1. Технология разработки документов планирования по физическому воспитанию

В толковом словаре русского языка термин «технология» трактуется как совокупность производственных методов и про­цессов в определенной отрасли производства (С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова, 1994).

Педагогическая технология — это систематичное и последова­тельное воплощение на практике заранее спроектированного учеб­но-воспитательного процесса. Описание любого учебно-воспита­тельного процесса представляет собой описание некоторой педа­гогической системы. Следовательно, естественно, что педагоги­ческая технология в модельной форме — это проект определен­ной педагогической системы, реализуемый на практике.

Воспроизводимость и планируемая эффективность педагогичес­кой технологии целиком зависят от ее системности и структури­рования. В ней реализуются цели повысить эффективность образо­вательного процесса, гарантировать достижение учащимися зап­ланированных результатов обучения.

В структуру педагогической технологии входит разработка основ­ных документов планирования по физическому воспитанию: 1) об­щего плана работы по физическому воспитанию; 2) годового пла­на-графика учебного процесса; 3) поурочного рабочего (темати­ческого) плана на четверть; 4) плана-конспекта урока. Указан­ные документы планирования в логическом и содержательном отношениях связаны между собой. Каждый последующий, более частного характера документ разрабатывается в соответствии с предшествующим. Вместе с тем каждый документ имеет свое на­значение в системе планирования, выполняет определенную фун­кцию. В целом же реализация основных документов планирования должна обеспечить необходимую организацию, оптимальный вы­бор средств и методики педагогического процесса с данным кон­тингентом занимающихся.

В сфере физического воспитания преподавателями разрабаты­вается вся рабочая документация по планированию исходя из от­правных, официальных документов — учебного плана образова­тельного учреждения и государственной программы по физичес­кому воспитанию. В учебном плане указываются в первую очередь все дисциплины, которые изучаются в данном учебном заведении за весь период обучения. Среди этих дисциплин фигурирует в ка­честве обязательного предмета и «Физическая культура», даны сро­ки ее изучения и объем часов.

 

2. Характеристика форм занятий физическими упражнениями

Под формами занятий физическими упражнениями понимают способы организации учебно-воспитательного процесса, каждый из которых характеризуется определенным типом взаимосвязи (вза­имодействия) преподавателя (тренера, судьи) и занимающихся, а также соответствующими условиями занятий.

По особенностям организации занимающихся и способам ру­ководства ими занятия по физическому воспитанию подразделя­ются на две группы — урочные и неурочные (рис. 17).

Урочные формы — это занятия, проводимые преподавателем (тренером) с постоянным составом занимающихся. К ним отно­сятся:

1)    уроки физической культуры, проводимые преподавателями по государственным программам в образовательных учреждени­ях, где физическая культура является обязательным предметом (школа, колледж профессионального образования, вуз и т.п.);

2) спортивно-тренировочные занятия, проводимые тренерами, с направленностью на совершенствование занимающихся в из­бранном виде спорта.

3)  Неурочные формы — это занятия, проводимые как специалис­тами (организованно), так и самими занимающимися (самостоя­тельно) с целью активного отдыха, укрепления или восстановле­ния здоровья, сохранения или повышения работоспособности, Развития физических качеств, совершенствования двигательных Навыков и др. К ним относятся: малые формы занятий (утренняя гимнастика, вводная гимнас­тика, физкультпауза, физкультминутка, микропауза), используе­мые для оперативного (текущего) управления физическим состоя­
нием. В силу своей кратковременности эти формы, как правило, не решают задач развивающего, тренирующего характера;

4)    крупные формы занятий, т.е. занятия относительно продолжительные, одно- и многопредметные (комплексные) по содер­жанию (например, занятия аэробикой, шейпингом, калланети-
кой (см. главу 24), атлетической гимнастикой и др.). Эти формызанятий направлены на решение задач тренировочного, оздоро­вительно-реабилитационного или рекреационного характера;

5)    соревновательные формы занятий, т.е. формы физкультурно-спортивной деятельности, где в соревновательной борьбе определяются победитель, место, физическая или техническая под­
готовленность и т.п. (например, система официальных соревнова­ний, отборочные соревнования, первенства, чемпионаты, контрольные прикидки или соревнования и др.).

. Характеристика форм занятий физическими упражнениями

Урочные формы занятий

Для урочных форм занятий характерно то, что деятельностью занимающихся управляет педагог по физической культуре и спорту, который в течение строго установленного времени в специально отведенном месте руководит процессом физического воспитания относительно постоянной по составу учебной группой занимаю­щихся (класс, секция, команда) в соответствии с требованиями педагогических закономерностей обучения и воспитания. При этом строго соблюдаются частота занятий, их продолжительность и вза­имосвязь. Кроме того, для учебных форм характерно построение занятий в рамках общепринятой структуры, под которой принято понимать деление урока на три составные части: подготовительную, основную и заключительную.

Подготовительная часть необходима для начальной организа­ции занимающихся, психической и функциональной подготовки организма, а также для опорно-двигательного аппарата к пред­стоящей основной работе.

Основная часть обеспечивает решение задач обучения технике Двигательных действий, воспитания физических и личностных качеств.

Заключительная часть предназначена для постепенного сниже­ния нагрузки на организм и организованного окончания занятия.

По признаку основной направленности различают уроки общей Физической подготовки (ОФП), уроки профессиональн о-приклад-ной физической подготовки (ППФП), спортивно-тренировочные уроки, методико-практические занятия.

Уроки ОФП используются практически для всех возрастных групп. Их основная направленность — это всесторонняя физичес­кая подготовка занимающихся. Для уроков характерны разнообра­зие средств и методов, комплексность, средние и умеренные на­грузки на организм.

Уроки профессионально-прикладной физической подготовки про­водятся в основном в средних и высших учебных заведениях. Их основная направленность — формирование ведущих для конкрет­ных профессий двигательных умений и навыков, а также разви­тие физических качеств.

Спортивно-тренировочные уроки являются основной формой занятий со спортсменами всех разрядов и служат подготовке их к соревнованиям.

Методико-практические занятия проводятся в основном в сред­них специальных и высших учебных заведениях. Их основная на­правленность — операциональное овладение методами и способа­ми физкультурн о-спортивной деятельности для достижения учеб­ных, профессиональных, жизненных целей личности.

По признаку решаемых задач различают следующие типы уро­ков:

1)        уроки освоения нового материала. Для них характерны ши­
рокое использование словесных и наглядных методов, невысокая
«моторная» плотность;

2)   уроки закрепления и совершенствования учебного материала;

3)   контрольные уроки предназначены для определения уровня
подготовленности занимающихся, проверки усвоения ими зна­
ний, умений и навыков и т.п.;

4)   смешанные (комплексные) уроки направлены на совмест­
ное решение задач обучения технике движений, воспитания фи­
зических качеств, контроля за уровнем физической подготовлен­
ности занимающихся и др.

По признаку вида спорта различают уроки гимнастики, легкой атлетики, плавания и т.д. Они имеют свое специфическое содер­жание, структурное построение и т.д.

 Неурочные формы занятий

Как уже говорилось выше, в массовой физкультурно-спортив­ной практике применяются малые, крупные и соревновательные формы занятий неурочного типа.

Для малых форм занятий характерны:

1) относительно узкая направленность деятельности занимаю­щихся по сравнению с урочными и крупными формами занятий. Поэтому здесь решаются лишь отдельные частные задачи: а) умеренное повышение тонуса и ускорение врабатывания систем

организма при переходе от состояния покоя к повседневной деятельности (формы: утренняя гигиеническая гимнастика, ввод­ная производственная гимнастика); б) текущая оптимизация ди­намики оперативной работоспособности во время работы и про­филактика ее неблагоприятных влияний на организм (формы: физкультпаузы, физкультминутки, микропаузы активного отды­ха); в) поддержание отдельных сторон, приобретенной трениро­ванности и создание предпосылок для повышения эффективнос­ти основных занятий (домашние задания по школьному курсу физического воспитания и в спорте);

2) незначительная продолжительность занятий (от 2—3 до 15—20 мин);

3) отсутствие или невыраженность структуры построения занятия, т.е. подготовительной, основной и заключительной части,например оздоровительный бег, гигиеническая гимнастика, физ­культурные минутки и т.п.;

4) невысокий уровень функциональных нагрузок.

Следует отметить, что малые формы занятий играют дополни­тельную роль в общей системе занятий физического воспитания. К крупным формам занятий неурочного типа относятся:

1)   самостоятельные (самодеятельные) тренировочные занятия (например по ОФП, атлетической гимнастике и др.). Они требуют от занимающихся определенной «физкультурной грамотности», особенно методического характера, для правильного построения занятия, корректного регулирования нагрузки, осуществления
самоконтроля;

2) занятия, связанные с решением задач оздоровительно-реа­билитационного или рекреационного характера. К ним можно от­нести занятия аэробикой, шейпингом, калланетикой, ушу, тур­походы, ходьбу на лыжах, массовые игры и т.п. Основные харак­
терные черты этих занятий: умеренность нагрузки без кумулятивного утомления; отсутствие жесткой регламентации; свободное варьирование поведения.

К соревновательным формам организации занятий относятся:

1)    собственно спортивные соревнования, предполагающие максимальную реализацию возможностей занимающихся. Для них присущи: четкая регламентация предмета, способов и условий состязаний официальными правилами, регулирования порядка состязаний, наличие судейства и др.;

2) соревновательные формы занятий (например, контрольные уроки, зачеты, сдача нормативов и др.). Здесь признаки, присущие спорту, частично отсутствуют либо менее выражены.

В зависимости от численного состава занимающихся физичес­кими упражнениями различают индивидуальные и групповые Формы занятий.

3. Занятия неурочного типа в отличие от урочного осуществля­ется на основе полной добровольности. Выбор конкретной  неурочной формы занятий в значительной степени определяется интересами и склонностями занимающихся.

 

  1. Структура, задачи и условия функционирования системы гигиенических факторов в подготовке спортсменов

Как уже отмечалось, система подготовки спортсмена включает три подсистемы: соревнований; спортивной тре­нировки; факторов, дополняющих тренировку и соревно­вания и оптимизирующих их эффект. При этом только совокупность всех перечисленных компонентов, соедине­ние их в целостную систему может обеспечить рост спортивных достижений и общий положительный эффект спортивной деятельности (Л. П. Матвеев).

В системе факторов, дополняющих тренировку и со­ревнования и оптимизирующих их эффект, основное мес­то занимают различные гигиенические факторы: раци­ональный суточный режим; личная гигиена; закаливание; специализированное питание; гигиенические средства восстановления и др. В последнее время значение и роль гигиенических факторов в подготовке спортсменов все более возрас­тают. Это обусловлено основными тенденциями развития мирового спорта: повышением тренировочных и соревно­вательных нагрузок; расширением возрастного диапазона участников и резким снижением нижней возрастной гра­ницы в некоторых видах спорта (плавание, фигурное катание на коньках, прыжки в воду и др.); проведением соревнований, в сложных условиях (высокая или низкая температура внешней среды, горный климат, быстрая смена климатических зон и временных поясов).

Научные исследования и практика свидетельствуют о том, что целенаправленное использование в подготовке спортсменов необходимых гигиенических факторов обес­печивает высокий уровень здоровья и работоспособности, неуклонный рост спортивного мастерства, стабильность спортивной формы, быструю адаптацию к различным условиям. Гигиенические факторы имеют важное значе­ние в обеспечении спортивного долголетия. Анализ под­готовки выдающихся спортсменов показывает, что одним из главных условий их стабильных успехов было неукос­нительное выполнение спортивного режима на протяже­нии многих лет жизни. Особую роль гигиенические факторы играют на этапе непосредственной подготовки, а также при выступлении спортсменов на крупнейших международных соревнованиях в сложных климатических условиях.

В то же время факты говорят о том, что тренировоч­ные занятия в неблагоприятных гигиенических условиях, без соблюдения спортсменами рационального суточного режима, правил личной гигиены, режима питания приво­дят к ухудшению здоровья и резкому снижению спортив­ных результатов.

Структура системы гигиенического обеспечения подготовки спортсменов

В нашей стране разработана и апробирована на практике система гигиенического обеспечения подготовки спортсменов. Она имеет определенную структуру и состо­ит из следующих элементов:

—   гигиенические требования к тренировочному про­цессу и соревнованиям;

—   оптимальные    социально-гигиенические    факторы микросреды, быта, учебы, трудовой деятельности;

—   рациональный суточный режим;

—   личная гигиена;

—   закаливание;

—    специализированное     питание    и     рациональный питьевой режим;

—  оптимальные условия при проведении тренировок и соревнований;

—  вспомогательные   гигиенические   мероприятия   по восстановлению и повышению работоспособности;

—  специализированные комплексы гигиенических ме­роприятий   при   подготовке   и   выступлении   в  сложных условиях.

Система гигиенического обеспечения должна приме­няться на всех этапах подготовки спортсменов. В ее реализации принимают участие тренеры, медицинские работники и сами спортсмены. Следует особо подчерк­нуть, что наибольший положительный эффект проявля­ется   при   комплексном   использовании   всех   элементов системы (А.П.Лаптев).

Цель системы гигиенического обеспечения подготовки спортсменов —- способствовать сохранению и укреплению здоровья, повышению спортивной работоспособности, продлению спортивного долголетия, профилактике спор­тивного травматизма, быстрой адаптации спортсменов при тренировках и соревнованиях в сложных условиях. Система гигиенического обеспечения подготовки спортсменов включает программу каждого элемента (пи­тания, закаливания и т. д.). Эти программы составляются с учетом особенностей вида спорта, этапов и условий подготовки, индивидуальных особенностей спортсме­нов и др.

При  реализации  программ  проводится  комплексный контроль, который включает данные о динамике состоя­ния здоровья, спортивной работоспособности и самочув­ствия   спортсменов.   Эта   информация   складывается   из анализа данных гигиенических исследований,  педагоги­ческих  наблюдений,  медицинских  обследований,  специ­альных   исследований   психофизиологических   функций, наиболее важных для данного вида спорта. Сравнитель­ный   анализ   получаемой   таким   образом   информации позволяет вносить соответствующие коррективы в отдель­ные   программы   системы   гигиенического   обеспечения.

Бесплатный хостинг uCoz