1. Основные стороны спортивной тренировки

         Спортивно-техническая подготовка

Под технической подготовкой следует понимать степень освое­ния спортсменом системы движений (техники вида спорта), со­ответствующей особенностям данной спортивной дисциплины и направленной на достижение высоких спортивных результатов.

Основной задачей технической подготовки спортсмена явля­ется обучение его основам техники соревновательной деятельно­сти или упражнений, служащих средствами тренировки, а также совершенствование избранных для предмета состязания форм спортивной техники. Спортивно-тактическая подготовка

Спортивно-тактическая подготовка — педагогический процесс, направленный на овладение рациональными формами ведения спортивной борьбы в процессе специфической соревновательной деятельности. Она включает в себя: изучение общих положений тактики избранного вида спорта, приемов судейства и положения о соревнованиях, тактического опыта сильнейших спортсменов; освоение умений строить свою тактику в предстоящих соревнова­ниях; моделирование необходимых условий в тренировке и конт­рольных соревнованиях для практического овладения тактическими построениями. Ее результатом является обеспечение определенного уровня тактической подготовленности спортсмена или команды. Тактическая подготовленность тесно связана с использованием разнообразных технических приемов, со способами их выполнения, выбором наступательной, оборонительной, контратакующей так­тики и ее формами (индивидуальной, групповой или командной).

Физическая подготовка

Физическая подготовка — это процесс, направленный на вос­питание физических качеств и развитие функциональных воз­можностей, создающих благоприятные условия для совершенство­вания всех сторон подготовки. Она подразделяется на общую и специальную.

Общая физическая подготовка предполагает разностороннее развитие физических качеств, функциональных возможностей и систем организма спортсмена, слаженность их проявления в про­цессе мышечной деятельности. В современной спортивной трени­ровке общая физическая подготовленность связывается не с раз­носторонним физическим совершенством вообще, а с уровнем развития качеств и способностей, оказывающих опосредованное влияние на спортивные достижения и эффективность трениро­вочного процесса в конкретном виде спорта. Средствами общей физической подготовки являются физические упражнения, ока­зывающие общее воздействие на организм и личность спортсмена. К их числу относятся различные передвижения — бег, ходьба на лыжах, плавание, подвижные и спортивные игры, упражнения с отягощениями и др.

Общая физическая подготовка должна проводиться в течение всего годичного цикла тренировки.

Специальная физическая подготовка характеризуется уровнем раз­вития физических способностей, возможностей органов и функ­циональных систем, непосредственно определяющих достижения в избранном виде спорта. Основными средствами специальной физической подготовки являются соревновательные упражнения и специально подготовительные упражнения.

Психическая подготовка

Психическая подготовка — это система психолого-педагогичес­ких воздействий, применяемых с целью формирования и совер­шенствования у спортсменов свойств личности и психических качеств, необходимых для успешного выполнения тренировоч­ной деятельности, подготовки к соревнованиям и надежного вы­ступления в них.

Психическая подготовка помогает создавать такое психическое состояние, которое способствует, с одной стороны, наибольше­му использованию физической и технической подготовленности, а с другой — позволяет противостоять предсоревновательным и соревновательным сбивающим факторам (неуверенность в своих силах, страх перед возможным поражением, скованность, пере­возбуждение и т.д.).

Принято выделять общую психическую подготовку и психи­ческую подготовку к конкретному соревнованию.

Общая подготовка решается двумя путями:

1)          обучение спортсмена универсальным приемам, обеспечива­ющим психическую готовность к деятельности в экстремальных условиях: способам саморегуляции эмоциональных состояний,
уровня активации, концентрации и распределения внимания; спо­собам самоорганизации и мобилизации на максимальные воле­вые и физические усилия;

2)          обучение приемам моделирования в тренировочной деятель­ности условий соревновательной борьбы посредством словесно-образных и натурных моделей. Подготовка к конкретному сорев­
нованию предполагает формирование установки на достижение запланированного результата на фоне определенного эмоциональ­ного возбуждения, в зависимости от мотивации, величины по­
требности спортсмена в достижении цели и субъективной оценки вероятности ее достижения. Изменяя эмоциональное возбуждение, регулируя величину потребности, общественную и личную
значимость цели, а также субъективную вероятность успеха, мож­но формировать необходимое состояние психической готовности спортсмена к предстоящему соревнованию.

Содержание психической подготовки, ее построение, средства и методы определяются спецификой вида спорта.

В повседневном тренировочном процессе психическая подготов­ка как бы включена в другие виды подготовки (физическую, техни­ческую, тактическую), хотя имеет свои цели и задачи. Если цельпсихической подготовки — реализация потенциальных возможнос­тей данного спортсмена, обеспечивающих эффективную деятель­ность, то многообразие частных задач (формирование мотивацион-ных установок, воспитание волевых качеств, совершенствование двигательных навыков, развитие интеллекта, достижение психичес­кой устойчивости к тренировочным и соревновательным нагрузкам), приводит к тому, что любое тренировочное средство в той или иной мере способствует решению задач психической подготовки.

 

2. Построение и основы методики профессионально-прикладной физической подготовки

ППФП строится на основе и в единстве (в соответствующих отношениях) с общей физической подготовкой. Содержание ОФП в учебных заведениях определено государственными программа­ми по физическому воспитанию.

Наиболее информативными и значимыми для построения кон­кретных методик и технологий физкультурной оптимизации про­фессиональной деятельности являются следующие показатели (В.П.Полянский, 1999):

—  типичные трудовые действия, операции;

—  типичные ошибки;

—  основные и вспомогательные рабочие движения, рабочая поза;

—  двигательная активность, физическая нагрузка и ее направ­ленность;

—  характер психической и психофизической нагрузки;

 

— климатические, метеорологические и санитарно-гигиени­ческие производственные условия;

— профессиональные вредности и заболевания;

— ключевые профессионально значимые физические качества, двигательные умения и навыки;

— ключевые профессионально значимые психофизические функции;

—   ключевые профессионально значимые психические качества и способности, деловые и другие личностные свойства.

Затраты времени в часах на ППФП зависят от сложности и объема профессиональных требований.

Принципиальная особенность ППФП заключается в ее направ­ленности на достижение в процессе обучения и воспитания не­посредственно прикладных результатов для избранной професси­ональной деятельности.

 Такая направленность находит конкрет­ное выражение в специфическом содержании и методике ППФП.

Научное обоснование специфического содержания и методов ППФП может быть дано с позиций учения об адаптации организ­ма человека и теории переноса тренированности.

Воздействие труда на человека вызывает в его организме опреде­ленные приспособительные изменения, т.е. адаптационные про­цессы носят специализированный характер. Вследствие этого тре­буется строго адекватный подбор средств и методов ППФП, что­бы ее влияние проходило в направлении естественного хода адап­тации организма человека к конкретному виду труда. Поэтому в качестве средств ППФП надо выбрать те из них, которые дают прямой или наибольший перенос эффекта упражнений. Именно степенью положительного переноса сформированных умений, навыков и развитых психических и физических качеств на трудо­вую деятельность определяется в конечном счете практическая эффективность ППФП.

Физическая подготовка, организуемая вне связи со специфи­кой труда, может не только не способствовать освоению профес­сии, но в ряде случаев и затруднять в силу отрицательного пере­носа формирования профессионально важных качеств и навыков. Учет этого факта имеет

принципиальное значение, в частности, ВДя обоснования необходимости специальной физической подго­товки применительно к требованиям профессии.

Вместе с тем следует особо подчеркнуть исключительно важ­ное значение неспецифического компонента адаптации. Как по­казали исследования, функциональная устойчивость организма, Работоспособность человека в экстремальных условиях деятельно­сти и внешней среды прежде всего

определяются общим состоя­нием физиологических систем, их резервами.

 Высокие результаты в повышении адаптоспособности организма, его физиологичес­ких резервов обеспечиваются аэробными упражнениями, в част­ности циклической мышечной работой большой мощности.

Совершенствование физических качеств и сопряженных способностей, функций органов и систем организма, имеющих ключевое значение для той или иной профессии, обеспечивается прикладно-специализированной подготовкой, включающей сред­ства и методы, адекватные особенностям избранной профессио­нальной деятельности (табл. 29).

Средства ППФП. Основными средствами ППФП служат физи­ческие упражнения, соответствующие особенностям конкретной про­фессиональной деятельности. Целенаправленно используемые фи­зические упражнения (как фактор адаптации к труду) имеют значи­тельные преимущества в сравнении с трудовыми движениями.

Подбор средств и методов ППФП практически неограничен, что позволяет применять оптимальные нагрузки, дозировать их с учетом индивидуальных особенностей занимающихся и достигать большего, чем при труде, тренировочного эффекта.

Средства ППФП распределяются по группам по их направлен­ности:

а)  развитие профессионально важных физических способно­
стей;

б)  воспитание волевых и других психических качеств;

в)  формирование и совершенствование профессионально-при­
кладных умений и навыков;

г) повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды.

В качестве средств ППФП в практике широко применяются упражнения профессионально-прикладной гимнастики (упражне­ния без предметов и с предметами, на гимнастической стенке, скамейке, лестнице, канатах, шестах, бревне и др.) и таких мас­совых видов спорта, как легкая атлетика, лыжный спорт, плава­ние, спортивные игры и др.; туризм; специальные упражнения на различных тренажерах и тренажерных устройствах, специализи­рованные полосы препятствий и пр. Большое применение в прак­тике ППФП средств массовых видов спорта связано с их доступ­ностью и высокой прикладной эффективностью. При их выборе учитывается профессионально-прикладное значение вида спорта для конкретных профессий.

Формы занятий по ППФП. В средних специальных и высших учеб­ных заведениях преимущественно используются следующие формы:

1) академические учебные занятия (комплексные и специализи­рованные). Комплексные учебные занятия могут включать: а) сред­ства ОФП и профессионально-прикладной физической подготов­
ки; б) только средства ППФП из различных ее разделов. Специа­лизированные занятия имеют более узкую, избирательную направ­ленность (обучение прикладным действиям, совершенствование
отдельных качеств). Относительная однонаправленность таких за­нятий позволяет обеспечить значительные воздействия на отдель­ные функциональные системы с тем, чтобы получить наибольший
эффект в их развитии;

2)        занятия в период учебной практики (студентов, учащихся колледжей профессионального образования);

3)        спортивно-прикладные соревнования. Высокая действенность спортивно-прикладных соревнований (и особенно по многоборьям) связана с их максимальными психофизическими нагрузками, воз­
можностью совершенствования прикладных умений и навыков и проверки их в экстремальных ситуациях, приближенных к типич­ным условиям профессиональной деятельности. Предмет соревнова­
ний в ряде случаев могут составлять действия, характерные для того или иного труда (например, соревнования по видам пожарно-прикладного спорта у пожарных), но чаще действия, требуемые особы­
ми внешними условиями профессиональной деятельности;

4)   самостоятельные тренировочные занятия по заданию пре­подавателя.

Дополнительно применяются специализированная утренняя зарядка (с включением отдельных прикладных упражнений), ту­ристские походы по установленным маршрутам с выполнением Учебных заданий, лыжные переходы, массовые заплывы, дальние лодочные (шлюпочные) походы и др.

Планирование ППФП. В средних специальных и высших учеб­ных заведениях планирование ППФП должно проводиться с уче-том решения ее задач не к окончанию срока обучения, а к началу производственной практики учащихся. К этому времени надо обес­печить необходимую профессионально-прикладную физическую подготовленность; двигательный режим учащихся по энергозат­ратам и другим показателям должен соответствовать производствен­ному. При несоблюдении данного требования у учащихся во вре­мя практики отмечаются значительное утомление и снижение ра­ботоспособности, неблагоприятно отражающееся на освоении про­фессии. Кроме того, прохождение курса ППФП повышает безо­пасность труда, связанного с различными экстремальными усло­виями.

Занятия по ППФП с лицами зрелого возраста (старше 40 лет} должны носить характер кондиционной тренировки. При опреде­лении их содержания необходимо учитывать возрастные измене­ния организма, включая гетерохронное возрастное снижение фи­зических качеств.

Педагогический контроль в ППФП. Проверка и оценка специ­альной физической подготовленности — обязательные условия осу­ществления прикладной подготовки. На ее первоначальном этапе выделяется исходный уровень развития профессионально важных качеств и навыков у обучаемых. С учетом выявленных данных раз­рабатывают документы планирования, комплектуют подгруппы, устанавливают индивидуальные задания лицам, имеющим низ­кие показатели.

В дальнейшем систематическая проверка и оценка физической подготовленности должны давать объективную информацию об эффективности решения поставленных задач.

Критериями эффективности решения задач ППФП могут слу­жить затраты времени на обучение определенным трудовым дви­гательным действиям и качественные результаты их освоения или показатели профессиональной работоспособности. Практически же ориентируются на выполнение специальных нормативов, кото­рые устанавливаются с учетом высокой степени корреляции с от­меченными показателями.

Система нормативов и требований по ППФП в зависимости от специфики профессий может включать как контрольные упраж­нения в виде двигательных заданий, так и специальные функци­ональные пробы.

В виде контрольных упражнений применяют те, в которых проявляются профессионально значимые способности и прежде всего ведущие в структуре профессиональных качеств. Посредством некоторых функциональных проб возможно выявление степени развития психофизиологических функций и устойчивости организма к действию ряда неблагоприятных факторов внешней среды.

На основе данных педагогического контроля в необходимых случаях вносят соответствующие коррективы в содержание и ме­тодику ППФП.

 

3.Связь тренировки с соревновательной деятельностью

В системе подготовки спортсменов тренировка наряду с сорев­нованием является важнейшим звеном, функционирующим по­стоянно: тренировочные занятия тех, кто занимается спортом выс­ших достижений, — ежедневные, круглогодичные, многолетние. Содержание тренировочного процесса определяется прежде всего содержанием соревновательной деятельности в каждом виде спорта, соревновательными действиями и условиями их эффективного вы­полнения.

Одним из направлений совершенствования системы спортив­ной подготовки считается строгое соответствие системы трени­ровки спортсменов высокого класса специфическим требованиям избранного для специализации вида спорта.

На схеме (см. с. 64) представлена взаимосвязь содержания со­ревновательной и тренировочной деятельности на примере игро­вых видов спорта, в которых наиболее полно представлен состав соревновательных действий. Структуру соревновательной деятель­ности на верхнем уровне составляет целостное противоборство двух соперничающих команд, далее (по нисходящей) следуют ко­мандные, групповые, индивидуальные тактические действия, ко­торые реализуются при помощи приемов игры (техники напада­ющих и защитных действий), их качество во многом обеспечива­ется уровнем специальных физических и психических качеств, ко­торые базируются, в свою очередь, на основныхдвигательных качествах и навыках, функциональных возможностях и морфологи­ческих признаках спортсменов.

Строго в обратном порядке происходит освоение соревнователь­ных действий обучающимися: вначале создается исходная каче­ственно-координационная и функциональная основа, на кото­рой развиваются специальные качества и способности, далее про­исходит овладение техникой и тактикой соревновательных дей­ствий и комплексное применение технико-тактического арсенала в игровой деятельности, в соревнованиях. Параллельно алгоритму освоения соревновательных действий располагаются средства — тренировочные и соревновательные, при помощи которых фор­мируются навыки соревновательных действий.

В конечном счете все это отражается в структуре тренировоч­ной деятельности — в компонентах (составных частях) трениров­ки: общей и специальной физической подготовке, технической, тактической, интегральной подготовке. В структуру тренировоч­ного процесса входит также теоретическая и психологическая под­готовка: освоение специальных знаний и развитие личностных качеств. Здесь отражена не только взаимосвязь, но и взаимообус­ловленность всех компонентов тренировочной и соревнователь­ной деятельности.

Цель спортивной тренировки как педагогического процесса — обучить спортивной технике и тактике, обеспечить технико-такти­ческое мастерство, развитие физических, психических, мораль­ных и волевых качеств, создать условия для высоких спортивных достижений на соревнованиях. Цель конкретизируется в задачах спортивной тренировки, из них основные

воспитание моральных и волевых качеств;

укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию;

развитие основных двигательных качеств — силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости;

совершенствование жизненно важных двигательных навыков и умений (в ходьбе, беге, прыжках, метаниях, плавании и др.);

развитие специальных способностей и качеств, лежащих в ос­нове успешного овладения техникой и тактикой вида спорта;

совершенное овладение спортивной техникой;

совершенное овладение спортивной тактикой;

достижение высокого уровня командной подготовленности (в командных видах);

приобретение теоретических знаний и практических умений (по планированию, учету, ведению дневника, методике обучения, судейству, средствам профилактики и восстановления);

достижение интеграции всех качеств, навыков и знаний, уме­ния реализовать в соревнованиях все приобретенное на трениро­вочных занятиях; предупреждение спортивных травм, перенапряжений, проведе­ние реабилитационно-профилактических и восстановительных мероприятий.

Достижение цели и решение задач осуществляется при помо­щи многообразных средств и методов, объединенных в компоненты тренировки, системы тренирующих воздействий в специальных — тренировочных — занятиях, которые являются, как уже говори­лось, систематическими, круглогодичными и многолетними.

Задачи тренировки, направленность компонентов дифференци­руются в зависимости от уровня квалификации спортсменов. Так, в работе с квалифицированными спортсменами основные усилия направлены на повышение спортивно-технического мастерства и достижение высоких спортивных результатов. В системе подготов­ки резервов на начальном этапе внимание направлено на каче­ственный отбор, овладение основами техники и тактики и т.д., на последнем этапе акцент делается на адаптацию юниоров к тре­нировочному режиму в спорте высших достижений. Задачи и со­держание тренировок для школьных спортивных секций и спортив­ных школ имеют существенные различия, несмотря на то что воз­раст занимающихся один. В каждом случае устанавливается связь с целью системы подготовки, ее модельными характеристиками, а затем определяются вопросы построения тренировки, выбора средств и методов, контрольных нормативов и т.д.

Исходя из теории спортивной тренировки и ее специфики при­менительно к конкретному виду спорта, важное значение имеют следующие моменты.

Первое. Программирование многолетнего процесса трениров­ки по ее основным компонентам (техническая, тактическая, фи­зическая, теоретическая, психологическая, интегральная подго­товка):

определение содержания на весь многолетний период, по эта­пам и годичным циклам;

установление последовательности обучения технике и тактике;

выделение структурных компонентов построения тренировки (годичные циклы, средние циклы, микроциклы, тренировочные занятия, тренировочные задания);

распределение программного материала по этапам многолетней подготовки, по годичным циклам внутри многолетних этапов, по средним циклам и микроциклам в пределах годичного цикла;

распределение времени на виды программного материала в возрастном аспекте, по уровню спортивного мастерства в годич­ных циклах, средних циклах и микроциклах, тренировочных за­нятиях.

Программирование тесно связано со структурой соревнователь­ной деятельности и факторами, обусловливающими ее эффектив­ность, модельными характеристиками (см. схему на с. 64).

Второе. Определение эффективных адекватных возрасту и подготовленности спортсменов средств и методов развития физи­ческих качеств, обучения рациональной технике и тактике, совершенствования технико-тактического мастерства на принци­пах универсальности, с одной стороны, с учетом индивидуаль­ных особенностей и специализации — с другой; средств и мето­дов воспитания нравственных и волевых качеств, повышения на­дежности спортивных навыков в соревновательной деятельности.

Третье. Определение параметров тренировочных нагрузок в ходе многолетней тренировки (по этапам и годичным циклам), в пределах годичного цикла (по средним циклам, микроциклам и тренировочным занятиям).

Четвертое. Определение эффективных средств и методов комплексного контроля с целью получения непрерывного потока информации для оценки качества тренировочного процесса, кор­рекции по трем названным выше позициям. Получение информа­ции осуществляется по всем параметрам тренировки и проводит­ся на тренировочных занятиях (оперативный контроль), в микро­циклах (текущий контроль), на этапах годичного цикла (этапный контроль).

Бесплатный хостинг uCoz