1. Системное представление о подготовке спортсменов Основными наиболее важными компонентами системы тренировочно-соревновательной подготовки, как уже было ранее сказано, являются (рис. 27): 1) система отбора и спортивной ориентации; 2) система соревнований; 3) система спортивной тренировки; 4) система факторов, повышающих эффективность тренировочной и соревновательной деятельности: а) подготовка кадров; б) научно-методическое и информационное обеспечение; в) медико-биологическое обеспечение; г) материально-техническое обеспечение; д) финансирование; е) организационно-управленческие факторы; ж) факторы внешней среды. Каждый компонент системы спортивной подготовки имеет свое функциональное назначение и одновременно подчинен общим закономерностям устройства, функционирования и развития ее. Система отбора и спортивной ориентации — это комплекс организационно-методических мероприятий педагогического, медико-биологического, психологического и социального характера, позволяющих определить высокую степень предрасположенности (одаренности) ребенка, подростка, юноши к тому или иному роду спортивной деятельности (спортивной дисциплине). В современном спорте, характеризующемся постоянно усиливающейся конкуренцией и непрерывным ростом результатов, особенно важно выявить спортсменов, обладающих необходимыми морфофунк-циональными данными и синтезом физических, психических и интеллектуальных способностей, находящихся на исключительно высоком уровне развития. Главное требование, предъявляемое к системе отбора, состоит в том, что она должна быть органическим компонентом системы многолетней подготовки, так как способности могут быть выявлены только в процессе тренировки и воспитания и являются следствием сложного диалектического единства — врожденного и приобретенного, биологического и социального (В. Н. Платонов, 1987). Система соревнований (см. рис. 27). Спортивные соревнования, являясь специфической формой деятельности в спорте, определяют цели и направленность подготовки, а также используются как одно из важнейших средств специализированной тренировки, позволяющей сравнивать и повышать уровень подготовленности занимающихся. С учетом спортивной и экономической целесообразности, условий проведения, традиций, специфических особенностей в каждом виде спорта образуются системы соревнований, которые, какправило, имеют преемственность на мировом, национальном региональном и местном уровнях. Функции системы спортивных соревнований в современном спорте исключительно широки и многообразны. Система соревнований является важнейшим универсальным механизмом управления совершенствованием мастерства спортсменов. Она во многом определяет содержание, направленность и структуру тренировочного процесса; выступает в качестве необходимого инструмента контроля; оказывает значительное воздействие на развитие вида спорта; позволяет оперативно организовать взаимодействие мировой и отечественной системы спортивной подготовки; способствует развитию популярности спорта; активно воздействует на формирование мотивационного механизма. Однако в определенных случаях отдельные соревнования выходят за рамки системы подготовки спортсменов, так как являются итогом этой подготовки в многолетнем или годичном цикле. К таким соревнованиям относятся чаще всего Олимпийские игры, чемпионаты мира и Европы, а для менее квалифицированных спортсменов главные целевые соревнования — чемпионаты России, регионов и т.д. Система спортивной тренировки (см. рис. 27). Эффективность функционирования системы соревнований, т.е. достижение запланированных спортивных результатов в определенных стартах и в нужные сроки, обеспечивается эффективной системой тренировки. Тренировочный процесс является основой спортивной подготовки, определяет характер и содержание всей двигательной деятельности, а также финансового, материально-технического, информационного, научного и медицинского обеспечения и восстановительных мероприятий. В процессе тренировочной деятельности спортсмен совершенствует свою физическую, техническую, тактическую и психическую подготовленность, а успешными предпосылками для достижения их высокого уровня является воспитание человека и уровень его интеллектуальных способностей. Система факторов, повышающих эффективность функционирования системы соревнований и системы тренировки (см. рис. 27). Кадры. Прогресс отечественной системы подготовки спортсменов обеспечивается уровнем профессиональной квалификации кадров, наличием талантливых спортсменов и тренеров, научным потенциалом специалистов, способных предлагать эффективные технологии и методики в тех направлениях, которые являются наиболее перспективными для дальнейшего роста спортивных результатов. Научно-методическое, медико-биологическое и информационное обеспечение. Своевременное внедрение в практику достижений научно-технического прогресса является одним из решающих факторов результативности подготовки спортсменов. Система науч-но-методического, медико- биологического и информационно обеспечения включает в себя: довольно разветвленную сеть специализированных подразделений в научно-исследовательских институтах и академиях физической культуры нашей страны; комплексные научные группы (КНГ), созданные при сборных командах России, ряда республик и областей; врачебно-физкультурные диспансеры, методические кабинеты при различных спортивных организациях. К этой системе следует отнести и специализированные книжные издательства, газеты, журналы, спортивные редакции телевизионных компаний, информационные центры, оснащенные компьютерной техникой. Эта система выполняет следующие функции: — выявляет тенденции развития спорта, осуществляет научное предвидение путей развития основных компонентов системы подготовки спортсменов и прогнозирование; — разрабатывает теоретические, методические и программно-нормативные основы спорта; — совершенствует организационно-управленческие, экономические и материально-технические факторы;
— разрабатывает медико-биологические проблемы спорта, а также осуществляет реализацию практических мер по сохранению и восстановлению здоровья спортсменов, повышению их рабо — разрабатывает психологические проблемы спорта и обеспечивает реализацию практических мер по психическому обеспечению спортивной подготовки; — ведет подготовку и переподготовку кадров по физической культуре и спорту; — обеспечивает специалистов по спорту информацией. В тренировочном и соревновательном процессах широко применяются диагностическая, измерительная, вычислительная техника, аудио- и видеоаппаратура и т.д. Следует отметить, что развитие спортивной науки, внедрение в спорт достижений мирового научно-технического прогресса способствовали привлечению к комплексному научному и информационному обеспечению подготовки спортсменов специалистов различного профиля — педагогов, врачей, биологов, физиологов, биомехаников, биохимиков, социологов, инженеров, математиков и др. Материально-техническое обеспечение. За последние годы в спорте произошли кардинальные изменения, связанные с совершенствованием материально-технической базы, созданием новых моделей инвентаря, оборудования, тренажеров, спортивной обуви, одежды и др. Многочисленные специализированные фирмы ежегодно разрабатывают новейшие (более совершенные) образцы спортивных изделий, что способствует изменению спортивной техники, совершенствованию методов тренировки, сохранению здоровья спортсменов, ускоряет рост спортивных результатов. Финансирование спорта осуществляется из различных источников: государственного бюджета, коммерческих организаций, спонсорства, а также из местных бюджетов. Это позволяет создать условия для бесплатных занятий спортом наиболее одаренных детей, подростков и взрослого населения в спортивных школах, в системе образования и некоторых других организаций. В последние годы федерации по видам спорта, ДСО, региональные, ведомственные спортивные организации, клубы, команды успешно переходят на самофинансирование и другие нетрадиционные формы финансового самообеспечения, что позволяет эффективно решать многие вопросы в системе спортивной подготовки. В связи с постоянным совершенствованием технологий, повышающих эффективность функционирования системы соревнований и системы тренировки, отмечается тенденция к удорожанию процесса подготовки спортсменов, особенно на этапе высшего спортивного мастерства. Расчеты показывают, что затраты на подготовку одного спортсмена в год на этапе высшего спортивного мастерства в 800—1000 раз (а в некоторых видах спорта и более) выше, чем на этапе начальной подготовки. Факторы внешней среды. Функционирование системы подготовки спортсменов нельзя строить в отрыве от социальных, экономических, демографических условий и природной среды. Все эти факторы оказывают существенное влияние на развитие тех или иных видов спорта. Например, в северных районах предпочтение должно быть отдано зимним видам спорта, в горных — горнолыжному спорту и т.д., в Якутии, где преобладает население определенного морфотипа, целесообразно развивать все виды борьбы, тяжелую атлетику и нецелесообразно — баскетбол, волейбол. В то же время существует и обратная зависимость. Система спорта в целом или ее региональные подсистемы активно воздействуют на среду, особенно социальную, что в определенной степени преобразует ее в соответствии с потребностями общества. На эффективность тренировочной и соревновательной деятельности влияют такие факторы внешней среды, как высота над уровнем моря, температура, влажность окружающей среды, изменение часового пояса. С одной стороны, они могут способствовать повышению спортивной работоспособности, а с другой — значительно снизить ее. Особенно важно учитывать факторы внешней среды в процессе подготовки к важнейшим соревнованиям. Управление и организационная структура. Система управления совершенствованием спортсмена — это совокупность управляемой и управляющей подсистем, действие которых направлено на реализацию программ и достижение поставленных задач. Она носит комплексный характер и охватывает все уровни — управление непосредственно подготовкой спортсменов, местный, региональный, федеральный. На каждом уровне решаются специфические задачи, соподчиненность и скоординированность которых определяет системность управления. Комплексность проявляется так-;ке в том, что в системе управления присутствуют различные компоненты — биологические, социально-экономические, материально-технические, информационные и др. В системе управления выделяют организационную структуру и механизм, обеспечивающий функционирование системы и достижение целей. Под организационной структурой следует понимать совокупность взаимосвязей и соподчиненности различных спортивных организаций, цели, задачи и функции системы в целом и отдельных ее компонентов, потоки информации между ними. Механизм управления — это комплекс различных методов, приемов, стимулов, которые применяются людьми в управлении подготовкой спортсменов. Структура отечественной системы подготовки спортсменов складывалась исторически, она включает в себя множество различных организаций и носит государственно-общественный характер. В настоящее время в рамках этой структуры осуществляется управление как массовой физической культурой, так и спортом высших достижений. В условиях исключительно сложного строения организационной структуры проявляются различные тенденции: с одной стороны, интеграция, кооперирование, координация, с другой — административная и функциональная обособленность, формирование узковедомственных и узкоорганизационных целей.
2. Педагогический контроль и учет в физическом воспитании Педагогический контроль — это система мероприятий, обеспечивающих проверку запланированных показателей физического воспитания для оценки применяемых средств, методов и нагрузок. Основная цель педагогического контроля — это определение связи между факторами воздействия (средства, нагрузки, методы) и теми изменениями, которые происходят у занимающихся в состоянии здоровья, физического развития, спортивного мастерства и т.д. (факторы изменения). На основе анализа полученных в ходе педагогического контроля данных проверяется правильность подбора средств, методов и форм занятий, что создает возможность при необходимости вносить коррективы в ход педагогического процесса. В практике физического воспитания используется пять видов педагогического контроля, каждый из которых имеет свое функциональное назначение. 1. Предварительный контроль проводится обычно в начале учебного года (учебной четверти, семестра). Он предназначен для изучения состава занимающихся (состояние здоровья, физическая подготовленность, споптивная квалификация^ и опоеделенй о готовности учащихся к предстоящим занятиям (к усвоению нового учебного материала или выполнению нормативных требований учебной программы). Данные такого контроля позволяют уточнить учебные задачи, средства и методы их решения.
Методы контроля. В практике физического воспитания применяются следующие методы контроля: педагогическое наблюдение, опросы, прием учебных нормативов, тестирование, контрольные и другие соревнования, простейшие врачебные методы (измерение ЖЕЛ — жизненной емкости легких, массы тела, становой силы и др.), хронометрирование занятия, определение динамики Физической нагрузки на занятии по ЧСС и др. Большую информацию преподаватель получает с помощью метода педагогических наблюдений. Наблюдая в ходе занятия за учащимися, преподаватель обращает внимание на их поведение, проявление интереса, степень внимания (сосредоточенное, рассеяние), внешние признаки реакции на физическую нагрузку (изме-
3.Сущность воспитания, его закономерности, принципы и средства Теория воспитания — часть педагогической науки, которая рассматривает вопросы содержания, методики и организации воспитательного процесса. Сущность воспитательного процесса отражена в тех его внутренних связях и отношениях, которые характерны только для него. Воспитание не просто воздействие, а целеустремленное взаимодействие воспитателей и воспитуемых. Это взаимодействие направлено на установление высоких отношений между ними: веры, надежды, любви, желаний, положительной активности воспитанников ит.п. Процесс воспитания имеет специфическиеособенности. Он не может быть реализован без обучения воспитуемых. Обучение образовывает человека, воспитание — воспитывает, что отражается в задачах и содержании этих процессов. Всестороннее развитие личности базируется на умственном, нравственном, трудовом, эстетическом и физическом воспитании. Все стороны (части) воспитания взаимосвязаны, поэтому педагогический процесс создает предпосылки для реализации их гармонического единства. Умственное воспитание предполагает целенаправленную и планомерную деятельность людей, способствующую развитию у них интеллектуальных способностей, их вооруженность системой знаний о природе, обществе, человеческом мышлении. Умственному воспитанию человека придается большое значение, так как оно обеспечивает возможность достижения высоких результатов при овладении профессиями. . Под нравственным воспитанием понимается целенаправленная и планомерная деятельность людей, способствующая формированию убеждений, черт характера, норм и правил поведения, определяющих характер их действия по отношению к другим людям и обществу. При работе со спортсменами нравственное воспитание дополняется изучением спортивной этики, которая представляет собой одну из форм профессиональной морали и включает в себя регулирование поведения и отношений лиц, причастных к спортивной деятельности. Трудовое воспитание предусматривает определенную систему взглядов, убеждений, норм и правил поведения человека в области трудовых отношений. Под эстетическим воспитанием понимается целенаправленная и планомерная деятельность по приобщению людей к прекрасному в природе и обществе. Эстетическое воспитание наполняет жизнь человека духовным содержанием, делает ее красивее, богаче и помогает лучше познать окружающий мир Под физическим воспитанием понимается процесс целенаправленного воздействия по формированию двигательных навыков и развитию физических качеств, совокупность которых обеспечивает физическую работоспособность людей. Предметом педагогического воздействия в данном случае являются тело человека и его биологические функции. В этом — отличие физического воспитания от иных сторон воспитания. Специфика физического воспитания отражена в содержании общей задачи: содействовать гармоническому развитию форм и функций организма, укреплению здоровья и творческому долголетию человека.
Все стороны воспитания взаимосвязаны. Связи между ними образует общая направленность задач воспитания. Дополняя друг друга, разнообразные стороны воспитательного процесса обеспечивают гарантию интеллектуального развития, физического здоровья и готовности к труду каждому члену общества. ЗАКОНОМЕРНОСТИ, ПРИНЦИПЫ И СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ Объективные закономерности процесса воспитания отражены в его многофакторности, противоречивости, широте охвата и длительности протекания(табл.14). Процесс формирует убеждения, нормы, отношения, способы и правила общественного поведения людей. Воспитание влияет на сознание, деятельность, волю и эмоции личности. У людей совершенствуются разнообразные способности, формируются черты характера, нравственные, волевые, эстетические качества, взгляды на мир, природу, общество, развиваются физические качества и укрепляется состояние здоровья. Таблица 14 Основные характеристики, закономерности и принципы процесса воспитания
Всестороннее развитие личности является итогом влияния объективных и субъективных факторов, в единстве составляющих сущность воспитательного процесса. На ее формирование оказывают влияние условия жизни, социальное окружение, природная среда, наследственные задатки. Объективные факторы человек не выбирает. Он оказывается среди них в силу обстоятельств. Субъективные факторы связаны с условиями и целенаправленной деятельностью человека в обществе. Усиление управляющего начала в воспитательном процессе требует от педагога обоснованного отбора средств и методов воспитания, умений получать информацию о результатах воспитательной деятельности и соответствующим образом вносить в нее корректировки. Особенность воспитательного процесса — в его длительности. Воспитание не ограничивается точными сроками. Его результаты обнаруживаются не сразу. Воспитание отличается ступенчатостью. На каждой возрастной ступени человека решаются различные воспитательные задачи: от формирования первоначальных представлений и простейших навыков поведения до воспитания этических понятий и мировоззрения.
К исходным руководящим положениям, на основе которых осуществляется воспитательная деятельность, теория воспитания относит:
В теории воспитания существуют понятия средств воспитания. Средства в логическом понимании — это все то, что создается для изменения предмета познания. Средства воспитания — это виды человеческой деятельности, в которых воссозданы условия для целенаправленного воспитания. Таким образом, средствами воспитания являются исторически сложившиеся виды человеческой деятельности:
Общение — взаимодействие, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации. В результате общения устанавливаются взаимоотношения между людьми. Общение может быть обязательным и свободным. В первом случае оно атрибут деятельности, во втором — от нее не зависит. Воспитательный эффект общения зависит от тех отношений, которые складываются между людьми. Воспитатель должен уметь регулировать общение в интересах повышения эффективности целостного процесса воспитания. Труд — основной вид человеческой деятельности, важнейшее средство формирования личности. Труд человека в обществе — нейтральный процесс. Он зависит от системы производственных отношений. Поэтому и воспитательный эффект труда может быть прямо противоположным. Виды труда условно подразделяются на два больших класса — общественный и бытовой. Общественная деятельность — является одним из важных средств воспитания, потому, что построена на альтруизме — бескорыстной заботе о благе других, готовности пожертвовать своими интересами ради людей. Познание (учение) — организованное самостоятельное изучение законов материального мира, овладение наукой, познание культуры, человеческих отношений, самого себя в тех или иных исторически сложившихся видах человеческой деятельности. Две ступени человеческого познания: учение и наука — определяют самый сложный вид человеческого труда — умственный. В интересах эффективного воспитания процесс учения должен быть организован так, чтобы в группе через общение учащихся друг с другом протекали процессы взаимообогащения (советы, объяснения, взаимообучение). Игра — деятельность, занятия детей и взрослых, обусловленные правилами, приемами и служащие для заполнения досуга и для развлечений. В педагогике может выступать в качестве средства и метода воспитания. Физические упражнения и спорт—деятельность по целенаправленному развитию физических способностей, двигательных навыков и умений в интересах физического совершенствования людей и подготовки их к успешной профессиональной деятельности. Воинская служба (учебно-боевая деятельность) — выполнение воинских обязанностей в государстве, установленных законом. Регламентируется актами о воинской повинности, а также контрактами, заключаемыми при найме лиц на военную службу. В результате целенаправленных и систематических воздействий на духовную и физическую сферу у военнослужащих воспитываются качества, необходимые для ведения боя. Искусство —творческая художественная деятельность людей, воспроизводящая действительность в художественных образах. В многочисленных отраслях этой деятельности существует разнообразие приемов и методов: военное искусство, певческое искусство, изобразительное искусство, сценическое искусство и т.д. «Искусство воспитания, как искусство врачевания, требует долговременной специальной, теоретической и практической, подготовки» (Ушинский. О нравственном элементе в русском воспитании). |