1. Технология составления плана-конспекта урока

План-конспект является документом планирования педаго­гического процесса по физическому воспитанию на каждое за­нятие (урок). Это самый детализированный план занятия, необ­ходимый для оперативного управления учебно-воспитательным процессом.

Эффективность любого занятия связана прежде всего с чет­кой, правильной постановкой его задач, отражаемых в плане-конспекте.

При постановке задач следует исходить из содержания поуроч­ного рабочего плана, учитывать результаты предыдущего урока и сложность освоения нового материала, а также состав занимаю­щихся, их подготовленность, условия места занятия.

Количество намечаемых задач определяется возможностями их реализации на одном занятии. В плане-конспекте урока формули­руются главные задачи, решаемые в основной части урока, и ча­стные. Частные задачи должны быть сформулированы по отдель­ным упражнениям в каждой части урока и указаны в специальной графе плана-конспекта. Педагогические задачи необходимо фор­мулировать возможно конкретнее, чтобы их можно было решить в рамках одного или нескольких занятий.

Содержание уроков по физической культуре определяется государственными программами и поурочным рабочим планом на четверть.

При разработке содержания урока физической культуры необ­ходимо:

1) определить средства и методы решения каждой из задач урока;

2)        уточнить необходимый инвентарь для урока;

3)        разработать методы организации деятельности занимающихся при решении каждой из задач;

4)   определить критерии оценки деятельности учащихся на уроке.

Первоначально при составлении плана-конспекта опреде­ляется содержание основной части урока, а затем в соответ­ствии с ним материал подготовительной и заключительной частей.

В практике существуют разные формы составления плана-кон­спекта. В качестве примера ниже приводится одна из них.

Представленная форма является развернутой формой плана-конспекта урока. Преподаватели, имеющие достаточный опыт педагогической работы и хорошие профессиональные знаний пользуются различными вариантами сокращенной формы плана-конспекта занятия.

На с. 262—264 данного пособия приводятся примерные плань конспекты уроков физической культуры для I и VII классов.

План-конспект

урока физической культуры №___________ для учащихся        класса

Задачи урока

1.____________________________________________

2.____________________________________________

3.____________________________________________

Дата проведения

Место проведения

 

Части урока            

Частные задачи          

Содержание урока                   

Дозировка нагрузки          

Организационно-методические указания

1.

...мин

__________|

______________|

____________|

_______________|

2. ...мин

__________|

______________|

____________|

_______________|

3. ...мин

__________|

______________|

____________|

_______________|

Время проведения

Необходимый инвентарь Примечания:

  1. В первой графе конспекта «Части урока» указываются цифрами ча­сти урока (I — подготовительная; 2 — основная; 3 — заключительная) и их продолжительность (в мин).
  2. В графе «Частные задачи» записываются задачи по обучению и совершенствованию осваиваемого двигательного действия, а также не­большие по своему содержанию дополнительные задачи, решаемые парал­лельно с прохождением основного материала урока. Решение тех или иных частных задач предусматривается во всех трех частях урока.

Примеры частных задач. Подготовительная часть урока: а) сообщить задачи урока; б) разучить отдельные строевые приемы; в) содействовать формированию правильной осанки и т.п. Основная часть урока: а) со­здать у занимающихся представление об изучаемом двигательном дей­ствии; б) разучить отдельные элементы двигательного действия (напри­мер, разбег и отталкивание от мостика при опорном прыжке); в) до­биться мягкого и устойчивого приземления при опорных прыжках; г) оз­накомить с основными правилами подвижной (спортивной) игры и т.п.

  1. В графе «Содержание урока» последовательно указываются по час­тям занятия все предусмотренные для проведения физические упражнения. При записи общеразвивающих упражнений, выполняемых на нес­колько счетов, обязательно надо записать исходное положение (и.п.) и действия на каждый счет. Если в основной части урока используется груп­повой метод, то в конспекте записывается содержание упражнений для каждого отделения и указывается порядок смены видов упражнений.
    Отдельно записываются упражнения для мальчиков и девочек при планировании на уроке разного для них учебного материала.
  2. В графе «Дозировка нагрузки» указываются количество повторений упражнений, затраты времени на выполнение упражнения (в мин), величина преодолеваемого расстояния и т.д.
  3. В графе «Организационно-методические указания» указываются способы организации занимающихся, методы выполнения упражнений, тре­бования к их выполнению, а также делаются записи типа: «сообщить ошибках», «обеспечить страховку», «напомнить правила игры» и т.п.

 

2. Планирование учебного процесса в физическом воспитании

Планирование физического воспитания — это предварительная разработка и определение на предстоящую деятельность целевых установок и задач, содержания, методики, форм организации и методов учебно-воспитательного процесса с конкретным контин­гентом занимающихся.

По срокам планирования различают следующие его виды; перспективное, текущее (этапное) и оперативное.

Перспективное планирование — это планирование на длитель­ный срок (например, в общеобразовательной школе на несколь­ко лет с распределением программного материала по годам обу­чения).

Текущее планирование охватывает этапы работы (например, в общеобразовательной школе — это планирование на учебную чет­верть).

Оперативное планирование осуществляется на ближайшее вре­мя (на предстоящее занятие).

Планирование требует глубоких разносторонних профессиональ­ных знаний и практического опыта, всегда предполагает творчес-   | кий подход, так как оно не определяется жесткими рамками ме­тодических предписаний.

Требования к планированию в физическом воспитании

1. Целевая направленность педагогического процесса. Заключает­ся в требовании определения конечной цели этого процесса и подчинении (подборе) всего его содержания, методов и форм организации достижению поставленной цели. Иначе говоря, из методического арсенала преподавателя (тренера) использовать то, что непосредственно служит реализации цели.

Намеченная цель должна быть реальной. Поэтому преподавате­лю (тренеру) необходимо трезво оценить возможности ее дости-   ; жения (подготовленность занимающихся, затраты учебного вре~ мени, наличие материально-технической базы и пр.)-

Основой для разработки целевых установок служат программ­но-нормативные положения системы физического воспитания (разрядные нормы и требования спортивной классификации, тре­бования государственных программ по физическому воспитаниюдля различных контингентов населения). С установлением цели создается конкретная перспектива в педагогической работе.

Цель конкретизируют целой системой соподчиненных (час­тных, промежуточных) педагогических задач с определением пос­ледовательности и сроком их реализации. Все предусматриваемые планом задачи следует формулировать ясно, однозначно и так, чтобы они легко поддавались оценке и контролю. Поэтому их кон­кретизируют по возможности в количественных показателях (учеб­ных нормативах, тестовых результатах), позволяющих применять математико-статистические методы оценки достижений (получен­ных результатов).

1. Всесторонность планирования задан педагогического процесса.

Требование состоит в том, чтобы исходя из поставленной цели достаточно полно предусматривать образовательные, оздоровитель­ные и общевоспитательные задачи и намечать соответствующие им средства, методы и формы организации занятий.

  1. Учет закономерностей физического воспитания. Планирование только тогда эффективно, когда оно основывается на объек­тивных закономерностях физического воспитания (на закономер­
    ностях формирования двигательных умений и навыков, развития физических качеств и параллельно усвоения знаний по данному предмету) и на соответствующих им педагогических принципах
    (систематичности, доступности и индивидуализации, прогрессирования и др.). В планировании процесса физического воспитания адо также учитывать биологические закономерности роста и раз­
    вития организма человека, возрастные психологические особен­ности.
  2. Конкретность планирования. Требование состоит в строгом соответствии намечаемых задач, средств и методов физического       воспитания подготовленности занимающихся и условиям заня­
    тий (учебно-материальная база, климатические условия и пр.).

Степень конкретизации зависит от временного периода, на который составляется план1. Чем меньше срок, на который со­ставляется план, тем он в большей степени конкретизируется. Самым конкретным (детализированным) планом является план-конспект одного урока (занятия).

Методическая последовательность планирования. При разработ­ке любого плана желательно придерживаться такой последователь­ности основных операций.

1. Прежде чем приступить к планированию, надо иметь опре­деленные сведения о контингенте занимающихся, для которого предстоит составить план (о состоянии здоровья, уровне физи­ческой и спортивно-технической подготовленности и др.). Без та­ких сведений нельзя полноценно осуществить планирование. Кроме

1 План — это заранее намеченная система деятельности, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ.

 

того, данные нужны для комплектования однородных по состоя­нию здоровья и уровню подготовленности групп при проведении курса физического воспитания в общеобразовательных школах, средних специальных и высших учебных заведениях и других орга­низациях.

Преподаватель получает необходимые предварительные сведе­ния посредством собеседования с теми, с кем предстоит вести занятия, проведения среди них анкетирования, контрольных ис­пытаний (тестирования), использования данных врачебно-физ-культурного обследования.

  1. Определяются и конкретизируются цели и задачи учебно-воспитательного процесса применительно к конкретному контин­генту занимающихся и конкретным условиям ведения занятий.
  2. Исходя из поставленных задач устанавливаются нормативыи требования, которые должны быть выполнены занимающимися на соответствующих этапах.
  3. Определяются разделы программы занятий и расчет учеб­ного времени на разработку теоретического и практического со­держания программы, ее прохождение.
  4. Намечается рациональная последовательность прохождения учебного материала (теоретического и практического) по перио­дам, этапам, отдельным занятиям и уточняются объем и интен­
    сивность нагрузок.
  5. Определяется общая организация работы по реализации пла­на, подбираются методы и формы занятий для решения поставленных педагогических задач.
  6. В заключение приступают к сводному текстуально-описательному либо табличному оформлению плана. При этом просматриваются и согласуются все его пункты, разделы, параметры нагру­
    зок и т.д. Когда это возможно, содержание планов рекомендуется выражать в наглядной форме, используя средства графического изображения, разные цвета. Наглядные формы планов позволяют
    целостно воспринимать различные элементы содержания, пока­затели и представить взаимосвязь между ними.

Таким образом, планирование носит последовательный харак­тер и осуществляется по признаку от обобщенного к более де­тальному.

 

3. Особенности гигиенического обеспечения подготовки юных спортсменов

Важнейшее гигиеническое положение подготовки юных спортсменов заключается в том, чтобы в резуль­тате систематических занятий обеспечить нормальный рост и гармоническое развитие занимающихся.

Организация занятий с юными спортсменами, подбор средств и методов обучения и тренировки, также опре­деление степени тренировочных и соревновательных на­грузок должны обязательно проводиться с учетом воз­растных особенностей занимающихся.

Обеспечение всестороннего развития — одно из глав­ных гигиенических положений подготовки юных спорт­сменов. Оно осуществляется путем применения широкого круга разнообразных физических упражнений, с по­мощью которых закладывается прочный фундамент здо­ровья и будущих спортивных успехов. На начальных этапах подготовки юных спортсменов особое внимание обращается на расширение функциональных возможнос­тей организма и развитие физических способностей. Раз­нообразные упражнения не только способствуют всесто­роннему физическому развитию, но и обеспечивают ак­тивный отдых, способствуют борьбе с утомлением и по­вышению  работоспособности  учащихся.   Преждевремен-ная узкая специализация в определенных видах спортивных упражнений препятствует достижению высо­ких спортивных результатов и может отрицательно ска­заться на здоровье юных спортсменов.

Организация занятий с юными спортсменами, подбор средств и методов тренировки проводятся с учетом инди­видуальных особенностей и степени подготовленности школьников. Особое внимание необходимо уделять ха­рактеру и объему тренировочных нагрузок. Они должны быть оптимальными и увеличиваться по мере развития тренированности. Большая увлеченность спортом, жела­ние показать высокие спортивные результаты часто вызы­вают у юных спортсменов стремление выполнять чрезмер­ные тренировочные нагрузки, не соответствующие их функциональным возможностям. Такая форсированная тренировка может привести к нежелательным последст­виям. Поэтому на всех этапах подготовки юных спорт­сменов тренировочные нагрузки следует строго дозировать в зависимости от индивидуальных особенностей, состоя­ния здоровья, уровня спортивного мастерства. Увеличе­ние тренировочных нагрузок обусловливается не спор­тивным ростом учащихся, а выполнением ими учебной программы, контрольных нормативов по общей и специ­альной подготовке и спортивной специализации.

Тренировочные занятия с юными спортсменами сле­дует всегда стремиться проводить на открытом воздухе, чтобы в максимальной степени использовать благотвор­ное влияние разнообразных природных факторов на их здоровье и повышение закаленности растущего орга­низма.

В подготовке юных спортсменов важную роль играют соревнования. Они содействуют укреплению здоровья школьников, физическому развитию и росту спортивных достижений. Программы соревнований, их периодич­ность, возраст учеников должны строго соответствовать действующим правилам соревнований по видам спорта и допустимым нормам нагрузок, Все участники соревнований обязаны пройти соответствующую подготовку и. иметь разрешение врача на участие в них.

При подготовке юных спортсменов необходимо строго соблюдать все положения, связанные с личной гигиеной, питанием, закаливанием, необходимыми санитарно-гиги­еническими условиями занятий.

Важное значение для юных спортсменов имеет пра-вильно составленный суточный режим. Он способствует успешному совмещению учебного процесса с занятиями спортом. В суточном режиме юного спортсмена прежде всего необходимо предусмотреть: правильное чередова­ние учебных и тренировочных занятий; регулярное пита­ние; длительный и полноценный сон; применение закали­вающих процедур. Все это должно происходить в строго определенное время.

Во время школьных каникул юные спортсмены также должны строго соблюдать установленный распорядок дня. Каникулы рекомендуется использовать для более частых тренировок, пребывания на воздухе, занятий дру­гими видами спорта.

В целях создания наилучших условий для сочетанияучебного процесса и тренировочных занятий в ряде об­щеобразовательных школ созданы специализированные классы, учащиеся которых проходят спортивную подго­товку в СДЮСШ. Это позволяет в значительной мере улучшить рациональное гигиеническое обеспечение юных спортсменов путем правильного построения распорядка дня, питания, режима тренировок и отдыха и постоянного контроля за ними. В таких условиях открываются боль­шие возможности для всестороннего физического разви­тия и укрепления здоровья школьников.

Важное гигиеническое значение для учащихся специ­ализированных классов имеет правильно построенный распорядок дня.

Особенности питания юных спортсменов

Проблема питания юных спортсменов является важным фактором обеспечения успешного спортивного роста и укрепления здоровья. Поэтому при орга­низации питания исходят из общих положений о питании детей и подростков, вносят некоторые коррективы на ос­нове отдельных исследований.

При систематических занятиях физической культурой и спортом суточная калорийность питания детей школь­ного возраста должна увеличиваться.

Дети 11 — 13 лет, занимающиеся спортом, нуждаются в потреблении 3 г белка на 1 кг массы тела в сутки,а подростки 14—17 лет — 2 г (Н. Л. Романченко).

Наблюдения за юными спортсменами показали, что детям 11 —13 лет и подросткам 14—17 лет требуется в сутки следующее количество витаминов: витамина С— 100 и ПО мг соответственно {зимой — 75 и 80 мг), В2 — 2,9 и 3,5 мг (2,8 й 3,4 мг), РР — 30 и 35 мг (25 и 35 мг).

В детских спортивных школах-интернатах рекоменду­ется на завтрак 30—35 % суточной калорийности, на обед — 40—45%, полдник — 50 и на ужин — 25—30% (Н. Л. Романченко).

Весовой режим спортсмена

Поддержание оптимальной массы тела имеет важное гигиеническое значение для спортсмена. В видах спорта, где имеются весовые категории, некоторые спортсмены стремятся уменьшить массу тела, или, как говорят, со­гнать вес, для того, чтобы остаться в старой или перейти в более легкую весовую категорию. Это связано с оши­бочным мнением, что в более легкой весовой категории спортсмен, согнавший вес, будет выступать успешнее. Од­нако при значительной сгонке веса вместе с тягостным чувством жажды и голода наступает нарушение обмен­ных процессов, что приводит к снижению боевых качеств спортсмена и может нанести серьезный ущерб его здо­ровью. Это подтверждается многочисленными примерами из спортивной практики.

Совершенно недопустимо сгонять вес или искусствен­ными мерами задерживать его увеличение юным спорт­сменам, т.к. оно связано  с естественными процессами роста молодого организма. Поэтому юным спортсменам рекомендуется поддерживать с помощью регулирования питания и водного режима. Требует определенной осторожности использование  бани и сауны.

Бесплатный хостинг uCoz