1. Средства спортивной тренировки

            Основными специфическими средствами спортивной трени­ровки в видах спорта, характеризующихся активной двигательной деятельностью, являются физические упражнения. Состав этих упражнений в той или иной мере специализируется применительно к особенностям спортивной дисциплины, избранной в качестве предмета спортивного совершенствования.

Средства спортивной тренировки могут быть подразделены на три группы упражнений: избранные соревновательные, специально подготовительные, общеподготовительные.

Избранные соревновательные упражнения — это целостные двига­тельные действия (либо совокупность двигательных действий), которые являются средством ведения спортивной борьбы и вы­полняются по возможности в соответствии с правилами состяза­ний по избранному виду спорта.

Удельный вес избранных соревновательных упражнений в большинстве видов спорта, за исключением спортивных игр, не­велик, так как они предъявляют к организму спортсмена очень высокие требования.

Специально подготовительные упражнения включают элементы соревновательных действий, их связи и вариации, а также движе­ния и действия, существенно сходные с ними по форме или ха­рактеру проявляемых способностей. Например, к числу специаль­но подготовительных упражнений бегуна относится бег по отрез­кам избранной дистанции; у гимнастов аналогичную роль играет выполнение элементов и связок соревновательных комбинаций; у игровиков — игровых действий и комбинаций. Другим примером могут служить упражнения, приближенно воссоздающие форму соревновательного действия (упражнения на лыжероллерах у лыжников, упражнения на батуте у прыгунов в воду и гимнастов и т.д.). К числу специально подготовительных относятся в опреде­ленных случаях и упражнения из смежных, родственных видов спорта, направленных на совершенствование специфических ка­честв, необходимых в дисциплине специализации и проявляемых в соответствующих режимах работы.

Состав специально подготовительных упражнений в решаю­щей мере определяется спецификой избранной спортивной дис-Циплины. Упражнения создаются и подбираются с таким расче­том, чтобы обеспечить более направленное и дифференциро-ванное воздействие на совершенствование физических способно­стей и формирование навыков, необходимых спортсмену (рис. 30).

Объясняется это тем, что нередко многократное выполнение соревновательных упражнений из избранного вида спорта не по­зволяет в необходимой мере совершенствовать силу, быстроту, выносливость, подвижность в суставах так, как этого можно до­биться с помощью специальных упражнений. Причина этого преж­де всего заключается в том, что очень часто число повторений соревновательных упражнений в целостном виде нельзя сделать достаточно большим главным образом из-за высоких нервных и физических напряжений, что особенно важно учитывать в инди­видуальных видах спорта.

В зависимости от преимущественной направленности специ­ально подготовительные упражнения подразделяются на подводя­щие способствующие освоению формы, техники движений, и на развивающие, направленные на воспитание физических качеств (силы, быстроты, выносливости и т.д.). Такое деление, конечно, условно, поскольку форма и содержание двигательных действий часто тесно взаимосвязаны.

К числу специально подготовительных упражнений относятся и имитационные упражнения, которые подбираются таким обра­зом, чтобы действия спортсмена возможно больше соответство­вали по координационной структуре характеру выполнения и осо­бенно по кинематике избранной спортивной дисциплине.

Среди множества специально подготовительных упражнений тренер должен уметь не только подбирать их для решения конк­ретной поставленной задачи, но и создавать новые из частей, эле­ментов, связок движений. Это должны быть упражнения, сходные по координации, усилиям, характеру, амплитуде и другим осо­бенностям с соревновательным упражнением. Однако все сред­ства тренировки должны подбираться с учетом индивидуальных особенностей занимающихся. Одни из них должны дальше улуч­шать уже сильные стороны спортсмена, другие средства должны подтянуть отдельные отстающие технические действия или физи­ческие качества.

Общеподготовительные упражнения являются преимуществен­но средствами общей подготовки спортсмена. В качестве таковых могут использоваться самые разнообразные упражнения — как приближенные по особенностям своего воздействия к специаль­но подготовительным, так и существенно отличные от них (в том числе и противоположно направленные).

Значение общеподготовительных упражнений во многих видах спорта, особенно в тренировке подрастающих спортсменов, час­то недооценивается. Отдельные специалисты на всех этапах мно­голетней подготовки резко увеличивают объем специальной фи­зической и сокращают объем общей физической подготовки, что ведет к форсированию тренировки юных спортсменов. Влияние общеподготовительных упражнений на повышение результатов является опосредованным. Специализированные сред­ства (соревновательные и специально подготовительные упраж­нения), с одной стороны, оказывают более непосредственное вли­яние на повышение результатов. С другой стороны, можно утвер­ждать, что недостаточный прирост результатов или даже прекра­щение их роста на этапе высших достижений, а также повышен­ный травматизм спортсмена обусловлены недостаточным объе­мом общеподготовительных упражнений на тренировке и особен­но на ее ранних этапах.

При выборе общеподготовительных упражнений обычно со­блюдают следующие требования:

1)        на ранних этапах спортивного пути общая физическая под­готовка спортсмена должна включать средства, позволяющие эф­фективно решать задачи всестороннего физического развития;

2)        на этапах углубленной специализации и спортивного совер­шенствования она должна являться фундаментом для совершен­ствования соревновательных навыков и физических способностей,
определяющих спортивный результат:

 

— при воспитании неспецифической, т.е. общей, выносливо­
сти длительный бег умеренной интенсивности, лыжные кроссы,плавание;

— при воспитании собственно силовых способностей

—  упражнения со штангой, заимствованные из тяжелой атлетики, а
также упражнения спортивно-вспомогательной гимнастики с раз­личного рода отягощениями и сопротивлением;

— при воспитании быстроты движений и двигательной реак­ции спринтерские упражнения, тренировочные разновидности спортивных игр и подвижные игры;

— при воспитании координационных способностей — элемен­ты спортивной гимнастики, акробатики, игры с высокими тре­бованиями к координации движений.

Однако необходимо помнить, что общеподготовительные уп­ражнения должны вместе с тем выражать особенности спортив­ной специализации. Между различными физическими упражне­ниями возможны как положительные, так и отрицательные взаи­модействия, обусловленные закономерностями положительного и отрицательного «переноса» различных физических качеств и двигательных навыков.

Уже по одной этой причине средства общей физической под­готовки не могут быть одинаковыми для различных спортивных дисциплин. Наряду с некоторым сходством состав этих средств в каждом конкретном случае должен иметь свою специфику. Это касается и их подбора, и места, которое они занимают в структу­ре тренировочного процесса.

Включение общеподготовительных упражнений в тренировоч­ный процесс обычно способствует его общей эффективности.

 

2. Контроль за здоровьем и физической подготовленностью занимающихся физическими упражнениями

При занятиях физическими упражнениями очень важно конт­ролировать состояние здоровья, физическое

развитие и физичес­кую подготовленность занимающихся.

Оценку реакции пульса на физическую нагрузку можно прове­сти методом сопоставления данных частоты сердечных сокраще­ний в покое и после нагрузки, т.е. определить процент учащения пульса. Частоту сердечных сокращений в покое принимают за 100%, разницу в частоте до и после нагрузки — за X. Например, пульс до нагрузки за 10 с был равен 12 ударам (100%), а после выполнения нагрузки за 10 с на 1-й минуте восстановления — 20 ударам. Со­поставляется пропорция и рассчитывается процент учащения пуль­са X по формуле

Расчеты показывают, что пульс после нагрузки участился на 67%.

О приспособлении организма к нагрузкам (ходьбе, бегу, пла­ванию и др.) судят по реакции восстановления пульса за 3 мин. Для этого рассчитывают коэффициент восстановления пульса КВП

по формуле

Если КВП менее 30%, то это свидетельствует о хорошей реак­ции восстановления организма после нагрузки, о хорошем при­способлении к ней.

Одним из простых и достаточно информативных тестов, с помощью которого можно определить уровень физической подготовленности людей разного возраста, является 12-минутный тест, предложенный К. Купером (1987). Тест состоит в определении расстояния (в м, км), которое занимающийся может проплыть или пробежать за 12 мин (табл. 26-27).

Чтобы проверить соответствие нормы массы тела, можно воспользоваться весоростовым индексом Кетле:

Нормальным считается таким вес, когда на 1 см длины тела приходится у мужчин 350—400 г, у женщин — 325—375 г. Масса тела недостаточна при значениях индекса меньше 300 и чрезмер­на при величине показателя более 500 г на см роста (длины тела).

При занятиях физическими упражнениями важно знать, как реагирует нервно-мышечная система на физические упражнения. Мышцы обладают важными физиологическими свойствами: воз­будимостью и сократимостью. Сократимость мышц, а значит, и мышечную силу можно измерить. В практике обычно измеряется сила кисти ручным динамометром и высчитывается так называе­мый силовой индекс путем деления величины силы (показанной на динамометре) на массу тела. Средняя величина силы кисти у мужчин равна 70—-75% массы тела, у женщин — 50—60%. Напри­мер, сила правой кисти равна 52 кг, а масса тела — 76 кг, тогда

Наиболее удобная форма самоконтроля при занятиях физичес­кими упражнениями — это ведение специального дневника, в котором фиксируются следующие показатели: самочувствие, сон, аппетит, настроение, желание заниматься физическими упраж­нениями, переносимость занятия, болевые ощущения и др.

 

3.Соревнования и  соревновательная подготовка   

Соревнования как неотъемлемая часть спорта. Классификация соревнований

Соревнования составляют важнейшую отличительную особен­ность спорта. Без соревнований не может быть и спорта. Содержа­ние соревнований и факторы, обусловливающие высокий спортив­ный результат, служат основным ориентиром при планировании подготовки спортсменов.

Сущность соревнования (соревновательной деятельности) за­ключается в установлении сильнейших спортсменов и коллекти­вов и распределении их по ступеням иерархической лестницы — от первого места до последнего. Для этого соревнующиеся вступа­ют между собой в противоборство, стремясь победить соперни­ков, показать самый высокий результат. Соревнование ведется в пределах утвержденного кодекса правил под контролем специ­альных лиц (членов жюри, спортивных судей). Результаты участ­ников и занятые ими места составляют продукт соревнования.

Важное значение имеет классификация соревнований, кото­рая осуществляется на основе правил, положений и календарей соревнований по признакам цели, состава и характера соревнова­тельных действий соперников, контингента соперников, способа ведения соревновательного противоборства, условий проведения, типа судейства.

По цели соревнования могут быть основными, подводящими, отборочными, контрольными, зрелищными, массовыми и ком­мерческими. Основные — главные для определенного периода вре­мени соревнования (Олимпийские игры, чемпионаты мира, стра­ны). Подводящие (подготовительные) — соревнования, которые служат подготовкой к основным. Отборочные — проводятся для отбора участников заключительного этапа соревнований или фор­мирования сборных команд. Контрольные соревнования (прикид­ки) служат средством подготовки спортсменов, для внесения кор­рективов в ее содержание. Зрелищные, массовые и коммерческие соревнования служат для обеспечения соответствующих функций спорта.

По составу соревновательных действий соперников существу­ет большое разнообразие соревнований: по плаванию, бегу, во­лейболу и т.д. Состав соревновательных действий является отли­чительным признаком вида спорта. В некоторых соревновательных действиях фиксируется конечный результат (время бега, высота прыжка, вес поднятой штанги, количество забитых мячей), а спо­соб выполнения хотя и обусловлен, но не «входит» в результат. В других соревнованиях «результирует» сам процесс выполнения (гимнастика, фигурное катание на коньках). Есть соревнования по одному виду, есть многоборья, включающие несколько видов, есть комплексные, объединяющие ряд видов, например спарта­киады.

По контингенту соперников соревнования подразделяются по возрасту, полу, квалификации, территориальной или ведомствен­ной принадлежности, на индивидуальные или командные, от­крытые или закрытые.

По способу ведения соревновательного противоборства соревно­вания бывают с непосредственным контактом соперников (спор­тивная борьба) и с опосредованным контактом (фехтование), выполнением соперниками соревновательных действий без помех со стороны друг друга (легкая атлетика, плавание, гимнастика) и с преодолением сопротивления (спортивные игры, единоборства). Соревнования бывают очные, когда участники находятся вместе в одно время, и заочные, проходящие в одно время, но террито­риально разделенные.

По условиям проведения соревнований выделяется признак пе­риодичности (ежегодно, один раз в два года, один раз в четыре года, единичные, традиционные и т.п.) и признак места прове­дения (в закрытых помещениях, на открытом воздухе, на равни­не, в среднегорье, высокогорье).

По типу судейства (способу определения победителя) выде­ляют соревнования с субъективными оценками действий участ­ников (гимнастика, спортивные игры и др.) и с объективными оценками (бег, метания и др.), соревнования с выбыванием проиг­равшего, соревнования с различным числом стартов (матчей): от одного (виды легкой атлетики) до нескольких (игровые виды спорта, горнолыжный спорт, многодневные велогонки). Все виды соревнований можно поделить на собственно спортивные и суб­спортивные, или подготовительные и основные.

В международном спорте сложилась определенная система со­ревнований: Олимпийские игры, региональные игры (Панамери­канские и др.); чемпионаты мира, Европы, Кубки мира, Кубки европейских чемпионов и др. В нашей стране проводятся соревно­вания различных масштабов по многим видам спорта: чемпиона­ты России, краев, областей, городов, районов, производствен­ных коллективов. Большой комплекс составляют детско-юношес­кие соревнования: всероссийские соревнования учащихся спортив­ных школ, чемпионаты России, регионов по видам спорта, мас­совые соревнования учащихся общеобразовательных школ и т.д.

Соревновательная деятельность, соревновательные действия, соревновательные нагрузки

Соревновательную деятельность можно рассматривать как уп­равляемую сознанием психическую и физическую активность, на­правленную посредством соревновательных действий на достиже­ние победы над соперником в условиях специфического противо­борства и при соблюдении установленных правил на соревновани­ях. Соревновательная деятельность — это и совместная деятель­ность спортсменов, тренеров и специалистов по наиболее полной реализации тренировочных эффектов и других факторов в усло­виях официальных соревнований.

Содержание соревновательной деятельности составляют сорев­новательные действия (индивидуальные или коллективные), специфичные и отвечающие правилам в каждом виде спорта. В спортив­ных играх это арсенал приемов игры (в каждой игре «свой»); в легкой атлетике это бег на различные дистанции, прыжки в вы­соту и длину, метания копья, диска и т.д.; в плавании это раз­личные способы передвижения и дистанции. Отдельное соревно­вательное действие состоит из движений (операций), объединен­ных в целостное двигательное действие. Соревновательные дей­ствия в свою очередь могут объединяться в более крупные струк­туры (связки, комбинации и др.). Освоение спортсменом сорев­новательных действий и умение эффективно их применять в со­ревнованиях формируют у него поведенческую структуру сорев­новательной деятельности.

Для каждой категории спортсменов в определенные сроки есть соревнования, от результатов которых зависит главная оценка деятельности этих спортсменов. Для национальной сборной это Олимпийские игры, чемпионаты мира и Европы (других регио­нов), различные международные турниры, для клубных команд национальных лиг — чемпионаты страны и т.д. Эти соревнования являются главными, именно здесь спортсмены демонстрируют свои наивысшие достижения.

Для успешного выступления в соревнованиях необходима спе­циальная соревновательная подготовка, которая должна осуществ­ляться на этапах, предшествующих основным соревнованиям, в годичном цикле, а также в многолетнем аспекте. Одной тре­нировочной деятельности, какой бы она ни была качественной, для успеха в соревнованиях недостаточно. Регулярное участие в соревнованиях с различными по стилю игры и уровню подготов­ленности командами — обязательное условие для развития и со­вершенствования у спортсменов необходимых соревновательных качеств. По отношению к основным соревнованиям все пред­шествующие — подводящие и контрольные — служат целям со­ревновательной подготовки к эффективному выступлению в ос­новных. В свою очередь, основные соревнования каждого годич­ного цикла являются подводящими к основным в многолетнем цикле (например, в каждом году олимпийского четырехлетия для сборной национальной или в сфере подготовки спортивных ре­зервов — момент прихода молодых спортсменов в команды выс­ших разрядов).

Соревновательная подготовка, таким образом, входит состав­ной частью в систему спортивной подготовки и в той или иной форме имеет место на протяжении отдельного годичного цикла и в многолетнем аспекте — с момента начала специализированных занятий спортивной игрой и до окончания активного выступле­ния в спорте высших достижений.

Цель соревновательной подготовки заключается в том, чтобы спортсмены научились в условиях основных соревнований максимально реализовать все то, что они усвоили в процессе под­готовки.

В процессе соревновательной подготовки рекомендуется руко­водствоваться следующими положениями.

Соревнования должны организовываться таким образом, что­бы по направленности и степени трудности они строго соответ­ствовали задачам и особенностям подготовки определенных кон-тингентов спортсменов.

Привлекать к участию в соревнованиях определенных спорт­сменов следует только при условии их достаточной подготовлен­ности.

Планировать соотношение соревновательной и тренировочной деятельности следует так, чтобы способствовать наиболее эффек­тивному осуществлению процесса подготовки и возможно более полному раскрытию возможностей игроков в условиях соревно­ваний.

Состав участников и программа соревнований должны обеспе­чить необходимую конкуренцию и условия для максимальной ре­ализации функциональных возможностей спортсменов.

На каждом этапе подготовки и в годичных циклах должно быть достаточное число спортивных соревнований, чтобы задачи мно­голетней подготовки могли решаться успешно. Очень большое число соревнований может отрицательно отразиться на процессе подготовки, так же как и слишком малое число их или отсут­ствие.

Система соревнований в многолетнем процессе подготовки спортсменов

Специфика соревновательной деятельности во многом опреде­ляет направление и содержание многолетней подготовки спорт­сменов (принципы, средства, методы, программирование процесса тренировки, отбор, оценка тренированности, оценка способно­стей спортсмена, контроль за его текущим состоянием и др.).

Соревновательная деятельность тесно связана со спортивным результатом. Это обусловливает необходимость тщательного изу­чения содержания соревновательной деятельности, выявления фак­торов, определяющих достижение высоких спортивных результатов.

Структура соревновательной деятельности и факторы, обуслов­ливающие ее эффективность, служат основой для построения процесса подготовки спортсменов и эффективного управления этим процессом.

Основные параметры соревновательной деятельности в каж­дом виде спорта выделяются и фиксируются посредством специ­альных наблюдений за действиями сильнейших спортсменов мира в условиях крупнейших соревнований. Признаки, отражающие параметры соревновательной деятельности, называют целевыми, так как их выполнение обеспечивает достижение поставленной цели — победить в соревнованиях.

Победа в соревнованиях представляет собой конечную цель соревновательной деятельности, достижение ее складывается из последовательного решения спортсменами ряда частных задач, возникающих перед ними в процессе продвижения к главной цели. Элементы деятельности по выполнению частных задач называют действиями, которые в свою очередь состоят из операций. Содер­жание действий, операций и условия, в которых выполняет их спортсмен в процессе соревнований, и определяют структуру со­ревновательной игровой деятельности.

Только располагая показателями соревновательной деятельно­сти каждого спортсмена, можно оценить эффективность его дей­ствий и определить пути совершенствования его мастерства в про­цессе тренировки.

Структуру соревновательной деятельности составляют сорев­новательные действия, определяемые физическими способностя­ми, функциональными возможностями, психическими свойства­ми спортсменов.

На основе анализа структуры соревновательной игровой дея­тельности, выявления значимости ее компонентов по отноше­нию к спортивному результату определяют факторы, от которых зависит эффективность соревновательной деятельности и уровень спортивных достижений. Наиболее существенными являются сле­дующие факторы: уровень владения техникой соревновательного действия и умение тактически эффективно его выполнить в со­ревнованиях; уровень развития специфичных для данного вида спорта физических и психических качеств и способностей спорт­сменов; уровни функциональных возможностей и морфологических показателей применительно к специфике вида спорта. В спортив­ных играх, например, важными факторами являются арсенал тех­нико-тактических действий и умение эффективно применить их в условиях соревнований.

Существенными факторами выступают возраст и спортивный стаж, эффективное функционирование системы подготовки спорт­сменов в каждом виде спорта, подготовка и участие в конкретном соревновании.

Важное значение имеет подготовка к соревнованиям и управ­ление действиями спортсменов в процессе соревновательной дея­тельности. Ведущая роль здесь принадлежит тренеру.

В процессе подготовки к соревнованиям как можно полнее учи­тываются требования, которые определяются структурой сорев­новательной деятельности и факторами, обусловливающими ее эффективность. Важное значение имеет учет условий, в которых протекает соревновательная деятельность спортсменов: это кли-мато-географические условия региона, состав соперников, харак­теристика зрителей, особенности судейства и др. В конечном счете подготовка спортсменов проводится с учетом конкретного сопер­ника. В игровых видах спорта для этого используют данные спортив­ной разведки об игроках соперника, данные о возможностях сво­ей команды, итогом чего является тактический план ведения игры. Этот план «проигрывается» на тренировочном занятии против «модели соперника».

После окончания соревнований проводится общий анализ про­деланной работы по подготовке команды к соревнованиям и по результатам соревновательной деятельности. Общая оценка суще­ственно зависит от характера соревнования: если это основное на данный сезон, то главный критерий здесь — занятое место и его соответствие запланированному; если подводящее, то главным кри­терием здесь будет достижение установленных на этот период мо­дельных показателей по всем основным параметрам соревнова­тельной деятельности.

Соревновательная подготовка занимает важное место в подго­товке спортсменов как в годичном, так и в многолетнем циклах. Регулярное участие в соревнованиях с различными по подготов­ленности, стилю и т. п. соперниками необходимо для приобрете­ния и совершенствования у спортсменов необходимых «соревно­вательных» качеств, способствующих эффективному выступлению в ответственных соревнованиях (основных). Основные соревнова­ния отдельного годичного цикла служат подводящими к основ­ным в системе многолетней подготовки.

Задачи соревновательной подготовки решаются в тренировоч­ной и соревновательной деятельности — в процессе интегральной подготовки (реализация структурных компонентов соревнователь­ной деятельности), соревнований по технической подготовке, фи­зической подготовке, соревнований по виду спорта в учебной груп­пе (спортивном коллективе), контрольных прикидок, спарринга партнеров, контрольных игр и т. п. Направленность и степень труд­ности соревнований должны соответствовать задачам и способно­стям конкретного контингента. К участию в соревнованиях следу­ет допускать только достаточно подготовленных спортсменов. Со­став участников и программа соревнований должны обеспечить необходимую конкуренцию и условия для максимальной реали­зации возможностей спортсменов.

На каждом этапе подготовки и в годичных циклах должно быть оптимальное число спортивных соревнований, чтобы задачи мно­голетней подготовки могли решаться успешно. Очень большое число соревнований может нарушить нормальный учебно-тренировоч­ный процесс. Слишком малое число соревнований или их отсут­ствие также нарушает нормальный ход подготовки.

В мировом спорте четко просматривается тенденция увеличе­ния соревновательной практики в подготовке спортсменов.

Представление о количестве соревнований в пределах годич­ного цикла дают таблицы 5 и 6. На этом уровне у сильнейших спортсменов соревновательные нагрузки стабилизируются на про­тяжении ряда лет.

Бесплатный хостинг uCoz