1. Физическая культура в режиме трудового дня

Особенности целесообразного использования физической куль- непосредственно в рамках трудового процесса определяются ^Держанием конкретного труда и теми условиями, в которых он Осуществляется. Поэтому непосредственно в трудовом процессе Находят применение лишь такие средства, методы и формы физи-еской культуры, которые содействуют повышению производи­тельности и эффективности труда.

Непосредственно в рамках трудового процесса физическая куль-тура представлена главным образом производственной гимнасти­кой, которая имеет в основном три формы: 1) вводная гимнасти-^ 2) физкультпаузы; 3) физкультминутки. Для понимания ихсути и отличительных особенностей необходимо рассмотреть ди намику работоспособности человека в течение рабочего дня, по~ скольку непосредственный смысл всех этих форм производствен­ной гимнастики заключается прежде всего в оптимальном опера-тивном управлении динамикой работоспособности, в содействии максимальной производительности труда без ущерба для здоровья работающих.

Работоспособность человека на протяжении рабочего дня претерпевает ряд закономерных последовательных изменений Обычно при достаточно высоком темпе трудовых действий, при значительной интенсивности и продолжительности рабочего дня показатели работоспособности вначале возрастают, затем стаби­лизируются и, наконец, снижаются. При этом наблюдается чере­дование трех периодов:

период врабатывания (примерно первые 1—2 ч работы). В этот период происходит соответствующая координационная настрой­ка в различных системах организма, в частности, концентрирует­ся внимание, устанавливаются необходимый темп, ритм и точ­ность рабочих операций;

—  Рис. 20. Схема динамики оперативной работоспособности в процессе рабочего дня (один из типичных вариантов) (по Л.П.Матвееву, 1991): ar — период начального врабатывания; б1период устойчивого проявле­ния работоспособности на повышенном уровне; в, — период первого от­носительного снижения уровня оперативной работоспособности; ^—пе­риод повторного врабатывания; б2второй период устойчивого проявле­ния работоспособности; в2 — период нарастающего снижения уровня оперативной работоспособности; г — феномен конечного порыва период стабилизации (средняя продолжительность 4—5 ч). В этот
период наблюдаются устойчивые, повышенные показатели работоспособности;

—  период снижения работоспособности (период утомления). Он характеризуется прогрессирующим снижением производительно­сти труда.

Такое изменение может повторяться за смену дважды — до и после обеденного перерыва (рис. 20).

После обеда снова требуется дополнительное время врабаты­вания, которое значительно короче, чем начальное утреннее вра-батывание. Период утомления после обеда выражен более сильно, и само утомление наступает раньше, чем до обеда, т.е. фаза отно­сительно устойчивого состояния работоспособности более корот­ка (см. рис. 20). Нередко на фоне снижения работоспособности в конце рабочего дня она может временно повыситься. Это явление получило название «конечного порыва». Оно возникает в силу мобилизации работающих систем как своеобразная психологичес­кая реакция на момент предстоящего окончания работы.

Динамика работоспособности в течение рабочей смены зависит не только от внутренних факторов (состояния различных органов и систем организма), но также и от внешних факторов: характер про­изводственной деятельности, психическая нагрузка, гигиеничес­кие условия, квалификация работающего, его возраст, пол, стаж и физическое состояние организма, направленное использование физической культуры (производственная гимнастика).

Вводная гимнастика — организованное, систематическое выпол­нение специально подобранных физических упражнений перед на­чалом работы с целью быстрейшего врабатывания организма. Вра-батывание — это период времени, который необходим для перехо­да с одного на другой, более высокий уровень функционирования.

Вводная гимнастика решает следующие задачи: повысить жизнедеятельность организма, способствовать созданию рабочей обстановки и тем самым сократить период «вхождения» вдыха для профилактики снижения работоспособности в течение ра­бочего дня. Число и периодичность включений физкультурных пауз зависят от особенностей трудового процесса, прежде всего от его напряженности. Они проводятся у рабочих мест при появлении пер­вых признаков утомления. Обычно первую из физкультпауз (при уме­ренной напряженности труда) проводят через 2,5—3 ч после начала работы, а последующую — через 1,5—2 ч после обеда. Комплекс обычно состоит из 5—7 упражнений. Упражнения должны подби­раться так, чтобы они обеспечивали переключение деятельности на мышечные группы, не участвующие в основной работе и в меньшей степени на участвующие в трудовом процессе. Если же трудовые дви­жения отличаются большим разнообразием, то широко применяют­ся растягивающие, расслабляющие и дыхательные упражнения. Вместе с тем в заключительной части паузы должны быть представлены упражнения, настраивающие на трудовые движения.

Физкультурные минуты представляют собой кратковременные перерывы в работе порядка от 1 до 3 мин, когда выполняются 2—3 физических упражнения. Основное назначение физкультми­нуток — расслабить работающие мышечные группы, усилить де­ятельность сердечно-сосудистой системы и устранить застойные явления в слабонагруженных звеньях тела, т.е. дать кратковре­менный отдых организму. Число и периодичность включения физ­культминуток в трудовой процесс так же, как и при использова­нии физкультпауз, зависят от его особенностей. В среднем в режи­ме рабочего дня они выполняются от 2 до 5 раз независимо от других форм производственной гимнастики.

Для поддержания высокой работоспособности, активизации вос­становительных процессов и профилактики негативных профессио­нальных факторов (производственные шумы, вибрация, чрезмерная нагрузка на зрительный и другие анализаторы и т.д.) кроме произ­водственной гимнастики дополнительно предусматриваются заня­тия физическими упражнениями вне рамок процесса труда, т.е. во время обеденного перерыва (прогулочная ходьба, непродолжитель­ные игры типа настольного тенниса, бадминтона, волейбола, обще-развивающие гимнастические и дыхательные упражнения и т.д.) и в послерабочее время до выхода с территории предприятия (физичес­кие упражнения рекреационного и коррегирующего характера в комп­лексе с сауной, контрастным душем, сеансы психорегуляции и т.п.).

 

2. Характеристика основных документов планирования в физическом воспитании

       Характеристика основных документов планирования в физи­ческом воспитании. Основными документами планирования в фи­зическом воспитании являются: учебный план, учебная про­грамма, план-график учебного процесса, рабочий (тематичес­кий) план, расписание занятий, планы-конспекты занятий. Все документы планирования логически и содержательно связаны между собой. Каждый последующий документ более частного характера разрабатывается в соответствии с предшествующим. Вместе с тем каждый документ имеет свое назначение в систе­ме планирования, выполняет определенную функцию. В целом же реализация основных документов планирования должна обес­печить необходимую организацию, оптимальный выбор средств и методики педагогического процесса с данным контингентом занимающихся.

По своему функциональному назначению все документы пла­нирования делятся на три типа.

  1. Документы, определяющие основную направленность и со­держание учебного процесса в общеобразовательных школах, колледжах профессионального образования, средних и высших спе­
    циальных учебных заведениях. К ним относятся учебный план и учебная программа. Эти документы являются государственными и обязательными для выполнения.
  2. Документы, определяющие порядок организации процесса физического воспитания (план-график учебного процесса и рас­писание занятий).
  3. Документы методического характера, в которых преимуще­ственно отражена методика физического воспитания (рабочий план и план-конспект занятия).

Учебные планы и программы по физическому воспитанию для общеобразовательных школ, средних и высших специальных учеб­ных заведений, спортивных школ и других организаций разраба­тываются государственными органами (министерствами, комите­тами). Планы-графики учебного процесса, рабочие планы и пла­ны-конспекты уроков разрабатываются самими преподавателями исходя из отправных официальных документов — учебного плана и программы.

Учебный план представляет собой основной (исходный) доку­мент, на основе которого осуществляется вся многогранная рабо­та по физическому воспитанию в государственных учебных заве­дениях всех уровней.

Учебным планом устанавливаются: а) общая продолжитель­ность занятий по физическому воспитанию в общеобразователь­ной школе, учебном заведении; спортивной специализации в ДЮСШ и других спортивных школах; б) разделы (виды) про­граммного материала с указанием часов на их прохождение по годам обучения.

Учебная программа — это документ планирования учебной ра­боты, в котором определяются: а) целевые установки и общие задачи педагогического процесса: в общеобразовательной школе — курса физического воспитания, в ДЮСШ — спортивной трени­ровки по избранному виду спорта; б) объем знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть занимающиеся в планируе­мый срок занятий, и перечень основных физических упражнений и других средств, обеспечивающих решение поставленных задач; в) уровень теоретической, общефизической и спортивной подго­товленности, выраженный в зачетных требованиях и учебных нор­мативах (тестовых показателях), который должны достигнуть зани-мающиеся на каждом году и по окончании обучения в образова­тельном учреждении.

Программа по физическому воспитанию состоит в основном из 4 разделов: 1) уроки физической культуры; 2) физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня; 3) физи­ческая культура во внеурочное время; 4) физкультурно-массовые и спортивные мероприятия.

Учебные программы имеют следующую типовую структуру; 1) пояснительная записка, в которой раскрываются цель и задачи курса физического воспитания, указываются особенности контин­гента занимающихся, характеризуется структура программы, ре­комендуются методы и формы занятий, даются указания по пла­нированию и учету и др.; 2) учебный материал по теоретическому и практическому разделам (перечень основных теоретических тем для изучения, описание всех физических упражнений, подлежа­щих освоению по годам обучения), а также зачетные требования и учебные нормативы по освоению двигательных действий и разви­тию физических качеств; 3) приложение, в котором приводится список рекомендуемой литературы, образцы планов, заявок, ти­повой табель спортивного инвентаря и оборудования, необходи­мого для обеспечения занятий по физической культуре, пример­ные карты физической подготовленности и развития учащихся и др.

Учебная программа разрабатывается в соответствии с устано­вленным учебным планом содержанием и объемом часов, отве­денных на каждый раздел и в целом на все разделы занятий.

План-график учебного процесса определяет наиболее целесообраз­ную последовательность прохождения материала теоретического и практического разделов учебной программы по месяцам и неде­лям на протяжении одного года (учебного — в общеобразователь­ной школе и годичного цикла спортивной тренировки в ДЮСШ). В плане-графике также указывается количество отведенных часов на каждый раздел и распределение временных затрат на прохож­дение материала разделов по неделям в течение года.

План-график составляется для однородных учебных групп (например, в школе для каждой параллели классов, вузе для групп одного и того же курса и учебного отделения).

Порядок прохождения видов практического раздела учебной программы зависит от сезонных условий и наличия спортивных сооружений. Однако главным в определении рациональной пос­ледовательности прохождения учебного материала программы являются педагогические закономерности процесса физического воспитания (формирования двигательных навыков, направленного развития физических качеств и др.).

Программный материал распределяется по учебным неделям в порядке постепенного нарастания требований к занимающимся как по сложности техники выполнения упражнений, так и по физической нагрузке.

В плане-графике определяются номера уроков, на которых планируется прием зачетов или контрольных соревнований по каждому разделу программы.

План-график — это чисто организационный документ (мето­дика физического воспитания в нем не отражена). Он дает лишь обшее целостное представление о прохождении программного материала в течение учебного года.

Рабочий (тематический) план составляется на основе учебной программы и годового плана-графика прохождения программно­го материала и представляет собой последовательное изложение содержания каждого урока учебной четверти (семестра). В практи­ке физического воспитания рабочий план имеет разные названия — тематический план, план на одну четверть, на один семестр. В ра­бочем плане в более конкретизированном виде, чем в плане-гра­фике учебного процесса, представлены используемые средства и отражена методика обучения двигательным действиям и воспита­ния физических качеств. Квалифицированно составленный рабо­чий план в значительной мере выполняет функцию методическо­го обеспечения учебного процесса. Рабочие планы составляют в текстовой и графической форме.

В содержание рабочего плана входят: 1) конкретные учебно-воспитательные задачи уроков (общие и частные); 2) теоретичес­кие сведения по физическому воспитанию; 3) основные средства (физические упражнения), способы их применения и величины нагрузок (с указанием их объема и интенсивности на каждый урок); 4) контрольные упражнения (тесты) для определения успешнос­ти освоения программного материала и уровня физической под­готовленности учащихся.

При распределении в рабочем плане учебного материала по урокам необходимо руководствоваться следующими методическими положениями:

1) придерживаться дидактического правила от простого к слож­ному, при этом принимать во внимание повышающийся уровень физической подготовленности учащихся в процессе их система­
тических занятий;

2)        при разучивании двигательного действия нецелесообразно Делать большие перерывы между уроками, т.е. следует применять концентрированное во времени обучение;

3)        всемерно использовать положительную взаимосвязь упраж­нений из различных разделов программы и избегать разучивания
На одном уроке отрицательно взаимодействующих двигательных действий;

4)        на тех занятиях, на которых запланировано обучение двига­тельным действиям, следует предусматривать сообщение основ знаний о технике изучаемого действия, влияния этого физиче­
ского упражнения на организм, правилах обеспечения безопасности при его выполнении;

5)       для решения задач физического воспитания следует использовать на уроке средства, оказывающие разностороннее воздействие на физическое развитие занимающихся;

6)       количество и содержание задач на одном уроке должны соот­ветствовать возможностям занимающихся и учебно-материальному обеспечению урока.

В рабочем плане фиксируется методическая последовательность прохождения учебного материала и одновременно раскрывается содержание каждого конкретного урока.

Расписание занятий должно быть по возможности постоянным стабильным и предусматривать примерно равные промежутки вре­мени между занятиями по физическому воспитанию.

План-конспект урока (занятия) разрабатывается на каждое конк­ретное занятие на основе рабочего плана и представляет собой полный детализированный сценарий предстоящего урока. В нем указываются номер занятия по рабочему плану, основные и част­ные задачи урока, подбираются необходимые средства для их ре­шения с указанием параметров нагрузки (количество повторений, интенсивность, продолжительность) и отдыха по всем упражне­ниям, разрабатываются организационно-методические указания.

Более подробно основные документы планирования по физи­ческому воспитанию рассматриваются в главе 12 «Технология раз­работки документов планирования по физическому воспитанию».

 

3.Гигиенические положения тренировочного процесса и соревнований

Основной гигиенический принцип советской системы физического воспитания, построения тренировочного про­цесса и проведения соревнований — это обеспечение оз­доровительного эффекта, выражающегося в укреплении здоровья и повышении работоспособности спортсменов. В ходе тренировок и соревнований тренеры должны не только предотвращать возможные случаи нарушения здо­ровья спортсменов, но, прежде всего, активно использо­вать различные средства и методы для укрепления здоровья занимающихся. В современном спорте высокий уровень здоровья — один из важных факторов повыше­ния эффективности тренировочного процесса и необходи­мое условие достижения высоких спортивных резуль­татов.

Обеспечение оздоровительной направленности трени­ровочного процесса и соревнований возможно при соблю­дении определенных гигиенических положений, направ­ленных на оптимизацию тренировочного процесса и со­ревновательной деятельности спортсменов.

Важное гигиеническое значение имеют первичные вра­чебные обследования, которые являются обязательными для лиц, приступающих к тренировочным занятиям. На основании всестороннего изучения состояния здо­ровья, антропометрических данных и функционального состояния врач решает вопрос о допуске к тренировкам и совместно с тренером дает рекомендации о целесооб­разности занятий тем или иным видом спорта.

Регулярный врачебно-педагогический контроль — обязательное и необходимое условие спортивной трени­ровки. В процессе тренировки следует систематически проводить медицинские обследования, педагогические и врачебно-педагогические наблюдения. Это позволяет по­лучать необходимую информацию о состоянии здоровья и динамике функциональных возможностей спортсменов при различных тренировочных и соревновательных на­грузках. Вместе с этим следует собирать данные о воздействии на организм спортсмена различных внешних факторов: климатических, бытовых, погодных и др.

Важное значение имеет также самоконтроль. Регуляр­ные наблюдения спортсменов за состоянием своего здо­ровья позволяют не только получить ценную информацию об изменении тренированности, но и выявить индивиду­альные особенности при воздействии тех или иных гигие­нических факторов. Совместный анализ результатов этих наблюдений дает возможность успешно управлять трени­ровочным процессом, обеспечивая высокий оздоровитель­ный эффект занятий и повышение спортивной работо­способности.

Планирование и проведение тренировочного процесса должны осуществляться с учетом половых и возрастных особенностей занимающихся. Вместе с тем во внимание принимается уровень развития тех или иных физических качеств, а также другие индивидуальные особенности спортсменов. В соответствии с этим используются необ­ходимые тренировочные средства и методы, определен­ным образом нормируются тренировочные и соревнова­тельные нагрузки, которые должны соответствовать функциональным возможностям спортсменов.

Важное гигиеническое значение имеет применение в тренировочном процессе различных педагогических средств и методов, направленных на быстрейшее восста­новление спортивной работоспособности.

На всех этапах тренировки недопустимо применение каких-либо тренировочных или соревновательных средств и методов, способных вызвать нарушение здоровья занимающихся. Тренеры должны принимать все необ­ходимые меры для предупреждения спортивного травма­тизма и создания оптимальных условий занятий и пре­дупреждать отрицательное воздействие на организм спортсменов неблагоприятных факторов внешней среды (высокая или низкая температура воздуха, интенсивная солнечная радиация и др.). При внешних условиях, которые могут вызвать нарушения здоровья спортсменов, проводить тренировочные занятия и соревнования нельзя.

Для повышения оздоровительного эффекта спортив­ной тренировки следует широко использовать благотвор­ное воздействие на организм солнечной радиации, вод­ных процедур и морских купаний, ионизированного воз­духа и др., а также искусственных источников ультра­фиолетовой радиации и ионизированного воздуха.

В целях обеспечения общей оздоровительной направ-ленности спортивной тренировки и профилактики состоя­ний перетренированности и перенапряжения тренировоч­ный процесс должен осуществляться с учетом общих педагогических принципов и специфических закономерно­стей тренировки, которые основаны на важнейших физи­ологических и гигиенических положениях.

При построении тренировочного процесса необходимо учитывать закономерные изменения функционального состояния и работоспособности спортсменов, которые обусловлены влиянием биоритмов и ряда природных и социальных факторов. К числу известных циклических изменений работоспособности человека относятся сезон­ные, недельные и суточные.

Сезонные изменения работоспособности характеризу­ются волнообразной кривой, которая имеет наибольший подъем в конце лета и осенью с наибольшим снижением в конце зимы и весной (А. Акрабов, К. М. Смирнов, А. П. Лаптев и др.). Снижение работоспособности в кон­це зимы и весной объясняется рядом причин: витамин­ным дефицитом; «световым голоданием» из-за резкого снижения интенсивности естественной ультрафиолетовой радиации; кумуляцией утомления в конце учебного года и перед отпускным периодом и др. Обратная картина наблюдается в осенний период.

Недельные изменения работоспособности проявляются в постепенном повышении ее к среде и последующем снижении к субботе. Наиболее четко такая динамика прослеживается у школьников и студентов. Это объясня­ется главным образом влиянием социальных факторов, связанных с организацией учебной и трудовой деятель­ности на протяжении недели. Изучение и учет недельной динамики работоспособности позволяют более рацио­нально планировать подготовку спортсмена в недельном микроцикле.

Суточные изменения работоспособности (циркадные ритмы), как уже отмечалось выше, обусловлены суточ­ным биоритмом различных функциональных систем орга­низма и режимом двигательной деятельности. Их учет необходим для разработки рационального распорядка дня, выбора оптимальных сроков для проведения трени­ровочных занятий различной направленности, планиро­вания подготовки к ответственным соревнованиям и необ­ходимой перестройки режима в связи с выступлениями спортсменов в других часовых поясах.

В процессе подготовки спортсменок важное значение имеет ряд гигиенических положений. Прежде всего при планировании тренировочного процесса следует учиты­вать следующие основные анатомо-физиологические особенности женского организма. У женщин по сравне­нию с мужчинами более низкий уровень показателей физического развития. Мышечная ткань у них состав­ляет 32—35% веса тела (у мужчин 40 % и более), зато жировой ткани у женщин на 10 % больше, чем у мужчин. Силовые показатели у женщин ниже, чем у мужчин. Си­ла мышц брюшной стенки у женщин на 30—50 % мень­ше, чем у мужчин.

Чрезмерные тренировочные и соревновательные на­грузки вызывают у женщин более значительные вегета­тивные сдвиги. Спортсменки нуждаются в более продол­жительном отдыхе. Психоэмоциональная сфера у жен­щин менее устойчива.

Биологические особенности женщин связаны с овари-ально-менструальным циклом, который проявляется с наступлением половой зрелости, обычно в 12—14 лет. Цикл, как правило, имеет продолжительность 21—28 дней, а менструация — 2—7 дней. При значительных тре­нировочных нагрузках менструальный цикл может удли­няться до 36—-42 дней. У большинства спортсменок менструация не оказывает отрицательного влияния на самочувствие и работоспособность. Однако примерно у 30 % женщин в предменструальный период ухудшается самочувствие, наблюдаются головные боли, плаксивость, тяжесть в нижней части живота, набухание молочных желез и др. При этом учащается пульс, повышается арте­риальное давление и температура тела.

Спортсменки, тренеры и врачи должны постоянно вес­ти наблюдения за изменениями самочувствия и спортив­ной работоспособности в связи с менструальным циклом. Эти данные имеют важное значение для правильного планирования тренировочного процесса и выступлений на соревнованиях.

Спортсменки, у которых в менструальный период ухудшаются самочувствие и работоспособность, освобож­даются от тренировок и соревнований. Малотренирован­ные спортсменки в предменструальный и менструальный периоды не допускаются к соревнованиям. Высококвали­фицированные спортсменки, имеющие хорошее само­чувствие и работоспособность в менструальный период, могут проводить непродолжительные тренировки с не­большой нагрузкой, из которых исключаются силовые и конфликты и стрессовые ситуации. Все это приводит к резкому снижению уровня моральных и волевых качеств и падению спортивной работоспособности.

Практика показывает, что в подавляющем большин­стве случаев основной причиной неправильного поведе­ния спортсменов и нарушение ими гигиенического режи­ма являются не субъективные факторы, а объективные условия несоответствующей микросреды и окружения спортсмена, которое оказывает на него неблагоприятное влияние.

Тренеры должны хорошо знать и постоянно контро­лировать состояние социально-гигиенических факторов микросреды спортсмена, а также принимать все меры для ее улучшения. В случаях нарушения оптимального пси­хогигиенического климата в окружении спортсмена следу­ет своевременно принимать решительные меры для его нормализации, используя различные средства и методы педагогических и других воздействий.

Оптимальные бытовые условия также в значительной мере способствуют повышению работоспособности и быстрейшему восстановлению спортсменов. Жилые по­мещения должны отвечать санитарно-гигиеническим нор­мам и обеспечивать спортсмену необходимые условия для хорошего отдыха, личной гигиены и приема вос­станавливающих гидропроцедур (ванна, душ). Жела­тельно, чтобы вблизи дома находился зеленый массив, что позволило бы спортсмену в лучших гигиенических условиях отдыхать и проводить утреннюю гимнастику, вечерние прогулки и индивидуальные тренировки.

Особенности учебной и трудовой деятельности спорт­смена необходимо учитывать при всех видах планирова­ния тренировочного процесса. В напряженные периоды учебной (трудовой) деятельности уровень тренировочных и соревновательных нагрузок несколько снижается. Осо­бое внимание следует уделять рациональному планиро­ванию тренировок в недельном микроцикле и разрабо­тке суточного режима. Это необходимо для того, чтобы обеспечить правильное чередование учебной (трудовой) деятельности, тренировочных занятий, отдыха и вос­становительных мероприятий на протяжении недели и отдельных дней.

Бесплатный хостинг uCoz