1. Социальные функции спорта. Основные направления в развитии спортивного движения
. Под функциями спорта понимают объективно присущие ему свойства воздействовать на человека и человеческие отношения, удовлетворять и развивать определенные потребности личности и общества.
Функции спорта можно условно подразделить на специфические (свойственные только ему как особому явлению действительности) и общие. К первым относят соревновательно-эталонную и эвристически-до стиженческую функции. Ко вторым в настоящее время причисляют функции, имеющие социально-общественное значение, такие, как функция личностно-направленного воспитания, обучения и развития; оздоровительно-рекреативная функция; эмоционально-зрелищная функция; функция социальной интеграции и социализации личности; коммуникативная функция и экономическая функция.
Соревновательно-эталонная функция. Основу специфики спорта составляет собственно соревновательная деятельность, суть которой заключается в максимальном выявлении, унифицированном сравнении и объективной оценке определенных человеческих возможностей в процессе состязаний, ориентированных на победу или достижение высокого в личном плане спортивного результата или места в соревновании.
Эталонная функция наиболее ярко выражена в спорте высших достижений, однако в той Или иной мере она свойственна и спорту в целом, в том числе массовому общедоступному через систему специально организоваанных соревнований.
Эвристически-достиженческая функция. Для спорта характерна творческая поисковая деятельность, сопряженная с познанием человеком своих возможностей, наряду с изысканием эффективных способов максимальной реализации и их увеличения [4]. Эта функция наиболее полно выражена в спорте высших достижений, так на пути к ним необходимо постоянно совершенствовать систему подготовки, искать новые средства, методы тренировки, новые образцы сложнейших элементов техники и тактических решений ведения спортивной борьбы.
К социально-общественным прежде всего относят функцию личностно-направленного воспитания, обучения и развития. Спорт представляет большие возможности не только для физического и спортивного совершенствования, но и для нравственного, эстетического, интеллектуального и трудового воспитания. Притягательная сила спорта, высокие требования к проявлению физических и психических сил представляют широкие возможности для личностно-направленного воспитания духовных черт и качеств человека. Существенно, однако, что конечный результат в достижении воспитательных целей зависит не только и не столько от самого спорта, сколько от социальной направленности всей системы воспитания и развития. Таким образом, воспитательные возможности спорта реализуются не сами по себе, а посредством системы воспитательно-направленных отношений, складывающихся в сфере спорта.
Так как спорт включен в социально-педагогическую систему, он является также действенным средством физического воспитания, а благодаря занятиям профессионально-прикладными видами спорта становится важнейшим компонентом в трудовой и военной деятельности.
Оздоровительно-рекреативная функция проявляется в положительном влиянии спорта на состояние и функциональные возможности организма человека. Особенно это ярко выражено в детском и юношеском спорте, где благотворное влияние занятий спортом на развивающийся и формирующийся организм неоценимо..
Большая роль отводится спорту и в работе со взрослым населением. Он является средством оздоровления, защиты от неблагоприятных последствий научно-технического прогресса с характерным для него резким уменьшением двигательной активности в трудовой деятельности и в быту. Спорт является одной из популярнейших форм организации здорового досуга, отдыха и развлечений. Особенно это ярко проявляется в массовом спорте, где не ставится цели достижения высоких спортивных результатов.
Эмоционально-зрелищная функция раскрывается в том, что спорт (многие его виды) несет в себе эстетические свойства, проявляющиеся в гармонии физических и духовных качеств человека, граничит с искусством. Особенно в этом плане привлекательны сложно координированные виды спорта, такие, как спортивная и художественная гимнастика, фигурное катание, прыжки в воду и др. Красота человеческого тела, технически сложные и отточенные движения, праздничное настроение — все это привлекает истинных поклонников спорта. Популярность спорта как зрелища характеризуется эмоциональностью и остротой восприятия, затрагивающего личные и коллективные интересы множества людей, а также универсальностью «языка спорта», понятного практически каждому.
Почти для всех спорт интересен как эмоционально насыщенное зрелище. Современные технические средства коммуникаций, особенно телевидение, способствовали тому, что аудитория спортивных зрелищ, как никогда прежде, расширилась, а это увеличило влияние спорта на эмоциональный мир человечества.
Без болельщиков спорт перестал бы быть сколько-нибудь общезначимым социальным явлением. Сопереживая с теми, кто соревнуется на спортивной арене, болельщики отождествляют себя с кем-либо из них, как бы сами участвуют в спортивных баталиях, борьбе характеров, разрешении спортивных конфликтов на эмоционально-образном уровне, находят яркие примеры для подражания и поводы утвердиться в своей жизненной позиции.
Функция социальной интеграции и социализации личности. Спорт является одним из мощных факторов вовлечения людей в общественную жизнь, приобщения к ней и формирования у занимающихся опыта социальных отношений. На этом основана его важная роль в процессе социализации личности. Специфические спортивные отношения (межличностные, межгрупповые, межколлективные) так или иначе вовлекаются в систему социальных отношений, выходящих за рамки спорта. Совокупность этих отношений составляет основу влияния спорта на личность, усвоения ее социального опыта как в сфере спорта, так и в более широком масштабе. Популярность спорта, есте ственная оценка спортивных успехов с престижными интересами народа, нации, государства делают его удобным каналом для воздействия на массовое сознание. В современном мире этот канал используется и в коммерческих целях.
Коммуникативная функция. Гуманизация общества в настоящий период развития человечества делает спорт фактором развертывания международных связей, взаимопонимания и культурного сотрудничества народов, упрочения мира на земле.
Спорт давно уже занял одно из ведущих мест в международном общении.
Неудивительно, что международные спортивные связи выросли в нашу эпоху до глобальных размеров, а такие формы спортивного движения, как «Спорт для всех» и олимпийское движение, стали широчайшими интернациональными течениями современности. Следует отметить, что в настоящее время Международный олимпийский комитет объединяет около 200 национальных олимпийских комитетов.
Спортивноедвижение как массовое социальное течение приобрело немалое значение и вкачестве одного из факторов социальнойинтеграции, т.е. сближения людей и объединения их в группы, организации, союзы, клубы на основеобщности интересов и деятельности по их удовлетворению.
Спортивное движение как массовое социальное течение приобрело немалое значение и в качестве одного из факторов социальной интеграции, т.е. сближения людей и объединения их в группы, организации, союзы, клубы на основе общности интересов и деятельности по их удовлетворению. |
Экономическая функция. Спорт имеет большое экономическое значение, выражающееся в том, что средства, вложенные в развитие спорта, сторицей окупаются прежде всего в повышении уровня здоровья населения, повышении общей работоспособности, продлении жизни человека. Развитие науки о спорте, материально-технической базы, подготовка кадров — все это способствует развитию детского и юношеского спорта, массового спорта и спорта высших достижений.
Экономическое значение имеют также финансовые средства, получаемые от спортивных зрелищ, эксплуатации спортивных сооружений. Однако это малая толика того, что вкладывают государство и общественные организации в развитие спорта. Основная ценность нашего общества — это здоровье. И в этом аспекте роль спорта неоценима.
Основные направления в развитии спортивного движения. Спорт во всем мире развивается в основном по двум направлениям (рис. 26):
1) общедоступный спорт (массовый);
2) спорт высших достижений.
Общедоступный спорт включает в себя (см. рис. 26): школьно-студенческий спорт, профессионально-прикладной спорт, физкультуры о-кондиционный спорт, оздоровительно-рекреативный спорт.
Во многих странах мира эти разновидности включены в движение «Спорт для всех», охватывающее миллионы занимающихся-
В зависимости от направленности занятий в общедоступном спорте в процессе систематических занятий решается целый ряД задач: образовательные, воспитательные, оздоровительные, профессионально-прикладные, рекреативные, повышения своего физического состояния (кондиции). Основу общедоступного спорта составляет школъно-стуиенчсс-кий спорт, ориентированный на достижение базовой физической подготовленности и оптимизацию общей физической дееспособности в системе образования и воспитания (общеобразовательные школы, гимназии, лицеи, колледжи, профессионально-технические училища, институты и др.).
Таким образом, школьно-студенческий спорт обеспечивает общую физическую подготовку и достижение спортивных результатов массового уровня. В массовое спортивное движение входит также профессионально-прикладной спорт как средство подготовки к определенной профессии (военное и служебное многоборье, пожарно-прикладной спорт, различные виды борьбы и восточных единоборств в военно-воздушных, десантных, внутренних войсках и частях специального назначения).
Физкультурно-кондиционный спорт служит средством поддержания необходимого уровня работоспособности, повышения физической подготовленности людей, которые принимают участие в массовых официальных соревнованиях. В массовое спортивное движение также входит и оздоровительно-рекреативный спорт как средство здорового отдыха, восстановления, оздоровления организма и сохранения определенного уровня работоспособности.
Спорт высших достижений — деятельность, направленная на удовлетворение интереса к определенному виду спорта, на достижение высоких спортивных результатов, которые получают признание у общества, на повышение как собственного престижа, так и престижа команды, а на высшем уровне — престижа Родины.
Достижения в большом спорте возможны только благодаря постоянной тренировочно-соревновательной деятельности с большими физическими и психическими напряжениями. Выступление в соревнованиях накладывает большую ответственность на спортсмена; высокая цена каждой ошибки, каждого неудачного старта становится фактором, определяющим жесткие требования к его психике. В этом основная специфика спорта высших достижений.
В то же время спорт высших достижений как бы вырастает из общедоступного спорта, связан с определенной преемственностью в отношении средств и методов подготовки, стимулирует массовое спортивное движение, создавая ориентиры достижений.
Современный спорт высших достижений также неоднороден. В настоящее время в нем наметился ряд направлений (см. рис. 26):
1) супердостиженческий (любительский) спорт;
2) профессиональный спорт;
3) профессионально-коммерческий спорт:
— достиженческо-коммерческий спорт;
— зрелищно-коммерческий спорт.
Супердостиженческий (любительский) спорт в настоящее время все больше приобретает признаки профессионального спорта в той его части, которая касается нагрузочных требований, организации тренировочно-соревновательной деятельности,
Представители любительского спорта высших достижений, как правило, являются студентами, учащимися или военнослужащими, что дает им право называть себя любителями (хотя заработки их в настоящее время часто граничат с заработками профессионалов). Спортсмены-любители почти всегда строят свою подготовку с прицелом на главные соревнования: Олимпийские игры, чемпионаты мира, Европы, России. Успешное выступление на этих соревнованиях позволяет им поднять свой рейтинг, а в дальнейшем, перейдя в чистые профессионалы, добиться более высоких гонораров.
Основное отличие профессионально-коммерческого спорта от так называемого супердостиженческого любительского заключается в том, что он развивается как по законам бизнеса, так и по законам спорта в той мере, в какой их можно воплотить в подготовке спортсменов-профессионалов. На систему соревнований спортсменов-профессионалов оказывают влияние определенные целевые установки, заключающиеся в успешном выступлении в длинной серии стартов, следующих один за другим, что связано с материальными вознаграждениями за каждый старт в соответствии с0 «стоимостью» атлета на «спортивном рынке». В связи с этим часть профессионалов не ставит перед собой задачу войти в состояние наивысшей готовности спортивной формы только 2—3 раза в годичном цикле. В течение длительного периода времени они поддерживают достаточно высокий, однако не максимальный уровень подготовленности.
Спортсменов-профессионалов можно разделить на три группы.
К первой группе следует отнести спортсменов, которые стремятся успешно выступить как на Олимпийских играх, чемпионатах мира, так и в серии кубковых и коммерческих стартов. Ко второй группе следует отнести спортсменов, имеющих высокие результаты, но не настраивающихся на успешное участие в крупнейших соревнованиях. Главная их задача — успешное выступление в различных кубковых, коммерческих соревнованиях и стартах по приглашению.
К третьей группе следует отнести спортсменов-ветеранов, особенно специализирующихся в спортивных играх, единоборствах, фигурном катании на коньках. Эти спортсмены, поддерживая средний уровень физической подготовленности и очень высокий технический уровень, сопровождающийся высоким артистизмом, демонстрируют высшее спортивное мастерство ради зрителей и высоких заработков.
Промежуточное положение в спортивном движении между общедоступным (массовым) спортом и спортом высших достижений занимают спортсмены, занимающиеся в системе детских спортивных школ, клубов, секций.
По статистическим данным, в Российской Федерации число занимающихся на различных этапах многолетней подготовки в спортивных школах следующее:
— начальной подготовки — 70,6%;
— начальной и углубленной специализации — 27,1%;
— спортивного совершенствования — 1,7%;
— высшего спортивного мастерства — 0,45%,
Таким образом, в спорт высших достижений переходит всего около 2% занимающихся.
Из 2 млн детей и подростков, юношей и девушек только 34,5 тыс. становятся высококвалифицированными спортсменами.
Таким образом, современная система спортивных школ и клубов работает как на спорт высших достижений, так и на общедоступный (массовый) спорт.
2.Сущность воспитания, его закономерности, принципы и средства
Теория воспитания — часть педагогической науки, которая рассматривает вопросы содержания, методики и организации воспитательного процесса.
Сущность воспитательного процесса отражена в тех его внутренних связях и отношениях, которые характерны только для него. Воспитание не просто воздействие, а целеустремленное взаимодействие воспитателей и воспитуемых. Это взаимодействие направлено на установление высоких отношений между ними: веры, надежды, любви, желаний, положительной активности воспитанников ит.п. Процесс воспитания имеет специфическиеособенности. Он не может быть реализован без обучения воспитуемых. Обучение образовывает человека, воспитание — воспитывает, что отражается в задачах и содержании этих процессов.
Всестороннее развитие личности базируется на умственном, нравственном, трудовом, эстетическом и физическом воспитании. Все стороны (части) воспитания взаимосвязаны, поэтому педагогический процесс создает предпосылки для реализации их гармонического единства.
Умственное воспитание предполагает целенаправленную и планомерную деятельность людей, способствующую развитию у них интеллектуальных способностей, их вооруженность системой знаний о природе, обществе, человеческом мышлении. Умственному воспитанию человека придается большое значение, так как оно обеспечивает возможность достижения высоких результатов при овладении профессиями.
.
Под нравственным воспитанием понимается целенаправленная и планомерная деятельность людей, способствующая формированию убеждений, черт характера, норм и правил поведения, определяющих характер их действия по отношению к другим людям и обществу.
При работе со спортсменами нравственное воспитание дополняется изучением спортивной этики, которая представляет собой одну из форм профессиональной морали и включает в себя регулирование поведения и отношений лиц, причастных к спортивной деятельности.
Трудовое воспитание предусматривает определенную систему взглядов, убеждений, норм и правил поведения человека в области трудовых отношений.
Под эстетическим воспитанием понимается целенаправленная и планомерная деятельность по приобщению людей к прекрасному в природе и обществе. Эстетическое воспитание наполняет жизнь человека духовным содержанием, делает ее красивее, богаче и помогает лучше познать окружающий мир
Под физическим воспитанием понимается процесс целенаправленного воздействия по формированию двигательных навыков и развитию физических качеств, совокупность которых обеспечивает физическую работоспособность людей. Предметом педагогического воздействия в данном случае являются тело человека и его биологические функции. В этом — отличие физического воспитания от иных сторон воспитания.
Специфика физического воспитания отражена в содержании общей задачи: содействовать гармоническому развитию форм и функций организма, укреплению здоровья и творческому долголетию человека.
Все стороны воспитания взаимосвязаны. Связи между ними образует общая направленность задач воспитания. Дополняя друг друга, разнообразные стороны воспитательного процесса обеспечивают гарантию интеллектуального развития, физического здоровья и готовности к труду каждому члену общества.
ЗАКОНОМЕРНОСТИ, ПРИНЦИПЫ И СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ
Объективные закономерности процесса воспитания отражены в его многофакторности, противоречивости, широте охвата и длительности протекания(табл.14). Процесс формирует убеждения, нормы, отношения, способы и правила общественного поведения людей. Воспитание влияет на сознание, деятельность, волю и эмоции личности. У людей совершенствуются разнообразные способности, формируются черты характера, нравственные, волевые, эстетические качества, взгляды на мир, природу, общество, развиваются физические качества и укрепляется состояние здоровья.
Таблица 14
Основные характеристики, закономерности и принципы процесса воспитания
Характеристики | Закономерности | Принципы |
Многоэлементность | Существенные взаимосвязи | Научность и целеуст-ремленность |
| между факто- |
|
| рами общественной |
|
| среды и качеством | воспитание в процессе |
| воспитания | деятельности; |
Многоуровневость |
|
|
|
| воспитание в коллек- |
Мул ьти фа кторн ость | Существенные взаимо- | тиве и через коллектив; |
| связи между возраст- |
|
Широта и многосто- | ными этапами | индивидуальный и |
ронность | развития личности и содер- | дифференцированный |
| содержанием воспитания | подход; |
|
| сочетание требова- |
Противоречивость и | Существенные взаи- | тельности и уважения |
трудности реализации | мосвязи между целесо- | к личности; |
воспитательных целей | образно организован- |
|
| ным общением, | опора на положитель- |
| человеческой деятель- | ное в личности и |
| ностью и воспитанием | коллективе; |
|
| единство, согласован- |
Длительность и | Существенные взаи- | ность, преемствен- |
многоэтапность | мосвязи между мастер- | ность и систематич- |
| ством педагогического | ность воспитательных |
| воздействия, каче- | воздействий; |
| ственным уровнем |
|
| взаимодействий и | воспитывающее |
| активной деятельнос- | обучение; |
| тью воспитуемых |
|
|
| комплексный подход; |
|
| связь воспитания |
|
| с жизнью |
Всестороннее развитие личности является итогом влияния объективных и субъективных факторов, в единстве составляющих сущность воспитательного процесса. На ее формирование оказывают влияние условия жизни, социальное окружение, природная среда, наследственные задатки.
Объективные факторы человек не выбирает. Он оказывается среди них в силу обстоятельств. Субъективные факторы связаны с условиями и целенаправленной деятельностью человека в обществе.
Усиление управляющего начала в воспитательном процессе требует от педагога обоснованного отбора средств и методов воспитания, умений получать информацию о результатах воспитательной деятельности и соответствующим образом вносить в нее корректировки. Особенность воспитательного процесса — в его длительности. Воспитание не ограничивается точными сроками. Его результаты обнаруживаются не сразу. Воспитание отличается ступенчатостью. На каждой возрастной ступени человека решаются различные воспитательные задачи: от формирования первоначальных представлений и простейших навыков поведения до воспитания этических понятий и мировоззрения.
К исходным руководящим положениям, на основе которых осуществляется воспитательная деятельность, теория воспитания относит:
- принцип научности и целеустремленности;
- принцип воспитания в процессе деятельности;
- принцип воспитания в коллективе и через коллектив;
- принцип индивидуального и дифференцированного подхода в воспитании;
- принцип сочетания требовательности и уважения к личности воспитуемого;
- принцип опоры на положительное в личности и коллективе воспитуемых;
- принцип единства, согласованности, преемственности и систематичности воспитательных воздействий;
- принцип воспитывающего обучения;
- принцип комплексного подхода в воспитании;
- принцип связи воспитания с жизнью.
В теории воспитания существуют понятия средств воспитания. Средства в логическом понимании — это все то, что создается для изменения предмета познания. Средства воспитания — это виды человеческой деятельности, в которых воссозданы условия для целенаправленного воспитания. Таким образом, средствами воспитания являются исторически сложившиеся виды человеческой деятельности:
- общение;
- труд;
- общественная деятельность;
- познание (учение);
- игра;
- физические упражнения и спорт;
- воинская служба (учебно-боевая деятельность);
- искусство.
Общение — взаимодействие, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации. В результате общения устанавливаются взаимоотношения между людьми. Общение может быть обязательным и свободным. В первом случае оно атрибут деятельности, во втором — от нее не зависит. Воспитательный эффект общения зависит от тех отношений, которые складываются между людьми. Воспитатель должен уметь регулировать общение в интересах повышения эффективности целостного процесса воспитания.
Труд — основной вид человеческой деятельности, важнейшее средство формирования личности. Труд человека в обществе — нейтральный процесс. Он зависит от системы производственных отношений. Поэтому и воспитательный эффект труда может быть прямо противоположным. Виды труда условно подразделяются на два больших класса — общественный и бытовой.
Общественная деятельность — является одним из важных средств воспитания, потому, что построена на альтруизме — бескорыстной заботе о благе других, готовности пожертвовать своими интересами ради людей.
Познание (учение) — организованное самостоятельное изучение законов материального мира, овладение наукой, познание культуры, человеческих отношений, самого себя в тех или иных исторически сложившихся видах человеческой деятельности. Две ступени человеческого познания: учение и наука — определяют самый сложный вид человеческого труда — умственный. В интересах эффективного воспитания процесс учения должен быть организован так, чтобы в группе через общение учащихся друг с другом протекали процессы взаимообогащения (советы, объяснения, взаимообучение).
Игра — деятельность, занятия детей и взрослых, обусловленные правилами, приемами и служащие для заполнения досуга и для развлечений. В педагогике может выступать в качестве средства и метода воспитания.
Физические упражнения и спорт—деятельность по целенаправленному развитию физических способностей, двигательных навыков и умений в интересах физического совершенствования людей и подготовки их к успешной профессиональной деятельности.
Воинская служба (учебно-боевая деятельность) — выполнение воинских обязанностей в государстве, установленных законом. Регламентируется актами о воинской повинности, а также контрактами, заключаемыми при найме лиц на военную службу. В результате целенаправленных и систематических воздействий на духовную и физическую сферу у военнослужащих воспитываются качества, необходимые для ведения боя.
Искусство —творческая художественная деятельность людей, воспроизводящая действительность в художественных образах. В многочисленных отраслях этой деятельности существует разнообразие приемов и методов: военное искусство, певческое искусство, изобразительное искусство, сценическое искусство и т.д. «Искусство воспитания, как искусство врачевания, требует долговременной специальной, теоретической и практической, подготовки» (Ушинский. О нравственном элементе в русском воспитании).
- Методы оценка состояния здоровья и физической подготовленности занимающихся оздоровительной физической культурой
Основной целью оздоровительной тренировки является увеличение работоспособности сердца и кровообращения. Поскольку сердце — самое уязвимое звено в тренирующемся организме, то наблюдение за его состоянием особенно важно. Во-первых, знание резервных возможностей своего сердца позволяет сделать безопасными и эффективными используемые нагрузки. Во-вторых, контроль за развивающимися в процессе занятий изменениями в сердечно-сосудистой системе позволяет выяснить, насколько успешно эта задача решается.
Перед началом систематических занятий физическими упражнениями надо проверить исходный уровень тренированности. Уровень подготовленности организма определяется работоспособностью сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Для их оценки существует достаточно много точных методов и функциональных проб.
Наиболее доступным показателем деятельности сердечно-сосудистой системы является пульс.
По пульсу в положении сидя (в покое) можно приблизительш оценить состояние сердца. Если у мужчин он реже 50 уд./мин отлично, реже 65 — хорошо, 65—75 — удовлетворительно, выше 75 — плохо. У женщин и юношей эти показатели примерно на уд./мин выше.
Лестничная проба. Для оценки состояния тренированности нужш подняться на четвертый этаж нормальным темпом без остановов на площадках и сосчитать пульс. Если он ниже 100 уд./мин — отлично, меньше 120 — хорошо, меньше 140 — удовлетворительно, выше 140 — плохо.
Проба с приседаниями. Встать в основную стойку и сосчитать пульс. В медленном темпе сделать 20 приседаний, поднимая руки вперед, сохраняя туловище прямым и широко разводя колени в стороны. Пожилым и слабым людям, приседая, можно держаться руками за спинку стула или край стола. После приседаний снова сосчитать пульс. Увеличение пульса после нагрузки на 25% и менее считается отличным, на 25—50% — хорошим, на 50—75% — удовлетворительным и свыше 65% — плохим. Удовлетворительные и плохие оценки свидетельствуют о том, что сердце совершенно не тренировано.
Проба с подскоками. Предварительно сосчитав пульс, встать в основную стойку, руки … Продолжение »