1. Технология разработки документов планирования по физическому воспитанию В толковом словаре русского языка термин «технология» трактуется как совокупность производственных методов и процессов в определенной отрасли производства (С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова, 1994). Педагогическая технология — это систематичное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса. Описание любого учебно-воспитательного процесса представляет собой описание некоторой педагогической системы. Следовательно, естественно, что педагогическая технология в модельной форме — это проект определенной педагогической системы, реализуемый на практике. Воспроизводимость и планируемая эффективность педагогической технологии целиком зависят от ее системности и структурирования. В ней реализуются цели повысить эффективность образовательного процесса, гарантировать достижение учащимися запланированных результатов обучения. В структуру педагогической технологии входит разработка основных документов планирования по физическому воспитанию: 1) общего плана работы по физическому воспитанию; 2) годового плана-графика учебного процесса; 3) поурочного рабочего (тематического) плана на четверть; 4) плана-конспекта урока. Указанные документы планирования в логическом и содержательном отношениях связаны между собой. Каждый последующий, более частного характера документ разрабатывается в соответствии с предшествующим. Вместе с тем каждый документ имеет свое назначение в системе планирования, выполняет определенную функцию. В целом же реализация основных документов планирования должна обеспечить необходимую организацию, оптимальный выбор средств и методики педагогического процесса с данным контингентом занимающихся. В сфере физического воспитания преподавателями разрабатывается вся рабочая документация по планированию исходя из отправных, официальных документов — учебного плана образовательного учреждения и государственной программы по физическому воспитанию. В учебном плане указываются в первую очередь все дисциплины, которые изучаются в данном учебном заведении за весь период обучения. Среди этих дисциплин фигурирует в качестве обязательного предмета и «Физическая культура», даны сроки ее изучения и объем часов.
2. Характеристика форм занятий физическими упражнениями Под формами занятий физическими упражнениями понимают способы организации учебно-воспитательного процесса, каждый из которых характеризуется определенным типом взаимосвязи (взаимодействия) преподавателя (тренера, судьи) и занимающихся, а также соответствующими условиями занятий. По особенностям организации занимающихся и способам руководства ими занятия по физическому воспитанию подразделяются на две группы — урочные и неурочные (рис. 17). Урочные формы — это занятия, проводимые преподавателем (тренером) с постоянным составом занимающихся. К ним относятся: 1) уроки физической культуры, проводимые преподавателями по государственным программам в образовательных учреждениях, где физическая культура является обязательным предметом (школа, колледж профессионального образования, вуз и т.п.); 2) спортивно-тренировочные занятия, проводимые тренерами, с направленностью на совершенствование занимающихся в избранном виде спорта. 3) Неурочные формы — это занятия, проводимые как специалистами (организованно), так и самими занимающимися (самостоятельно) с целью активного отдыха, укрепления или восстановления здоровья, сохранения или повышения работоспособности, Развития физических качеств, совершенствования двигательных Навыков и др. К ним относятся: малые формы занятий (утренняя гимнастика, вводная гимнастика, физкультпауза, физкультминутка, микропауза), используемые для оперативного (текущего) управления физическим состоя 4) крупные формы занятий, т.е. занятия относительно продолжительные, одно- и многопредметные (комплексные) по содержанию (например, занятия аэробикой, шейпингом, калланети- 5) соревновательные формы занятий, т.е. формы физкультурно-спортивной деятельности, где в соревновательной борьбе определяются победитель, место, физическая или техническая под . Характеристика форм занятий физическими упражнениями Урочные формы занятий Для урочных форм занятий характерно то, что деятельностью занимающихся управляет педагог по физической культуре и спорту, который в течение строго установленного времени в специально отведенном месте руководит процессом физического воспитания относительно постоянной по составу учебной группой занимающихся (класс, секция, команда) в соответствии с требованиями педагогических закономерностей обучения и воспитания. При этом строго соблюдаются частота занятий, их продолжительность и взаимосвязь. Кроме того, для учебных форм характерно построение занятий в рамках общепринятой структуры, под которой принято понимать деление урока на три составные части: подготовительную, основную и заключительную. Подготовительная часть необходима для начальной организации занимающихся, психической и функциональной подготовки организма, а также для опорно-двигательного аппарата к предстоящей основной работе. Основная часть обеспечивает решение задач обучения технике Двигательных действий, воспитания физических и личностных качеств. Заключительная часть предназначена для постепенного снижения нагрузки на организм и организованного окончания занятия. По признаку основной направленности различают уроки общей Физической подготовки (ОФП), уроки профессиональн о-приклад-ной физической подготовки (ППФП), спортивно-тренировочные уроки, методико-практические занятия. Уроки ОФП используются практически для всех возрастных групп. Их основная направленность — это всесторонняя физическая подготовка занимающихся. Для уроков характерны разнообразие средств и методов, комплексность, средние и умеренные нагрузки на организм. Уроки профессионально-прикладной физической подготовки проводятся в основном в средних и высших учебных заведениях. Их основная направленность — формирование ведущих для конкретных профессий двигательных умений и навыков, а также развитие физических качеств. Спортивно-тренировочные уроки являются основной формой занятий со спортсменами всех разрядов и служат подготовке их к соревнованиям. Методико-практические занятия проводятся в основном в средних специальных и высших учебных заведениях. Их основная направленность — операциональное овладение методами и способами физкультурн о-спортивной деятельности для достижения учебных, профессиональных, жизненных целей личности. По признаку решаемых задач различают следующие типы уроков: 1) уроки освоения нового материала. Для них характерны ши 2) уроки закрепления и совершенствования учебного материала; 3) контрольные уроки предназначены для определения уровня 4) смешанные (комплексные) уроки направлены на совмест По признаку вида спорта различают уроки гимнастики, легкой атлетики, плавания и т.д. Они имеют свое специфическое содержание, структурное построение и т.д. Неурочные формы занятий Как уже говорилось выше, в массовой физкультурно-спортивной практике применяются малые, крупные и соревновательные формы занятий неурочного типа. Для малых форм занятий характерны: 1) относительно узкая направленность деятельности занимающихся по сравнению с урочными и крупными формами занятий. Поэтому здесь решаются лишь отдельные частные задачи: а) умеренное повышение тонуса и ускорение врабатывания систем организма при переходе от состояния покоя к повседневной деятельности (формы: утренняя гигиеническая гимнастика, вводная производственная гимнастика); б) текущая оптимизация динамики оперативной работоспособности во время работы и профилактика ее неблагоприятных влияний на организм (формы: физкультпаузы, физкультминутки, микропаузы активного отдыха); в) поддержание отдельных сторон, приобретенной тренированности и создание предпосылок для повышения эффективности основных занятий (домашние задания по школьному курсу физического воспитания и в спорте); 2) незначительная продолжительность занятий (от 2—3 до 15—20 мин); 3) отсутствие или невыраженность структуры построения занятия, т.е. подготовительной, основной и заключительной части,например оздоровительный бег, гигиеническая гимнастика, физкультурные минутки и т.п.; 4) невысокий уровень функциональных нагрузок. Следует отметить, что малые формы занятий играют дополнительную роль в общей системе занятий физического воспитания. К крупным формам занятий неурочного типа относятся: 1) самостоятельные (самодеятельные) тренировочные занятия (например по ОФП, атлетической гимнастике и др.). Они требуют от занимающихся определенной «физкультурной грамотности», особенно методического характера, для правильного построения занятия, корректного регулирования нагрузки, осуществления 2) занятия, связанные с решением задач оздоровительно-реабилитационного или рекреационного характера. К ним можно отнести занятия аэробикой, шейпингом, калланетикой, ушу, турпоходы, ходьбу на лыжах, массовые игры и т.п. Основные харак К соревновательным формам организации занятий относятся: 1) собственно спортивные соревнования, предполагающие максимальную реализацию возможностей занимающихся. Для них присущи: четкая регламентация предмета, способов и условий состязаний официальными правилами, регулирования порядка состязаний, наличие судейства и др.; 2) соревновательные формы занятий (например, контрольные уроки, зачеты, сдача нормативов и др.). Здесь признаки, присущие спорту, частично отсутствуют либо менее выражены. В зависимости от численного состава занимающихся физическими упражнениями различают индивидуальные и групповые Формы занятий. 3. Занятия неурочного типа в отличие от урочного осуществляется на основе полной добровольности. Выбор конкретной неурочной формы занятий в значительной степени определяется интересами и склонностями занимающихся.
Как уже отмечалось, система подготовки спортсмена включает три подсистемы: соревнований; спортивной тренировки; факторов, дополняющих тренировку и соревнования и оптимизирующих их эффект. При этом только совокупность всех перечисленных компонентов, соединение их в целостную систему может обеспечить рост спортивных достижений и общий положительный эффект спортивной деятельности (Л. П. Матвеев). В системе факторов, дополняющих тренировку и соревнования и оптимизирующих их эффект, основное место занимают различные гигиенические факторы: рациональный суточный режим; личная гигиена; закаливание; специализированное питание; гигиенические средства восстановления и др. В последнее время значение и роль гигиенических факторов в подготовке спортсменов все более возрастают. Это обусловлено основными тенденциями развития мирового спорта: повышением тренировочных и соревновательных нагрузок; расширением возрастного диапазона участников и резким снижением нижней возрастной границы в некоторых видах спорта (плавание, фигурное катание на коньках, прыжки в воду и др.); проведением соревнований, в сложных условиях (высокая или низкая температура внешней среды, горный климат, быстрая смена климатических зон и временных поясов). Научные исследования и практика свидетельствуют о том, что целенаправленное использование в подготовке спортсменов необходимых гигиенических факторов обеспечивает высокий уровень здоровья и работоспособности, неуклонный рост спортивного мастерства, стабильность спортивной формы, быструю адаптацию к различным условиям. Гигиенические факторы имеют важное значение в обеспечении спортивного долголетия. Анализ подготовки выдающихся спортсменов показывает, что одним из главных условий их стабильных успехов было неукоснительное выполнение спортивного режима на протяжении многих лет жизни. Особую роль гигиенические факторы играют на этапе непосредственной подготовки, а также при выступлении спортсменов на крупнейших международных соревнованиях в сложных климатических условиях. В то же время факты говорят о том, что тренировочные занятия в неблагоприятных гигиенических условиях, без соблюдения спортсменами рационального суточного режима, правил личной гигиены, режима питания приводят к ухудшению здоровья и резкому снижению спортивных результатов. Структура системы гигиенического обеспечения подготовки спортсменов В нашей стране разработана и апробирована на практике система гигиенического обеспечения подготовки спортсменов. Она имеет определенную структуру и состоит из следующих элементов: — гигиенические требования к тренировочному процессу и соревнованиям; — оптимальные социально-гигиенические факторы микросреды, быта, учебы, трудовой деятельности; — рациональный суточный режим; — личная гигиена; — закаливание; — специализированное питание и рациональный питьевой режим; — оптимальные условия при проведении тренировок и соревнований; — вспомогательные гигиенические мероприятия по восстановлению и повышению работоспособности; — специализированные комплексы гигиенических мероприятий при подготовке и выступлении в сложных условиях. Система гигиенического обеспечения должна применяться на всех этапах подготовки спортсменов. В ее реализации принимают участие тренеры, медицинские работники и сами спортсмены. Следует особо подчеркнуть, что наибольший положительный эффект проявляется при комплексном использовании всех элементов системы (А.П.Лаптев). Цель системы гигиенического обеспечения подготовки спортсменов —- способствовать сохранению и укреплению здоровья, повышению спортивной работоспособности, продлению спортивного долголетия, профилактике спортивного травматизма, быстрой адаптации спортсменов при тренировках и соревнованиях в сложных условиях. Система гигиенического обеспечения подготовки спортсменов включает программу каждого элемента (питания, закаливания и т. д.). Эти программы составляются с учетом особенностей вида спорта, этапов и условий подготовки, индивидуальных особенностей спортсменов и др. При реализации программ проводится комплексный контроль, который включает данные о динамике состояния здоровья, спортивной работоспособности и самочувствия спортсменов. Эта информация складывается из анализа данных гигиенических исследований, педагогических наблюдений, медицинских обследований, специальных исследований психофизиологических функций, наиболее важных для данного вида спорта. Сравнительный анализ получаемой таким образом информации позволяет вносить соответствующие коррективы в отдельные программы системы гигиенического обеспечения. |