1. Системное представление о подготовке спортсменов

Основными наиболее важными компонентами системы тренировочно-соревновательной подготовки, как уже было ранее сказано, являются (рис. 27): 1) система отбора и спортивной ори­ентации; 2) система соревнований; 3) система спортивной тре­нировки; 4) система факторов, повышающих эффективность тре­нировочной и соревновательной деятельности: а) подготовка кад­ров; б) научно-методическое и информационное обеспечение; в) медико-биологическое обеспечение; г) материально-техничес­кое обеспечение; д) финансирование; е) организационно-уп­равленческие факторы; ж) факторы внешней среды.

Каждый компонент системы спортивной подготовки имеет свое функциональное назначение и одновременно подчинен об­щим закономерностям устройства, функционирования и разви­тия ее.

Система отбора и спортивной ориентации — это комплекс орга­низационно-методических мероприятий педагогического, меди­ко-биологического, психологического и социального характера, позволяющих определить высокую степень предрасположенности (одаренности) ребенка, подростка, юноши к тому или иному роду спортивной деятельности (спортивной дисциплине). В современ­ном спорте, характеризующемся постоянно усиливающейся кон­куренцией и непрерывным ростом результатов, особенно важно выявить спортсменов, обладающих необходимыми морфофунк-циональными данными и синтезом физических, психических и интеллектуальных способностей, находящихся на исключительно высоком уровне развития.

Главное требование, предъявляемое к системе отбора, состоит в том, что она должна быть органическим компонентом системы многолетней подготовки, так как способности могут быть выяв­лены только в процессе тренировки и воспитания и являются следствием сложного диалектического единства — врожденного и приобретенного, биологического и социального (В. Н. Пла­тонов, 1987).

Система соревнований (см. рис. 27). Спортивные соревнования, являясь специфической формой деятельности в спорте, опреде­ляют цели и направленность подготовки, а также используются как одно из важнейших средств специализированной трениров­ки, позволяющей сравнивать и повышать уровень подготовленно­сти занимающихся.

С учетом спортивной и экономической целесообразности, ус­ловий проведения, традиций, специфических особенностей в каж­дом виде спорта образуются системы соревнований, которые, какправило, имеют преемственность на мировом, национальном региональном и местном уровнях.

Функции системы спортивных соревнований в современном спорте исключительно широки и многообразны. Система сорев­нований является важнейшим универсальным механизмом управ­ления совершенствованием мастерства спортсменов. Она во мно­гом определяет содержание, направленность и структуру трени­ровочного процесса; выступает в качестве необходимого инстру­мента контроля; оказывает значительное воздействие на развитие вида спорта; позволяет оперативно организовать взаимодействие мировой и отечественной системы спортивной подготовки; спо­собствует развитию популярности спорта; активно воздействует на формирование мотивационного механизма.

Однако в определенных случаях отдельные соревнования вы­ходят за рамки системы подготовки спортсменов, так как явля­ются итогом этой подготовки в многолетнем или годичном цикле. К таким соревнованиям относятся чаще всего Олимпийские игры, чемпионаты мира и Европы, а для менее квалифицированных спортсменов главные целевые соревнования — чемпионаты Рос­сии, регионов и т.д.

Система спортивной тренировки (см. рис. 27). Эффективность функционирования системы соревнований, т.е. достижение запла­нированных спортивных результатов в определенных стартах и в нуж­ные сроки, обеспечивается эффективной системой тренировки.

Тренировочный процесс является основой спортивной подго­товки, определяет характер и содержание всей двигательной дея­тельности, а также финансового, материально-технического, ин­формационного, научного и медицинского обеспечения и вос­становительных мероприятий.

В процессе тренировочной деятельности спортсмен совершен­ствует свою физическую, техническую, тактическую и психичес­кую подготовленность, а успешными предпосылками для дости­жения их высокого уровня является воспитание человека и уро­вень его интеллектуальных способностей.

Система факторов, повышающих эффективность функциониро­вания системы соревнований и системы тренировки (см. рис. 27).

Кадры. Прогресс отечественной системы подготовки спортсменов обеспечивается уровнем профессиональной квалификации кадров, наличием талантливых спортсменов и тренеров, научным потенци­алом специалистов, способных предлагать эффективные технологии и методики в тех направлениях, которые являются наиболее перс­пективными для дальнейшего роста спортивных результатов.

Научно-методическое, медико-биологическое и информационное обеспечение. Своевременное внедрение в практику достижений на­учно-технического прогресса является одним из решающих фак­торов результативности подготовки спортсменов. Система науч-но-методического, медико- биологического и информационно обеспечения включает в себя: довольно разветвленную сеть спе­циализированных подразделений в научно-исследовательских ин­ститутах и академиях физической культуры нашей страны; комп­лексные научные группы (КНГ), созданные при сборных коман­дах России, ряда республик и областей; врачебно-физкультурные диспансеры, методические кабинеты при различных спортивных организациях. К этой системе следует отнести и специализиро­ванные книжные издательства, газеты, журналы, спортивные ре­дакции телевизионных компаний, информационные центры, ос­нащенные компьютерной техникой.

Эта система выполняет следующие функции:

— выявляет тенденции развития спорта, осуществляет научное предвидение путей развития основных компонентов системы под­готовки спортсменов и прогнозирование;

— разрабатывает теоретические, методические и программно-нормативные основы спорта;

— совершенствует организационно-управленческие, экономи­ческие и материально-технические факторы;

 

— разрабатывает медико-биологические проблемы спорта, а также осуществляет реализацию практических мер по сохранению и восстановлению здоровья спортсменов, повышению их рабо­
тоспособности;

— разрабатывает психологические проблемы спорта и обеспечивает реализацию практических мер по психическому обеспече­нию спортивной подготовки;

— ведет подготовку и переподготовку кадров по физической культуре и спорту;

— обеспечивает специалистов по спорту информацией.

В тренировочном и соревновательном процессах широко при­меняются диагностическая, измерительная, вычислительная тех­ника, аудио- и видеоаппаратура и т.д.

Следует отметить, что развитие спортивной науки, внедрение в спорт достижений мирового научно-технического прогресса способствовали привлечению к комплексному научному и инфор­мационному обеспечению подготовки спортсменов специалистов различного профиля — педагогов, врачей, биологов, физиоло­гов, биомехаников, биохимиков, социологов, инженеров, мате­матиков и др.

Материально-техническое обеспечение. За последние годы в спорте произошли кардинальные изменения, связанные с совершенство­ванием материально-технической базы, созданием новых моде­лей инвентаря, оборудования, тренажеров, спортивной обуви, одежды и др. Многочисленные специализированные фирмы еже­годно разрабатывают новейшие (более совершенные) образцы спортивных изделий, что способствует изменению спортивной техники, совершенствованию методов тренировки, сохранению здоровья спортсменов, ускоряет рост спортивных результатов. Финансирование спорта осуществляется из различных источни­ков: государственного бюджета, коммерческих организаций, спон­сорства, а также из местных бюджетов. Это позволяет создать ус­ловия для бесплатных занятий спортом наиболее одаренных де­тей, подростков и взрослого населения в спортивных школах, в системе образования и некоторых других организаций.

В последние годы федерации по видам спорта, ДСО, регио­нальные, ведомственные спортивные организации, клубы, ко­манды успешно переходят на самофинансирование и другие не­традиционные формы финансового самообеспечения, что позво­ляет эффективно решать многие вопросы в системе спортивной подготовки.

В связи с постоянным совершенствованием технологий, повы­шающих эффективность функционирования системы соревнова­ний и системы тренировки, отмечается тенденция к удорожанию процесса подготовки спортсменов, особенно на этапе высшего спортивного мастерства. Расчеты показывают, что затраты на под­готовку одного спортсмена в год на этапе высшего спортивного мастерства в 800—1000 раз (а в некоторых видах спорта и более) выше, чем на этапе начальной подготовки.

Факторы внешней среды. Функционирование системы подготовки спортсменов нельзя строить в отрыве от социальных, экономи­ческих, демографических условий и природной среды. Все эти факторы оказывают существенное влияние на развитие тех или иных видов спорта. Например, в северных районах предпочтение должно быть отдано зимним видам спорта, в горных — горно­лыжному спорту и т.д., в Якутии, где преобладает население оп­ределенного морфотипа, целесообразно развивать все виды борь­бы, тяжелую атлетику и нецелесообразно — баскетбол, волейбол. В то же время существует и обратная зависимость. Система спорта в целом или ее региональные подсистемы активно воздействуют на среду, особенно социальную, что в определенной степени преобразует ее в соответствии с потребностями общества.

На эффективность тренировочной и соревновательной дея­тельности влияют такие факторы внешней среды, как высота над уровнем моря, температура, влажность окружающей среды, из­менение часового пояса. С одной стороны, они могут способство­вать повышению спортивной работоспособности, а с другой — значительно снизить ее. Особенно важно учитывать факторы внеш­ней среды в процессе подготовки к важнейшим соревнованиям.

Управление и организационная структура. Система управления совершенствованием спортсмена — это совокупность управляе­мой и управляющей подсистем, действие которых направлено на реализацию программ и достижение поставленных задач. Она но­сит комплексный характер и охватывает все уровни — управление непосредственно подготовкой спортсменов, местный, региональ­ный, федеральный. На каждом уровне решаются специфические задачи, соподчиненность и скоординированность которых опре­деляет системность управления. Комплексность проявляется так-;ке в том, что в системе управления присутствуют различные компо­ненты — биологические, социально-экономические, материаль­но-технические, информационные и др.

В системе управления выделяют организационную структуру и механизм, обеспечивающий функционирование системы и дос­тижение целей.

Под организационной структурой следует понимать совокуп­ность взаимосвязей и соподчиненности различных спортивных организаций, цели, задачи и функции системы в целом и отдель­ных ее компонентов, потоки информации между ними.

Механизм управления — это комплекс различных методов, приемов, стимулов, которые применяются людьми в управлении подготовкой спортсменов.

Структура отечественной системы подготовки спортсменов складывалась исторически, она включает в себя множество различ­ных организаций и носит государственно-общественный характер. В настоящее время в рамках этой структуры осуществляется управ­ление как массовой физической культурой, так и спортом высших достижений. В условиях исключительно сложного строения органи­зационной структуры проявляются различные тенденции: с одной стороны, интеграция, кооперирование, координация, с другой — административная и функциональная обособленность, формиро­вание узковедомственных и узкоорганизационных целей.

 

2. Педагогический контроль и учет в физическом воспитании

Педагогический контроль — это система мероприятий, обеспе­чивающих проверку запланированных показателей физического воспитания для оценки применяемых средств, методов и нагрузок.

Основная цель педагогического контроля — это определение связи между факторами воздействия (средства, нагрузки, мето­ды) и теми изменениями, которые происходят у занимающихся в состоянии здоровья, физического развития, спортивного мастер­ства и т.д. (факторы изменения).

На основе анализа полученных в ходе педагогического контро­ля данных проверяется правильность подбора средств, методов и форм занятий, что создает возможность при необходимости вно­сить коррективы в ход педагогического процесса.

В практике физического воспитания используется пять видов педагогического контроля, каждый из которых имеет свое функ­циональное назначение.

1. Предварительный контроль проводится обычно в начале учебного года (учебной четверти, семестра). Он предназначен для изучения состава занимающихся (состояние здоровья, физичес­кая подготовленность, споптивная квалификация^ и опоеделенй о готовности учащихся к предстоящим занятиям (к усвоению нового учебного материала или выполнению нормативных требо­ваний учебной программы). Данные такого контроля позволяют уточнить учебные задачи, средства и методы их решения.

  1. Оперативный контроль предназначен для определения сроч­ного тренировочного эффекта в рамках одного учебного занятия (урока) с целью целесообразного чередования нагрузки и отдыха.
    Контроль за оперативным состоянием занимающихся (например, за готовностью к выполнению очередного упражнения, очеред­ной попытки в беге, прыжках, к повторному прохождению от­
    резка лыжной дистанции и т.п.) осуществляется по таким показателям, как дыхание, работоспособность, самочувствие, ЧСС и т.п. Данные оперативного контроля позволяют оперативно регу­лировать динамику нагрузки на занятии.
  2. Текущий контроль проводится для определения реакции орга­низма занимающихся на нагрузку после занятия. С его помощью определяют время восстановления работоспособности занимаю­
    щихся после разных (по величине, направленности) физических нагрузок. Данные текущего состояния занимающихся служат ос­новой для планирования содержания ближайших занятий и вели­
    чины физических нагрузок в них.
  3. Этапный контроль служит для получения информации о ку­мулятивном (суммарном) тренировочном эффекте, полученном на протяжении одной учебной четверти или семестра. С его помощью определяют правильность выбора и применения различных средств, методов, дозирования физических нагрузок занимающихся.
  4. Итоговый контроль проводится в конце учебного года для определения успешности выполнения годового плана-графика учебного процесса, степени решения поставленных задач, выяв­
    ления положительных и отрицательных сторон процесса физи­ческого воспитания и его составляющих. Данные итогового конт­роля (состояние здоровья занимающихся, успешность выполне­
    ния ими зачетных требований и учебных нормативов, уровень спортивных результатов и т.п.) являются основой для последу­ющего планирования учебно-воспитательного процесса.

Методы контроля. В практике физического воспитания приме­няются следующие методы контроля: педагогическое наблюдение, опросы, прием учебных нормативов, тестирование, контрольные и другие соревнования, простейшие врачебные методы (измере­ние ЖЕЛ — жизненной емкости легких, массы тела, становой силы и др.), хронометрирование занятия, определение динамики Физической нагрузки на занятии по ЧСС и др.

Большую информацию преподаватель получает с помощью ме­тода педагогических наблюдений. Наблюдая в ходе занятия за уча­щимися, преподаватель обращает внимание на их поведение, про­явление интереса, степень внимания (сосредоточенное, рассеян­ие), внешние признаки реакции на физическую нагрузку (изме-

 

3.Сущность воспитания, его закономерности, принципы и средства

Теория воспитания — часть педагогической науки, которая рас­сматривает вопросы содержания, методики и организации воспи­тательного процесса.

Сущность воспитательного процесса отражена в тех его внут­ренних связях и отношениях, которые характерны только для него. Воспитание не просто воздействие, а целеустремленное взаимодей­ствие воспитателей и воспитуемых. Это взаимодействие направле­но на установление высоких отношений между ними: веры, надеж­ды, любви, желаний, положительной активности воспитанников ит.п. Процесс воспитания имеет специфическиеособенности. Он не может быть реализован без обучения воспитуемых. Обучение образовывает человека, воспитание — воспитывает, что отражает­ся в задачах и содержании этих процессов.

Всестороннее развитие личности базируется на умственном, нравственном, трудовом, эстетическом и физическом воспитании. Все стороны (части) воспитания взаимосвязаны, поэтому педаго­гический процесс создает предпосылки для реализации их гармо­нического единства.

Умственное воспитание предполагает целенаправленную и планомерную деятельность людей, способствующую развитию у них интеллектуальных способностей, их вооруженность сис­темой знаний о природе, обществе, человеческом мышлении. Умственному воспитанию человека придается большое значе­ние, так как оно обеспечивает возможность достижения высо­ких результатов при овладении профессиями.

.

Под нравственным воспитанием понимается целенаправленная и планомерная деятельность людей, способствующая формирова­нию убеждений, черт характера, норм и правил поведения, опре­деляющих характер их действия по отношению к другим людям и обществу.

При работе со спортсменами нравственное воспитание допол­няется изучением спортивной этики, которая представляет собой одну из форм профессиональной морали и включает в себя регу­лирование поведения и отношений лиц, причастных к спортив­ной деятельности.

Трудовое воспитание предусматривает определенную систему взглядов, убеждений, норм и правил поведения человека в облас­ти трудовых отношений.

Под эстетическим воспитанием понимается целенаправленная и планомерная деятельность по приобщению людей к прекрасно­му в природе и обществе. Эстетическое воспитание наполняет жизнь человека духовным содержанием, делает ее красивее, бога­че и помогает лучше познать окружающий мир

Под физическим воспитанием понимается процесс целенаправ­ленного воздействия по формированию двигательных навыков и развитию физических качеств, совокупность которых обеспечи­вает физическую работоспособность людей. Предметом педагоги­ческого воздействия в данном случае являются тело человека и его биологические функции. В этом — отличие физического воспита­ния от иных сторон воспитания.

Специфика физического воспитания отражена в содержании общей задачи: содействовать гармоническому развитию форм и фун­кций организма, укреплению здоровья и творческому долголетию че­ловека.

 

Все стороны воспитания взаимосвязаны. Связи между ними образует общая направленность задач воспитания. Дополняя друг друга, разнообразные стороны воспитательного процесса обеспе­чивают гарантию интеллектуального развития, физического здо­ровья и готовности к труду каждому члену общества.

ЗАКОНОМЕРНОСТИ, ПРИНЦИПЫ И СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ

Объективные закономерности процесса воспитания отражены в его многофакторности, противоречивости, широте охвата и дли­тельности протекания(табл.14). Процесс формирует убеждения, нормы, отношения, способы и правила общественного поведения людей. Воспитание влияет на сознание, деятельность, волю и эмоции личности. У людей совершенствуются разнообразные способ­ности, формируются черты характера, нравственные, волевые, эс­тетические качества, взгляды на мир, природу, общество, разви­ваются физические качества и укрепляется состояние здоровья.

Таблица 14

Основные характеристики, закономерности и принципы процесса воспитания

 

Характеристики

Закономерности

Принципы

Многоэлементность

Существенные взаимосвязи

Научность и целеуст-ремленность

 

 между факто-

 

 

рами общественной

 

 

среды и качеством

воспитание в процессе

 

воспитания

деятельности;

Многоуровневость

 

 

 

 

воспитание в коллек-

Мул ьти фа кторн ость

Существенные взаимо-

тиве и через коллектив;

 

связи между возраст-

 

Широта и многосто-

ными этапами

индивидуальный и

ронность

развития личности и содер-

дифференцированный

 

содержанием воспитания

подход;

 

 

сочетание требова-

Противоречивость и

Существенные взаи-

тельности и уважения

трудности реализации

мосвязи между целесо-

к личности;

воспитательных целей

образно организован-

 

 

ным общением,

опора на положитель-

 

человеческой деятель-

ное в личности и

 

ностью и воспитанием

коллективе;

 

 

единство, согласован-

Длительность и

Существенные взаи-

ность, преемствен-

многоэтапность

мосвязи между мастер-

ность и систематич-

 

ством педагогического

ность воспитательных

 

воздействия, каче-

воздействий;

 

ственным уровнем

 

 

взаимодействий и

воспитывающее

 

активной деятельнос-

обучение;

 

тью воспитуемых

 

 

 

комплексный подход;

 

 

связь воспитания

 

 

с жизнью

Всестороннее развитие личности является итогом влияния объективных и субъективных факторов, в единстве составляющих сущность воспитательного процесса. На ее формирование оказы­вают влияние условия жизни, социальное окружение, природная среда, наследственные задатки.

Объективные факторы человек не выбирает. Он оказывается сре­ди них в силу обстоятельств. Субъективные факторы связаны с ус­ловиями и целенаправленной деятельностью человека в обществе.

Усиление управляющего начала в воспитательном процессе требует от педагога обоснованного отбора средств и методов вос­питания, умений получать информацию о результатах воспита­тельной деятельности и соответствующим образом вносить в нее корректировки. Особенность воспитательного процесса — в его длительности. Воспитание не ограничивается точными сроками. Его результаты обнаруживаются не сразу. Воспитание отличается ступенчатостью. На каждой возрастной ступени человека решают­ся различные воспитательные задачи: от формирования первона­чальных представлений и простейших навыков поведения до вос­питания этических понятий и мировоззрения.

 

К исходным руководящим положениям, на основе которых осу­ществляется воспитательная деятельность, теория воспитания от­носит:

  • принцип научности и целеустремленности;
  • принцип воспитания в процессе деятельности;
  • принцип воспитания в коллективе и через коллектив;
    • принцип индивидуального и дифференцированного подхо­да в воспитании;
    • принцип сочетания требовательности и уважения к личнос­ти воспитуемого;
    • принцип опоры на положительное в личности и коллективе воспитуемых;
    • принцип единства, согласованности, преемственности и систематичности воспитательных воздействий;
  • принцип воспитывающего обучения;
  • принцип комплексного подхода в воспитании;
  • принцип связи воспитания с жизнью.

В теории воспитания существуют понятия средств воспитания. Средства в логическом понимании — это все то, что создается для изменения предмета познания. Средства воспитания — это виды человеческой деятельности, в которых воссозданы условия для целенаправленного воспитания. Таким образом, средствами вос­питания являются исторически сложившиеся виды человеческой деятельности:

  • общение;
  • труд;
  • общественная деятельность;
  • познание (учение);
  • игра;
  • физические упражнения и спорт;
  • воинская служба (учебно-боевая деятельность);
  • искусство.

Общение — взаимодействие, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуника­ции. В результате общения устанавливаются взаимоотношения между людьми. Общение может быть обязательным и свободным. В первом случае оно атрибут деятельности, во втором — от нее не зависит. Воспитательный эффект общения зависит от тех отноше­ний, которые складываются между людьми. Воспитатель должен уметь регулировать общение в интересах повышения эффектив­ности целостного процесса воспитания.

Труд — основной вид человеческой деятельности, важнейшее средство формирования личности. Труд человека в обществе — нейтральный процесс. Он зависит от системы производственных отношений. Поэтому и воспитательный эффект труда может быть прямо противоположным. Виды труда условно подразделяются на два больших класса — общественный и бытовой.

Общественная деятельность — является одним из важных средств воспитания, потому, что построена на альтруизме — бескорыст­ной заботе о благе других, готовности пожертвовать своими инте­ресами ради людей.

Познание (учение) — организованное самостоятельное изучение законов материального мира, овладение наукой, познание куль­туры, человеческих отношений, самого себя в тех или иных исто­рически сложившихся видах человеческой деятельности. Две сту­пени человеческого познания: учение и наука — определяют са­мый сложный вид человеческого труда — умственный. В интере­сах эффективного воспитания процесс учения должен быть организован так, чтобы в группе через общение учащихся друг с другом протекали процессы взаимообогащения (советы, объясне­ния, взаимообучение).

Игра — деятельность, занятия детей и взрослых, обусловлен­ные правилами, приемами и служащие для заполнения досуга и для развлечений. В педагогике может выступать в качестве сред­ства и метода воспитания.

Физические упражнения и спорт—деятельность по целенаправ­ленному развитию физических способностей, двигательных навы­ков и умений в интересах физического совершенствования людей и подготовки их к успешной профессиональной деятельности.

Воинская служба (учебно-боевая деятельность) — выполнение воинских обязанностей в государстве, установленных законом. Регламентируется актами о воинской повинности, а также кон­трактами, заключаемыми при найме лиц на военную службу. В результате целенаправленных и систематических воздействий на духовную и физическую сферу у военнослужащих воспитываются качества, необходимые для ведения боя.

Искусство —творческая художественная деятельность людей, воспроизводящая действительность в художественных образах. В многочисленных отраслях этой деятельности существует разно­образие приемов и методов: военное искусство, певческое искус­ство, изобразительное искусство, сценическое искусство и т.д. «Искусство воспитания, как искусство врачевания, требует дол­говременной специальной, теоретической и практической, под­готовки» (Ушинский. О нравственном элементе в русском вос­питании).

Бесплатный хостинг uCoz