1. Физическая культура в режиме трудового дня Особенности целесообразного использования физической куль- непосредственно в рамках трудового процесса определяются ^Держанием конкретного труда и теми условиями, в которых он Осуществляется. Поэтому непосредственно в трудовом процессе Находят применение лишь такие средства, методы и формы физи-еской культуры, которые содействуют повышению производительности и эффективности труда. Непосредственно в рамках трудового процесса физическая куль-тура представлена главным образом производственной гимнастикой, которая имеет в основном три формы: 1) вводная гимнасти-^ 2) физкультпаузы; 3) физкультминутки. Для понимания ихсути и отличительных особенностей необходимо рассмотреть ди намику работоспособности человека в течение рабочего дня, по~ скольку непосредственный смысл всех этих форм производственной гимнастики заключается прежде всего в оптимальном опера-тивном управлении динамикой работоспособности, в содействии максимальной производительности труда без ущерба для здоровья работающих. Работоспособность человека на протяжении рабочего дня претерпевает ряд закономерных последовательных изменений Обычно при достаточно высоком темпе трудовых действий, при значительной интенсивности и продолжительности рабочего дня показатели работоспособности вначале возрастают, затем стабилизируются и, наконец, снижаются. При этом наблюдается чередование трех периодов: — период врабатывания (примерно первые 1—2 ч работы). В этот период происходит соответствующая координационная настройка в различных системах организма, в частности, концентрируется внимание, устанавливаются необходимый темп, ритм и точность рабочих операций; — Рис. 20. Схема динамики оперативной работоспособности в процессе рабочего дня (один из типичных вариантов) (по Л.П.Матвееву, 1991): ar — период начального врабатывания; б1 — период устойчивого проявления работоспособности на повышенном уровне; в, — период первого относительного снижения уровня оперативной работоспособности; ^—период повторного врабатывания; б2 — второй период устойчивого проявления работоспособности; в2 — период нарастающего снижения уровня оперативной работоспособности; г — феномен конечного порыва период стабилизации (средняя продолжительность 4—5 ч). В этот — период снижения работоспособности (период утомления). Он характеризуется прогрессирующим снижением производительности труда. Такое изменение может повторяться за смену дважды — до и после обеденного перерыва (рис. 20). После обеда снова требуется дополнительное время врабатывания, которое значительно короче, чем начальное утреннее вра-батывание. Период утомления после обеда выражен более сильно, и само утомление наступает раньше, чем до обеда, т.е. фаза относительно устойчивого состояния работоспособности более коротка (см. рис. 20). Нередко на фоне снижения работоспособности в конце рабочего дня она может временно повыситься. Это явление получило название «конечного порыва». Оно возникает в силу мобилизации работающих систем как своеобразная психологическая реакция на момент предстоящего окончания работы. Динамика работоспособности в течение рабочей смены зависит не только от внутренних факторов (состояния различных органов и систем организма), но также и от внешних факторов: характер производственной деятельности, психическая нагрузка, гигиенические условия, квалификация работающего, его возраст, пол, стаж и физическое состояние организма, направленное использование физической культуры (производственная гимнастика). Вводная гимнастика — организованное, систематическое выполнение специально подобранных физических упражнений перед началом работы с целью быстрейшего врабатывания организма. Вра-батывание — это период времени, который необходим для перехода с одного на другой, более высокий уровень функционирования. Вводная гимнастика решает следующие задачи: повысить жизнедеятельность организма, способствовать созданию рабочей обстановки и тем самым сократить период «вхождения» вдыха для профилактики снижения работоспособности в течение рабочего дня. Число и периодичность включений физкультурных пауз зависят от особенностей трудового процесса, прежде всего от его напряженности. Они проводятся у рабочих мест при появлении первых признаков утомления. Обычно первую из физкультпауз (при умеренной напряженности труда) проводят через 2,5—3 ч после начала работы, а последующую — через 1,5—2 ч после обеда. Комплекс обычно состоит из 5—7 упражнений. Упражнения должны подбираться так, чтобы они обеспечивали переключение деятельности на мышечные группы, не участвующие в основной работе и в меньшей степени на участвующие в трудовом процессе. Если же трудовые движения отличаются большим разнообразием, то широко применяются растягивающие, расслабляющие и дыхательные упражнения. Вместе с тем в заключительной части паузы должны быть представлены упражнения, настраивающие на трудовые движения. Физкультурные минуты представляют собой кратковременные перерывы в работе порядка от 1 до 3 мин, когда выполняются 2—3 физических упражнения. Основное назначение физкультминуток — расслабить работающие мышечные группы, усилить деятельность сердечно-сосудистой системы и устранить застойные явления в слабонагруженных звеньях тела, т.е. дать кратковременный отдых организму. Число и периодичность включения физкультминуток в трудовой процесс так же, как и при использовании физкультпауз, зависят от его особенностей. В среднем в режиме рабочего дня они выполняются от 2 до 5 раз независимо от других форм производственной гимнастики. Для поддержания высокой работоспособности, активизации восстановительных процессов и профилактики негативных профессиональных факторов (производственные шумы, вибрация, чрезмерная нагрузка на зрительный и другие анализаторы и т.д.) кроме производственной гимнастики дополнительно предусматриваются занятия физическими упражнениями вне рамок процесса труда, т.е. во время обеденного перерыва (прогулочная ходьба, непродолжительные игры типа настольного тенниса, бадминтона, волейбола, обще-развивающие гимнастические и дыхательные упражнения и т.д.) и в послерабочее время до выхода с территории предприятия (физические упражнения рекреационного и коррегирующего характера в комплексе с сауной, контрастным душем, сеансы психорегуляции и т.п.).
2. Характеристика основных документов планирования в физическом воспитании Характеристика основных документов планирования в физическом воспитании. Основными документами планирования в физическом воспитании являются: учебный план, учебная программа, план-график учебного процесса, рабочий (тематический) план, расписание занятий, планы-конспекты занятий. Все документы планирования логически и содержательно связаны между собой. Каждый последующий документ более частного характера разрабатывается в соответствии с предшествующим. Вместе с тем каждый документ имеет свое назначение в системе планирования, выполняет определенную функцию. В целом же реализация основных документов планирования должна обеспечить необходимую организацию, оптимальный выбор средств и методики педагогического процесса с данным контингентом занимающихся. По своему функциональному назначению все документы планирования делятся на три типа.
Учебные планы и программы по физическому воспитанию для общеобразовательных школ, средних и высших специальных учебных заведений, спортивных школ и других организаций разрабатываются государственными органами (министерствами, комитетами). Планы-графики учебного процесса, рабочие планы и планы-конспекты уроков разрабатываются самими преподавателями исходя из отправных официальных документов — учебного плана и программы. Учебный план представляет собой основной (исходный) документ, на основе которого осуществляется вся многогранная работа по физическому воспитанию в государственных учебных заведениях всех уровней. Учебным планом устанавливаются: а) общая продолжительность занятий по физическому воспитанию в общеобразовательной школе, учебном заведении; спортивной специализации в ДЮСШ и других спортивных школах; б) разделы (виды) программного материала с указанием часов на их прохождение по годам обучения. Учебная программа — это документ планирования учебной работы, в котором определяются: а) целевые установки и общие задачи педагогического процесса: в общеобразовательной школе — курса физического воспитания, в ДЮСШ — спортивной тренировки по избранному виду спорта; б) объем знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть занимающиеся в планируемый срок занятий, и перечень основных физических упражнений и других средств, обеспечивающих решение поставленных задач; в) уровень теоретической, общефизической и спортивной подготовленности, выраженный в зачетных требованиях и учебных нормативах (тестовых показателях), который должны достигнуть зани-мающиеся на каждом году и по окончании обучения в образовательном учреждении. Программа по физическому воспитанию состоит в основном из 4 разделов: 1) уроки физической культуры; 2) физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня; 3) физическая культура во внеурочное время; 4) физкультурно-массовые и спортивные мероприятия. Учебные программы имеют следующую типовую структуру; 1) пояснительная записка, в которой раскрываются цель и задачи курса физического воспитания, указываются особенности контингента занимающихся, характеризуется структура программы, рекомендуются методы и формы занятий, даются указания по планированию и учету и др.; 2) учебный материал по теоретическому и практическому разделам (перечень основных теоретических тем для изучения, описание всех физических упражнений, подлежащих освоению по годам обучения), а также зачетные требования и учебные нормативы по освоению двигательных действий и развитию физических качеств; 3) приложение, в котором приводится список рекомендуемой литературы, образцы планов, заявок, типовой табель спортивного инвентаря и оборудования, необходимого для обеспечения занятий по физической культуре, примерные карты физической подготовленности и развития учащихся и др. Учебная программа разрабатывается в соответствии с установленным учебным планом содержанием и объемом часов, отведенных на каждый раздел и в целом на все разделы занятий. План-график учебного процесса определяет наиболее целесообразную последовательность прохождения материала теоретического и практического разделов учебной программы по месяцам и неделям на протяжении одного года (учебного — в общеобразовательной школе и годичного цикла спортивной тренировки в ДЮСШ). В плане-графике также указывается количество отведенных часов на каждый раздел и распределение временных затрат на прохождение материала разделов по неделям в течение года. План-график составляется для однородных учебных групп (например, в школе для каждой параллели классов, вузе для групп одного и того же курса и учебного отделения). Порядок прохождения видов практического раздела учебной программы зависит от сезонных условий и наличия спортивных сооружений. Однако главным в определении рациональной последовательности прохождения учебного материала программы являются педагогические закономерности процесса физического воспитания (формирования двигательных навыков, направленного развития физических качеств и др.). Программный материал распределяется по учебным неделям в порядке постепенного нарастания требований к занимающимся как по сложности техники выполнения упражнений, так и по физической нагрузке. В плане-графике определяются номера уроков, на которых планируется прием зачетов или контрольных соревнований по каждому разделу программы. План-график — это чисто организационный документ (методика физического воспитания в нем не отражена). Он дает лишь обшее целостное представление о прохождении программного материала в течение учебного года. Рабочий (тематический) план составляется на основе учебной программы и годового плана-графика прохождения программного материала и представляет собой последовательное изложение содержания каждого урока учебной четверти (семестра). В практике физического воспитания рабочий план имеет разные названия — тематический план, план на одну четверть, на один семестр. В рабочем плане в более конкретизированном виде, чем в плане-графике учебного процесса, представлены используемые средства и отражена методика обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств. Квалифицированно составленный рабочий план в значительной мере выполняет функцию методического обеспечения учебного процесса. Рабочие планы составляют в текстовой и графической форме. В содержание рабочего плана входят: 1) конкретные учебно-воспитательные задачи уроков (общие и частные); 2) теоретические сведения по физическому воспитанию; 3) основные средства (физические упражнения), способы их применения и величины нагрузок (с указанием их объема и интенсивности на каждый урок); 4) контрольные упражнения (тесты) для определения успешности освоения программного материала и уровня физической подготовленности учащихся. При распределении в рабочем плане учебного материала по урокам необходимо руководствоваться следующими методическими положениями: 1) придерживаться дидактического правила от простого к сложному, при этом принимать во внимание повышающийся уровень физической подготовленности учащихся в процессе их система 2) при разучивании двигательного действия нецелесообразно Делать большие перерывы между уроками, т.е. следует применять концентрированное во времени обучение; 3) всемерно использовать положительную взаимосвязь упражнений из различных разделов программы и избегать разучивания 4) на тех занятиях, на которых запланировано обучение двигательным действиям, следует предусматривать сообщение основ знаний о технике изучаемого действия, влияния этого физиче 5) для решения задач физического воспитания следует использовать на уроке средства, оказывающие разностороннее воздействие на физическое развитие занимающихся; 6) количество и содержание задач на одном уроке должны соответствовать возможностям занимающихся и учебно-материальному обеспечению урока. В рабочем плане фиксируется методическая последовательность прохождения учебного материала и одновременно раскрывается содержание каждого конкретного урока. Расписание занятий должно быть по возможности постоянным стабильным и предусматривать примерно равные промежутки времени между занятиями по физическому воспитанию. План-конспект урока (занятия) разрабатывается на каждое конкретное занятие на основе рабочего плана и представляет собой полный детализированный сценарий предстоящего урока. В нем указываются номер занятия по рабочему плану, основные и частные задачи урока, подбираются необходимые средства для их решения с указанием параметров нагрузки (количество повторений, интенсивность, продолжительность) и отдыха по всем упражнениям, разрабатываются организационно-методические указания. Более подробно основные документы планирования по физическому воспитанию рассматриваются в главе 12 «Технология разработки документов планирования по физическому воспитанию».
3.Гигиенические положения тренировочного процесса и соревнований Основной гигиенический принцип советской системы физического воспитания, построения тренировочного процесса и проведения соревнований — это обеспечение оздоровительного эффекта, выражающегося в укреплении здоровья и повышении работоспособности спортсменов. В ходе тренировок и соревнований тренеры должны не только предотвращать возможные случаи нарушения здоровья спортсменов, но, прежде всего, активно использовать различные средства и методы для укрепления здоровья занимающихся. В современном спорте высокий уровень здоровья — один из важных факторов повышения эффективности тренировочного процесса и необходимое условие достижения высоких спортивных результатов. Обеспечение оздоровительной направленности тренировочного процесса и соревнований возможно при соблюдении определенных гигиенических положений, направленных на оптимизацию тренировочного процесса и соревновательной деятельности спортсменов. Важное гигиеническое значение имеют первичные врачебные обследования, которые являются обязательными для лиц, приступающих к тренировочным занятиям. На основании всестороннего изучения состояния здоровья, антропометрических данных и функционального состояния врач решает вопрос о допуске к тренировкам и совместно с тренером дает рекомендации о целесообразности занятий тем или иным видом спорта. Регулярный врачебно-педагогический контроль — обязательное и необходимое условие спортивной тренировки. В процессе тренировки следует систематически проводить медицинские обследования, педагогические и врачебно-педагогические наблюдения. Это позволяет получать необходимую информацию о состоянии здоровья и динамике функциональных возможностей спортсменов при различных тренировочных и соревновательных нагрузках. Вместе с этим следует собирать данные о воздействии на организм спортсмена различных внешних факторов: климатических, бытовых, погодных и др. Важное значение имеет также самоконтроль. Регулярные наблюдения спортсменов за состоянием своего здоровья позволяют не только получить ценную информацию об изменении тренированности, но и выявить индивидуальные особенности при воздействии тех или иных гигиенических факторов. Совместный анализ результатов этих наблюдений дает возможность успешно управлять тренировочным процессом, обеспечивая высокий оздоровительный эффект занятий и повышение спортивной работоспособности. Планирование и проведение тренировочного процесса должны осуществляться с учетом половых и возрастных особенностей занимающихся. Вместе с тем во внимание принимается уровень развития тех или иных физических качеств, а также другие индивидуальные особенности спортсменов. В соответствии с этим используются необходимые тренировочные средства и методы, определенным образом нормируются тренировочные и соревновательные нагрузки, которые должны соответствовать функциональным возможностям спортсменов. Важное гигиеническое значение имеет применение в тренировочном процессе различных педагогических средств и методов, направленных на быстрейшее восстановление спортивной работоспособности. На всех этапах тренировки недопустимо применение каких-либо тренировочных или соревновательных средств и методов, способных вызвать нарушение здоровья занимающихся. Тренеры должны принимать все необходимые меры для предупреждения спортивного травматизма и создания оптимальных условий занятий и предупреждать отрицательное воздействие на организм спортсменов неблагоприятных факторов внешней среды (высокая или низкая температура воздуха, интенсивная солнечная радиация и др.). При внешних условиях, которые могут вызвать нарушения здоровья спортсменов, проводить тренировочные занятия и соревнования нельзя. Для повышения оздоровительного эффекта спортивной тренировки следует широко использовать благотворное воздействие на организм солнечной радиации, водных процедур и морских купаний, ионизированного воздуха и др., а также искусственных источников ультрафиолетовой радиации и ионизированного воздуха. В целях обеспечения общей оздоровительной направ-ленности спортивной тренировки и профилактики состояний перетренированности и перенапряжения тренировочный процесс должен осуществляться с учетом общих педагогических принципов и специфических закономерностей тренировки, которые основаны на важнейших физиологических и гигиенических положениях. При построении тренировочного процесса необходимо учитывать закономерные изменения функционального состояния и работоспособности спортсменов, которые обусловлены влиянием биоритмов и ряда природных и социальных факторов. К числу известных циклических изменений работоспособности человека относятся сезонные, недельные и суточные. Сезонные изменения работоспособности характеризуются волнообразной кривой, которая имеет наибольший подъем в конце лета и осенью с наибольшим снижением в конце зимы и весной (А. Акрабов, К. М. Смирнов, А. П. Лаптев и др.). Снижение работоспособности в конце зимы и весной объясняется рядом причин: витаминным дефицитом; «световым голоданием» из-за резкого снижения интенсивности естественной ультрафиолетовой радиации; кумуляцией утомления в конце учебного года и перед отпускным периодом и др. Обратная картина наблюдается в осенний период. Недельные изменения работоспособности проявляются в постепенном повышении ее к среде и последующем снижении к субботе. Наиболее четко такая динамика прослеживается у школьников и студентов. Это объясняется главным образом влиянием социальных факторов, связанных с организацией учебной и трудовой деятельности на протяжении недели. Изучение и учет недельной динамики работоспособности позволяют более рационально планировать подготовку спортсмена в недельном микроцикле. Суточные изменения работоспособности (циркадные ритмы), как уже отмечалось выше, обусловлены суточным биоритмом различных функциональных систем организма и режимом двигательной деятельности. Их учет необходим для разработки рационального распорядка дня, выбора оптимальных сроков для проведения тренировочных занятий различной направленности, планирования подготовки к ответственным соревнованиям и необходимой перестройки режима в связи с выступлениями спортсменов в других часовых поясах. В процессе подготовки спортсменок важное значение имеет ряд гигиенических положений. Прежде всего при планировании тренировочного процесса следует учитывать следующие основные анатомо-физиологические особенности женского организма. У женщин по сравнению с мужчинами более низкий уровень показателей физического развития. Мышечная ткань у них составляет 32—35% веса тела (у мужчин 40 % и более), зато жировой ткани у женщин на 10 % больше, чем у мужчин. Силовые показатели у женщин ниже, чем у мужчин. Сила мышц брюшной стенки у женщин на 30—50 % меньше, чем у мужчин. Чрезмерные тренировочные и соревновательные нагрузки вызывают у женщин более значительные вегетативные сдвиги. Спортсменки нуждаются в более продолжительном отдыхе. Психоэмоциональная сфера у женщин менее устойчива. Биологические особенности женщин связаны с овари-ально-менструальным циклом, который проявляется с наступлением половой зрелости, обычно в 12—14 лет. Цикл, как правило, имеет продолжительность 21—28 дней, а менструация — 2—7 дней. При значительных тренировочных нагрузках менструальный цикл может удлиняться до 36—-42 дней. У большинства спортсменок менструация не оказывает отрицательного влияния на самочувствие и работоспособность. Однако примерно у 30 % женщин в предменструальный период ухудшается самочувствие, наблюдаются головные боли, плаксивость, тяжесть в нижней части живота, набухание молочных желез и др. При этом учащается пульс, повышается артериальное давление и температура тела. Спортсменки, тренеры и врачи должны постоянно вести наблюдения за изменениями самочувствия и спортивной работоспособности в связи с менструальным циклом. Эти данные имеют важное значение для правильного планирования тренировочного процесса и выступлений на соревнованиях. Спортсменки, у которых в менструальный период ухудшаются самочувствие и работоспособность, освобождаются от тренировок и соревнований. Малотренированные спортсменки в предменструальный и менструальный периоды не допускаются к соревнованиям. Высококвалифицированные спортсменки, имеющие хорошее самочувствие и работоспособность в менструальный период, могут проводить непродолжительные тренировки с небольшой нагрузкой, из которых исключаются силовые и конфликты и стрессовые ситуации. Все это приводит к резкому снижению уровня моральных и волевых качеств и падению спортивной работоспособности. Практика показывает, что в подавляющем большинстве случаев основной причиной неправильного поведения спортсменов и нарушение ими гигиенического режима являются не субъективные факторы, а объективные условия несоответствующей микросреды и окружения спортсмена, которое оказывает на него неблагоприятное влияние. Тренеры должны хорошо знать и постоянно контролировать состояние социально-гигиенических факторов микросреды спортсмена, а также принимать все меры для ее улучшения. В случаях нарушения оптимального психогигиенического климата в окружении спортсмена следует своевременно принимать решительные меры для его нормализации, используя различные средства и методы педагогических и других воздействий. Оптимальные бытовые условия также в значительной мере способствуют повышению работоспособности и быстрейшему восстановлению спортсменов. Жилые помещения должны отвечать санитарно-гигиеническим нормам и обеспечивать спортсмену необходимые условия для хорошего отдыха, личной гигиены и приема восстанавливающих гидропроцедур (ванна, душ). Желательно, чтобы вблизи дома находился зеленый массив, что позволило бы спортсмену в лучших гигиенических условиях отдыхать и проводить утреннюю гимнастику, вечерние прогулки и индивидуальные тренировки. Особенности учебной и трудовой деятельности спортсмена необходимо учитывать при всех видах планирования тренировочного процесса. В напряженные периоды учебной (трудовой) деятельности уровень тренировочных и соревновательных нагрузок несколько снижается. Особое внимание следует уделять рациональному планированию тренировок в недельном микроцикле и разработке суточного режима. Это необходимо для того, чтобы обеспечить правильное чередование учебной (трудовой) деятельности, тренировочных занятий, отдыха и восстановительных мероприятий на протяжении недели и отдельных дней. |