной программы в сложнокоор-динационных видах;

— использованием облегченных снарядов в легкоатлетических метаниях;

— уменьшением высоты сетки в волейболе, высоты кольца в баскетболе;

— применением «гандикапа», при котором более слабому уча­стнику предоставляется определенное преимущество — он стар­тует несколько впереди (или раньше) других участников, получа­ет преимущество в заброшенных шайбах или мячах (в спортивных играх) и т.п.

Следует отметить, что все вышеперечисленные методы спортив­ной тренировки применяются в различных сочетаниях. Каждый метод используют не стандартно, а постоянно приспосабливают к конкретным требованиям, обусловленным особенностями спортивной практики. При подборе методов необходимо следить за тем, чтобы они строго соответствовали поставленным задачам,

возрастным и половым особенностям спортсменов, их квалифи­кации и подготовленности, общедидактическим принципам, а также специальным принципам спортивной тренировки.

 

3.Средства восстановления, профилактики и реабилитации в спорте

Педагогические средства восстановления являются основны­ми, так как определяют режим и правильное сочетание нагрузок и отдыха на всех этапах многолетней подготовки спортсменов. Они включают в себя: 

  • · рациональное планирование тренировочного процесса в со­ответствии с функциональными возможностями организма спорт­смена, правильное сочетание общих и специальных средств, оп­

    тимальное построение тренировочных и соревновательных мик­ро- и макроциклов, широкое использование переключений, чет­кую организацию работы и отдыха; 
  • · правильное построение отдельного тренировочного занятияс использованием средств для снятия утомления (полноценнаяиндивидуальная разминка, подбор снарядов и мест для занятий,

    упражнений для активного отдыха и расслабления, создание по­ложительного эмоционального фона); 
  • варьирование интервалов отдыха между отдельными упраж­нениями и тренировочными занятиями; 
  • разработку системы планирования с использованием различ­ных восстановительных средств в месячных и годовых циклах подготовки;
  • разработку специальных физических упражнений с целью ускоре­ния восстановления работоспособности спортсменов, совершенство­вание двигательных навыков, обучение тактическим действиям. 

Что касается конкретных средств восстановления, то выбор того или иного из них, а также их сочетания должны осуществляться врачом команды и тренером в зависимости от характера и степе­ни напряженности предшествующей нагрузки, характера и степе­ни утомления, индивидуальных особенностей спортсмена, нали­чия соответствующих условий и материальной базы. 

Правильное чередование преимущественной нагрузки на раз­личные органы и системы в процессе отдельного занятия, микро­цикла, мезоцикла и макроцикла тренировки позволяет повысить эффективность тренировки за счет активизации процессов вос­становления.

При построении отдельных тренировочных занятий особого внимания заслуживает организация в водно-подготовительной и заключительной частей. Рациональное построение вводно-подго-товительной части способствует ускорению «вхождения» в рабо­ту, обеспечивает высокий уровень работоспособности в основной части занятия. В свою очередь, оптимальная организация заклю­чительной части позволяет быстрее устранять развившееся в про­цессе занятия утомление.

Правильный подбор упражнений и методов их использования основной части занятия обеспечивает высокую работоспособ-юсть спортсменов, необходимый уровень эмоционального состо-гния, что благоприятно сказывается на процессах восстановле-шя между отдельными упражнениями, а также на характере утом-юния. Этому способствует оптимальное сочетание групповой и индивидуальной форм работы, использование средств активного отдыха между упражнениями.

Методика построения тренировочного микроцикла зависит от различных факторов. К ним в первую очередь следует отнести осо­бенности протекания процессов утомления и восстановления после нагрузок. Чтобы правильно построить микроцикл, нужно точно знать, какое воздействие оказывают на спортсмена различные по величине и по направленности нагрузки, какова динамика и про­должительность протекания процессов утомления и восстановле­ния. Не менее важными являются также сведения о суммарном эффекте нескольких различных нагрузок, о возможности исполь­зования малых и средних нагрузок с целью интенсификации про­цессов восстановления после значительных нагрузок.

Большую роль играет оптимальное соотношение нагрузок и отдыха в тренировочных микроциклах. Кроме того, используют разгрузочные циклы, основная функция которых — обеспечение полноценного восстановления после напряженной тренировки в предыдущих микроциклах и создание оптимальных условий для протекания адаптационных процессов в организме спортсмена. За 3 — 7 дней перед соревнованиями из программы должны быть ис­ключены большие нагрузки. Общая нагрузка в предсоревнователь-ной неделе не должна превышать 30—40% от нагрузки обычной гедели основного периода.

В предсоревновательном периоде следует применять сравнитель-га небольшие по объему, но высокие по интенсивности нагрузки, [ужно так строить микроциклы перед соревнованиями, чтобы лтортсмен имел возможность полноценно отдохнуть.

Рекомендуется снижение нагрузки за 10—12 дней до соревно-ваний по борьбе.

Педагогическим средством, способствующим восстановлению, является полноценная разминка.

Основная цель разминки — достижение оптимальной возбуди-гости ЦНС, мобилизация физиологических функций организма ы выполнения относительно более интенсивной мышечной де-ггельности и «проработка» мышечно-связочного аппарата перед эенировочным занятием или соревнованием.

Недооценка значения разминки нередко является причиной тзличного рода травм опорно-двигательного аппарата, которые ie только снижают функциональные возможности организма, но выводят спортсмена из строя иногда на длительный срок.

Часто перед разминкой проводят предстартовый массаж с ра­зогревающими мазями, который позволяет «прогреть» мышцы, ускорить процесс врабатывания и предупредить возникновение травм. Это особенно важно в холодную и ветреную погоду.

Разминка перед кратковременными анаэробными нагрузками способствует повышению интенсивности гликолиза в мышцах. Выполнение нагрузок после разминки сопровождается полной активностью ряда окислительных ферментов, более экономичным расходованием креатинфосфата (КрФ) и меньшим усилением гликолиза. В результате в мышечной системе создаются лучшие условия для анаэробного ресинтеза аденозинтрифосфорной кис­лоты (АТФ) при выполнении кратковременной работы макси­мальной мощности. Большое значение имеет разминка и для улуч­шения кровообращения в работающих мышцах. Это происходит благодаря увеличению количества раскрытых капилляров и пере­распределению тока крови к интенсивно работающим мышцам (кровоснабжение мышц, относительно меньше участвующих в данном двигательном акте, уменьшается).

Наблюдения показывают, что проведение разминки перед со­ревнованием или тренировочным занятием способствует более быстрому возникновению устойчивого состояния и меньшему повышению содержания уровня пировиноградной и молочной кислот в крови после нагрузки. Последнее обстоятельство показы­вает, что после разминки удельный вес дыхательного фосфори-лирования во время выполнения физических упражнений более высокий, чем без разминки.

Медико-биологические средства восстановления. Особое место среди средств восстановления, способствующих повышению фи­зической работоспособности, а также препятствующих возник­новению различных отрицательных последствий от физических нагрузок, занимают медико-биологические средства, к числу ко­торых относятся: рациональное питание, фармакологические препа­раты и витамины, белковые препараты, спортивные напитки, кис­лородный коктейль, физио- и гидротерапия, различные виды мас­сажа, бальнеотерапия, баровоздепствие, локальное отрицательное давление (ЛОД), бани (сауны), оксигенотерапия, адаптогены и пре­параты, влияющие на энергетические процессы, игловоздействие, электростимуляция, электросон, аэроионизация, музыка (цвето­музыка). 

Питание главный фактор восстановления работоспособно­сти. В процессе напряженных тренировок и особенно соревнова­ний питание является одним из ведущих факторов повышения работоспособности, ускорения восстановительных процессов и борьбы с утомлением.

Благодаря обмену энергии в организме — одному из главных и постоянных проявлений жизнедеятельности — обеспечиваются его рост и развитие, поддерживаются стабильность морфологических структур, способность их к самообновлению и самовосстановле­нию, а также высокая степень функциональной организации био­логических систем. Изменения в обмене веществ, обнаруживае­мые при высоком физическом и нервно-эмоциональном напря­жении, показывают, что в этих условиях потребность в некоторых питательных веществах, в частности в белках и витаминах, повы­шается. С увеличением физической нагрузки растут энергозатра­ты, для восстановления которых требуется определенный набор питательных веществ, поступающих в организм с пищей.

При продолжительной мышечной деятельности (например, беге на длинные дистанции) может создаться ситуация, аналогичная голоданию, когда должны использоваться энергетические резер­вы организма. При изучении энергетики процесса в целом уста­новлено, что утилизация глюкозы при марафонском беге замед­лена и значительного истощения резервных запасов углеводов, следовательно, не происходит.

Углеводы используются в качестве источника энергии для мы­шечной работы. Однако запасы эндогенных углеводов в мышеч­ной ткани настолько ограничены, что, если бы они были един­ственным видом «топлива», они полностью исчерпались бы через минуты или даже секунды мышечной работы.

Глюкоза крови также может служить «топливом» для мышеч­ного сокращения, если сосудистая система мышц обеспечивает поступление ее с достаточной скоростью, Используемая в про­цессе мышечного сокращения глюкоза крови должна пополняться за счет запасов гликогена печени, которые и так невелики (они составляют около 100 г, и этого количества достаточно для того, ггобы обеспечить сократительную активность мышц в течение 15 мин бега).

Однако запасы жиров в организме фактически не ограничены, [реимущество жиров как источника энергии заключается в том, ito при окислении 1 г они дают в 9 раз больше энергии, чем гликоген. Таким образом, для того чтобы иметь в организме экви­валентное количество «топлива» исключительно в форме глико-;на, его необходимо накопить в 9 раз больше, чем жиров. Были юпытки использования углеводной диеты с целью повышения запасов гликогена (создания депо), но практика спорта отвергает эти методы как не физиологичные. Только сбалансированное пи­тание отвечает современным требованиям, предъявляемым к боль­шому спорту.

Существуют убедительные данные об эффективном использо­вании жиров организмом человека при длительной физической нагрузке. Какая доля энергии высвобождается за счет окисления жиров, зависит от различных факторов: интенсивности соверша­емой работы, длительности упражнений, вида спорта и т.д.

По мере увеличения интенсивности работы величина дыхатель­ного коэффициента приближается к единице, что свидетельству­ет об увеличении скорости утилизации глюкозы и гликогена.

Если скорость поступления жирных кислот и кислорода в мышцу достаточна для обеспечения энергетических потребностей мышеч­ной ткани, то утилизация гликогена и глюкозы может быть умень­шена до минимума и мышца способна довольно долго сокращать­ся без истощения.

Глюкоза играет важную роль как первичный источник субстра­тов «дыхания» для многих тканей, и, следовательно, ее концент­рация в крови должна регулироваться. Если концентрация глюко­зы в периферической крови превышает пороговую концентрацию для реабсорбции в почках, то некоторая часть глюкозы выводится с мочой.

Печень обладает способностью к удалению больших количеств глюкозы из крови воротной вены в тех случаях, когда"концентра­ция ее превышает нормальный уровень.

Гликоген содержится почти во всех тканях, однако особое значение для обмена веществ имеет его присутствие в печени и мышцах.

Спортсмены, занимающиеся видами спорта, требующими вы­носливости, ежедневно расходуют значительную часть запасов гликогена и должны потреблять пищу, содержащую повышенное количество углеводов (70%).

Гликоген печени, вероятно, частично используется в проме­жутках между приемами пищи, но в большей степени — в период ночного сна. Физическая работа также вызывает повышенный рас­пад гликогена в печени. Для его полного восстановления в мыш­цах после интенсивных нагрузок необходимо более 24 ч.

В мышцах гликоген используется исключительно в качестве резервного «топлива» для образования АТФ во время мышечного сокращения. Если для мышечного сокращения требуется больше энергии, чем дает окисление глюкозы и (или) жирных кислот, то дополнительное образование энергии может в течение сравни­тельно длительного времени происходить за счет окисления гли­когена. Но если потребность в энергии окажется выше, чем может дать аэробный обмен (т. е. если снабжение мышц кислородом бу­дет лимитирующим фактором), то превращение гликогена может пойти по анаэробному пути с образованием лактата и дополни­тельного количества АТФ в ходе гликолиза. В этом случае гликоген должен расщепляться очень быстро, так как выход АТФ при гли­колизе составляет менее 10% выхода при аэробном обмене. Одна­ко запасы гликогена быстро истощаются, и поэтому добавочное образование АТФ возможно лишь в течение короткого периода.

Основное значение питания заключается в доставке энергети­ческого и пластического материалов для восполнения расхода энергии и построения тканей и органов. Пища представляет собой смесь животных и растительных продуктов, содержащих белки, жиры, утлеводы, витамины, минеральные соли и воду. Калорий­ность суточного рациона спортсмена зависит от характера трени­ровки и величины нагрузки (с учетом объема и интенсивности). Качественная полноценность рациона определяется правильным соотношением основных питательных веществ: белков, жиров, углеводов (14, 30, 56%).

На этом основании рассчитывают энергетическую ценность каж­дого из пищевых продуктов в рационе, а затем с помощью энерге­тических коэффициентов вычисляют содержание основных пище­вых веществ в весовых единицах. Например: при общей калорий­ности рациона в 3000 ккал на долю белков приходится 420 ккал, жиров — 900 ккал, углеводов — 1690 ккал. При окислении в орга­низме 1 г белков дает 4,1 ккал, 1 г жиров — 9,3 ккал, 1 г углево­дов — 4,1 ккал. Содержание в рационе каждого из пищевых ве­ществ составит: белков — 102 г, жиров — 97 г, углеводов — 410 г.

Особое значение в питании спортсменов имеет потребление белков. При окислении их в организме освобождается большое количество энергии. Кроме того, белки являются пластическим (строительным) материалом. Белки входят в состав гормонов, ферментов, эритроцитов и используются для образования анти­тел. Белки — сложные биологические вещества, состоящие из бо­лее простых — аминокислот. Одни белки содержат все аминокис­лоты, другие — нет, часть аминокислот синтезируется в организ­ме. По содержанию аминокислот белки делятся на полноценные (белки мяса, рыбы, молока, сыра и др.) и неполноценные (рас­тительные). Важнейшее значение в питании придается полноцен­ным белкам. Вот почему они должны составлять до 60 % белка в суточном рационе.

При физических нагрузках обмен веществ резко увеличивает­ся, поэтому у спортсменов потребность в белках выше, чем у не занимающихся спортом (соответственно 2 —2,5 и 1,5 г на 1 кг мас­сы). Тем спортсменам, которым необходимы быстрая концентра­ция усилий, быстрота реакций, которые выполняют упражнения взрывного характера (метатели, тяжелоатлеты, борцы и др.), сле­дует увеличить потребление белков до 4 г на 1 кг массы тела, причем это должны быть белки высокой биологической ценно­сти, богатые незаменимыми аминокислотами.

Принцип сбалансированного питания предусматривает наибо­лее полное удовлетворение потребностей в белке при соблюдении отдельных количественных соотношений животного и раститель­ного белка. Например, к неполноценным белкам относитс… Продолжение »

Бесплатный хостинг uCoz